ВЫДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Экзаменационная ведомость
План проведения занятий в группе
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ-ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ
Перед созданием реляционной базы данных необходимо определить, из каких таблиц должна состоять база данных, какие данные автоматизируемой предметной области нужно поместить в каждую таблицу, как связать таблицы. Эти вопросы решаются на этапе проектирования базы данных, когда должна быть определена логическая структура базы данных, т.е. состав реляционных таблиц, их структура и межтабличные связи.
Пусть необходимо построить базу данных, содержащую информацию об учебном процессе текущего семестра:
§ списки студентов групп;
§ перечень изучаемых предметов;
§ преподавательский состав кафедр, обеспечивающих учебный процесс;
§ сведения о лекционных и практических занятиях в каждой из групп;
§ результаты сдачи экзаменов (зачетов) по каждому из проведенных занятий.
1. В результате анализа предметной области выявим документы-источники справочных данных для создания базы данных: «Список студентов группы», «Список преподавателей кафедры», «Список изучаемых предметов».
Список студентов группы № _______
Номер группы | Фамилия И.О. | Год рождения | Адрес | Балл при поступлении |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
Количество студентов _____________________________
Средний балл в группе при поступлении ______________
Список преподавателей кафедры
Название кафедры _______________________________________________
Код кафедры_______________________ Телефон _____________________
Заведующий _____________________________________________________
Табельный номер | Фамилия И.О. | Ученая степень | Ученое звание |
. . . | . . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . | . . . |
2. Выявим документы-источники учетных данных по учебному процессу, которые должны загружаться в базу данных «План проведения занятий в группах на текущий семестр», содержащих перечень изучаемых предметов с часами лекционных и практических занятий, а также экзаменационные ведомости.
группа № __________ семестр ________(текущий)
Название предмета | Код предмета | Ф.И.О. преподавателя | Табельный номер преподавателя | Вид занятия | Часы |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
Название предмета ___________________________________ Группа ____________
Преподаватель ______________________________________
Вид сдачи _______________________ Дата _______________
№ п/п | Фамилия И.О. Студента | Оценка | Подпись преподавателя |
. . . | . . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . | . . . |
Документы предметной области не только дают возможность выявить структуру данных, но также являются основой для разработки форм ввода-вывода и отчетов.
1. Следует определить функциональные зависимости между реквизитами документа «Список преподавателей кафедры», предварительно включив их перечень в таблицу.
Документ | Наименование реквизита | Имя реквизита | Функциональные зависимости |
Список преподавателей кафедры | Код кафедры | ККАФ | |
Название кафедры | НКАФ | ||
Телефон | ТЕЛ | ||
Заведующий | ЗАВ | ||
Табельный номер | ТАБН | ||
Фамилия И.О. | ФИО | ||
Ученая степень | СТ | ||
Ученое звание | ЗВ |
Из анализа документа очевидно, что такие реквизиты, как НКАФ (Название кафедры), ТЕЛ (Телефон), ЗАВ (Заведующий), являются описательными и каждый из них зависит только от ключевого реквизита ККАФ (Код кафедры), который в то же время выполняет роль общего идентификатора списка преподавателей кафедры. Реквизиты ФИО (Фамилия И. О.), СТ (Уч. степень), 3В (Уч. звание) однозначно определяются ключевым реквизитом ТАБН (Таб. номер) преподавателя. Следует обратить внимание на связь реквизитов ККАФ и ТАБН. В этой функциональной зависимости выполняется необходимое условие, т. е. одному значению ключа ТАБН соответствует одно значение зависимого реквизита ККАФ, поскольку преподаватель числится на конкретной кафедре. Таким образом, реквизит ККАФ играет роль описательного реквизита для преподавателя с идентификатором ТАБН. Все установленные функциональные зависимости реквизитов документа «Список преподавателей кафедры» отражены в приведенной таблице. Реквизит ККАФ одновременно выступает в роли описательного реквизита в одной связи и ключевого — в другой связи. Таким образом, здесь имеет место транзитивная зависимость. Реквизит НКАФ транзитивно зависит от ТАБН через ККАФ. Тем не менее, специальных действий по расщеплению этой зависимости не потребуется при использовании рассматриваемых правил.
