Система QUIK

Самой популярной и самой распространенной системой среди виртуальных брокеров является система QUIK. Данная система была разработана Сибирской межбанковской валютной биржей и предприятием «СМВБ — Информационные технологии». Информационные и торговые системы, реализованные на платформе QUIK, эксплуатируются не только на СМВБ, но и на других валютных биржах (в том числе на ММВБ с 1997 года), в банках и финансовых компаниях. На данный момент на базе платформы QUIK реализованы одна информационная (QUIK-Инфо) и три информационно-торговых системы (QUIK-ETC, QUIK-Акции и QUIK-Брокер). Используя системы можно участвовать в торгах на следующих биржах:

1. на единой межбиржевой торговой сессии (ETC) — иностранной валютой; 2. на ММВБ: иностранной валютой в СЭЛТ, государственными долговыми обязательствами (ГКО, ОФЗ) и приравненными к ним ценными бумагами, корпоративными ценными бумагами, облигациями субъектов федерации; 3. на СМВБ — иностранной валютой в СЛОТ, областными и муниципальными долговыми обязательствами; 4. на РТС – акциями и инструментами срочного рынка FORTS; 5. на бирже «Санкт-Петербург» - корпоративными ценными бумагами; 6. на СПВБ – облигациями Санкт-Петербурга Помимо биржевой информации через систему могут поставляться оперативные новостные ленты информационных агентств (Прайм-Тасс, Росбизнесконсалтинг, МФД-Инфоцентр, Интерфакс). Новацией в системе QUIK является универсальный шлюз новостей, с помощью которого брокеры могут создавать потоки сообщений — новостей, отраслевых обзоров, аналитики, комментариев и прогнозов специалистов к ситуации на фондовом рынке. Данная возможность позволяет интегрировать в одной системе различные брокерские услуги, предлагая наряду с оперативной биржевой информацией и новостями ведущих информационных агентств потенциал собственной аналитической службы.

Базовый функционал систем QUIK-Акции, QUIK-Брокер и QUIK-ЕТС позволяет (для организаций, имеющих статус дилера в соответствующей торговой секции:

1. подавать заявки на покупку/продажу финансовых инструментов и осуществлять сделки; 2. отслеживать состояние заявок и сделок, а также текущее состояние денежных позиций трейдера; 3. получать обезличенные данные по всем сделкам, заключенным в торговой системе; 4. вести текстовые переговоры между участниками рынка и маклером.

Основным преимуществом системы QUIK является малая задержка данных от реального времени, низкие требования к скорости доступа в Интернет. По состоянию на 8 марта 2004 г. данной системой для предоставления брокерских услуг через Интернет пользуются свыше 70 российских брокеров, с помощью системы QUIK организовано несколько дилинговых залов по массовому обслуживанию инвесторов. В системе торговли иностранной валютой QUIK-ETC зарегистрировано более 120 банков-участников. (В декабре 2000 г. - 35 брокеров и 100 банков, соответственно. Данные предоставлены руководителем Управления информации СМВБ Ириной В. Козачок).

В качестве примеров других систем, находящих широкое применение наряду с описанной выше системой QUIK, можно назвать Netlnvestor и систему «ИТС-Брокер».

Страхование — процесс установления и поддержания договорных отношений между покупателем страховых услуг (страхователем) и их продавцом (страховщиком). Страховщик определяет программу страхования и предлагает ее своему клиенту — страхователю. Если условия предложенной программы устраивают клиента, то обе стороны заключают договор страхования и клиент осуществляет единовременный или регулярные платежи в рамках заключенного договора. При наступлении страхового случая страховщик выплачивает страхователю денежную компенсацию, определенную условиями договора страхования. Документом, удостоверяющим заключение страхового договора и содержащим обязательство страховщика, является страховой полис.

Интернет-страхование — это комплекс перечисленных выше элементов взаимодействия страховой компании и ее клиента, возникающих в процессе продажи продукта страхования, его обслуживания и вы­платы страхового возмещения, если он полностью или большей частью осуществляется с использованием Интернета. Комплекс Интернет-страхования, как правило, включает:

1. расчет величины страховой премии и определение условий ее выплаты; 2. заполнение формы заявления на страхование; 3. заказ и непосредственно оплату полиса страхования; 4. осуществление периодических выплат (рассроченной страховой премии); 5. обслуживание договора страхования в период его действия (информационный обмен между страховщиком и страхователем — формирование произвольных отчетов по запросам пользователей, в том числе отчетов о состоянии и истории изменений договоров, поступлений и выплат); 6. обмен информацией между страхователем и страховщиком при наступлении страхового события и т. д.

Процедура виртуальной покупки страхового полиса для рядового потребителя обычно выглядит следующим образом.

1. После определения предмета страхования и задания его основных характеристик система в автоматическом режиме производит расчет величины страховой премии и определяет условия ее выплаты. 2. Далее следует заполнение формы заявления на страхование, заказ и оплата полиса, который потом доставляется курьером или по почте. 3. Кроме того, современные системы виртуального страхования позволяют осуществлять весь последующий процесс обслуживания договора в период его действия.

Таким образом, при обслуживании в виртуальном представительстве компании можно так и не узнать, где находится ее офис. При этом большое значение принимает фактор доверия к страховой компании, поэтому известность компании и надежность являются одними из важных фак­торов для успешного предоставления виртуальных страховых услуг.

Кроме рынка «бизнес—потребитель» (В2С) Интернет-страхование используется и между юридическими лицами (В2В). В качестве примеров можно привести услуги по страхованию турагентствами в интерактивном режиме групп туристов, выезжающих за рубеж, а также «чистую схему» В2В — рынок перестрахования, то есть раздел рисков между страховщиками при страховании крупных объектов, когда одна компания считает слишком рискованной полную самостоятельную ответственность.