2. Выберемпо функциональным связям реквизиты, зависимые от каких-либо других реквизитов и укажем для них ключевые реквизиты.
При просмотре списка реквизитов сверху находим первый зависимый (описательный) реквизит ККАФ и устанавливаем реквизит ТАБН (ключевой), от которого идет стрелка. Далее находим второй зависимый (описательный) реквизит НКАФ и устанавливаем его ключевой ККАФ. Аналогично находим описательный реквизит ТЕЛ и устанавливаем его ключевой ККАФ и т.д. Выявленное соответствие описательных и ключевых реквизитов может быть представлено в виде таблицы соответствия описательных и ключевых реквизитов документа «Список преподавателей кафедры»:
Описательные (зависимые) реквизиты | Ключевые реквизиты |
ККАФ | ТАБН |
НКАФ | ККАФ |
ТЕЛ | ККАФ |
ЗАВ | ККАФ |
ФИО | ТАБН |
СТ | ТАБН |
ЗВ | ТАБН |
3. Сгруппируем реквизиты, зависимые от одних и тех же ключевых реквизитов, и объединим их с ключевыми реквизитами в один информационный объект.
Результат группировки реквизитов документа «Список преподавателей кафедры» приведен в таблице, отображающей группировку реквизитов по информационным объектам документа:
Реквизиты объекта | Признак ключа | Имя информационного объекта | Семантика объекта |
ТАБН | П, У | ||
ККАФ | |||
ФИО | |||
СТ | |||
ЗВ | |||
ККАФ | П, У | ||
НКАФ | |||
ТЕЛ | |||
ЗАВ |
В таблице приняты обозначения для ключа: П – простой, У – уникальный.
4. Аналогично рассмотренному выше следует выполнить анализ документа «Список студентов группы». В результате будут выделены другие объекты справочной информации — ГРУППА и СТУДЕНТ.
Объект ГРУППА характеризуется числом студентов в группе, средним проходным баллом. Для однозначной идентификации группы используется ее номер. Объект СТУДЕНТ имеет описательные реквизиты (фамилию с инициалами, год рождения, адрес проживания). В качестве идентификатора студента в группе используется его порядковый номер в списке группы. Тогда для уникальной идентификации всех студентов вуза можно использовать составной ключ из номера группы и порядкового номера в группе. Такой идентификатор позволяет в то же время явно определить принадлежность студента к группе.
5. На основе интуитивного подхода легко выявляется информационный объект ПРЕДМЕТ, который также относится к объектам справочной информации. Объект ПРЕДМЕТ характеризуется наименованием, общим количеством часов, количеством часов лекций, практических занятий, числом семестров и т. п. В качестве идентификатора предмета вместо наименования целесообразно ввести уникальный код предмета. Это облегчит реализацию в базе данных связей этого объекта с другими, где необходима ссылка на предмет. Учитывая возможности Access, можно предусмотреть хранение в базе данных для предмета текста программы учебного курса.
6. Составим описание выявленных информационных объектов справочной информации.
Вся совокупность объектов справочной информации представлена в таблицах: группировка реквизитов по информационным объектам документа «Список преподавателей кафедры» и объекты справочной информации о студентах, группах и предметах.
Информационный объект | Название реквизита | Обозначение реквизита | Признак ключа |
ГРУППА | Номер группы | НГ | Уникальный ключ |
СТУДЕНТ | Количество студентов | КОЛ | |
Средний балл в группе | ПБАЛЛ | ||
Номер группы | НГ | Уникальный составной | |
Номер студента | НС | ||
Фамилия И.О. | ФИО | ||
Год рождения | ГОДР | ||
Адрес | АДРЕС | ||
Балл при поступлении | ПБАЛЛ | ||
ПРЕДМЕТ | Код предмета | КП | Уникальный простой |
Название предмета | НП | ||
Всего часов | ЧАСЫ | ||
Часов лекций | ЛЕК | ||
Часов практики | ПР | ||
Число семестров | ЧС | ||
Программа курса (большой текст) | ПРОГ |