Полисная система античности и ее особенности.

Лекция 3.1

История Древней Греции делится на 5 периодов:

1.крито-микенский (3-2 тыс. до н.э.).

2.предполисный период (11-9вв. до н.э.).

3.архаический (8-6вв. до н.э.).

4.классический (5-4вв. до н.э.).

5.эллинистический (2-я пол. 4 – сер. 1в. до н.э.).

Первые государства в Греции появляются в 3-м тысячелетии до н.э. Уже к 2200г. выделяются государства на Крите: Кносс, Маллия, Фест. Здешние вожди раньше других становятся царями (басилеями). Последующие поколения греков считали Крит могущественным царством, установившим господство над эллинскими морями (талассократия).

С конца 2-го тыс. начинается упадок критского царства и возвышение «златообильных Микен». Именно микенский царь Агамемнон возглавил известную по гомеровским поэмам войну Эллады против Трои (около 1240-1230гг. до н.э.). Следствием Троянской войны стало истощение ахейской Греции и междоусобицы, что позволило дорийским племенам (северные греки) в 12в. до н.э. (через 100 лет после Троянской войны) завоевать почти всю Грецию.

Еще в 1-й трети 2-го тыс. до н.э., ряд ахейских племен создал раннеклассовое государство в виде царств, возглавляемых ванактами. Остальные эллинские племена, благодаря тому, что основную роль в их общественном строе продолжали играть общинные установления, вступили на путь формирования государства, минуя монархическое правление. Так появляются полисы.

Первый полис – это небольшое государство с единственным городом – центром политической религиозной и культурной жизни. Полис – это совокупность всех граждан данного города-государства, куда входили все городские и сельские поселения, пахотные и садовые земли, рудники и каменоломни. Рабы – собственность полиса. Все граждане данного государства, живущие как в самом городе, так и на своих земельных владениях или в поселках на его сельской территории, являлись жителями полиса и назывались по его имени (спартиаты, афиняне и т.д.). Гражданами полисной общины являлись только местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, равно как и рабы, не имели права владеть землей, и потому не являлись гражданами. Граждане одного полиса, по представлениям греков, происходили от одного и того же предка, т.е. считалось, что все они связаны между собой кровным родством. Эти родственные связи выражались в том, что граждане принадлежали к одним и тем же структурам организации общества – филам, фратриям и родам. Все они участвовали в одних и тех же религиозных празднествах и культах.

За короткий период были опробованы самые различные политические системы: власть одного (монархия, тирания), власть избранного меньшинства (аристократия, олигархия), власть большинства (демократия) с различными их вариантами. Все это привело к осознанию человека как самостоятельной личности и закреплению за ним личных прав: политических, социальных, экономических.

Независимо от того, была ли конструкция полисов олигархической или демократической, политическое существо полиса не менялось: всюду сохранялись филы и фратрии, народное собрание и совет старейшин, хотя эти органы, конечно, играли разную роль при олигархии и демократии. Все полисы оставались рабовладельческими, и эта основа оставалась незыблемой и при введения имущественного ценза для получения гражданства, и происхождением от родителей-граждан. Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий: чрезвычайные меры вызывались необходимостью, а не произволом правящей администрации. Главные же мероприятия и законы принимались на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Экономической основой полиса был принудительный труд рабов. Наличие рабства позволило возложить на плечи рабов тяжесть грубого физического труда, сделав тем самым привилегированное положение для бедноты, предоставление которым гражданских прав было необходимо для роста военной силы государства и проведения агрессивной внешней политики.

Форма частной собственности античного мира, глубоко отличная от таковой на Востоке, впервые в истории положила начало дихотомии «Восток – Запад». После реформ Солона в Афинах (начало 6в. до н.э.) в античной Греции возникает структура, опирающаяся на частную собственность, чего на Востоке вообще не было. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные прочие институты – систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах и в управлении полисом как таковым. В античном мире были заложены основы т.н. гражданского общества – система частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; система социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческого потенциала индивида. Всем этим античное полисное общество стало принципиально отличаться от всех прочих, прежде всего, восточных обществ.

Политическая борьба в 8-6вв. до н.э. в ряде греческих полисов привела к падению господства родовой знати и перехода власти в руки демоса, вожди которого часто устанавливали единоличное правление – тиранию (форма власти, основанная на политическом насилии). Две формы раннегреческой тирании:

1.вожди демоса.

2.ставленники Персии в городских и островных полисах Малой Азии.

В 6-5вв. до н.э., в период борьбы Эллады с Персией, военные союзы греческих полисов преодолевали экономическую ограниченность полиса. Например, Делосский (1-й Афинский) морской союз захватил контроль над торговлей в бассейне Эгейского моря, что усилило торговлю между полисами, опиравшимися на военный и торговый флот Афин. Также, афинские деньги вытесняли монету каждого полиса, т.к. полисы чеканили собственную монету.

В 5-3вв. большинство греческих полисов напоминали собой наилучшую форму управления, по словам идеолога полиса Аристотеля – политию – республику мелких и средних собственников. В ходе разложения рабовладельческого строя в Греции в 3-2вв., средний слой граждан стал исчезать, что вело к упадку военной силы полисов и скорому порабощению Македонией, а затем и Римом.

Ослабление полисной Греции в 4в. до н.э. совпало по времени с укреплением политического могущества экономически более отсталой, монархической Македонии, которая стала играть первостепенную роль во внутригреческих делах. Покорив большую часть Греции и установив гегемонию Македонии, царь Филипп в 337г. до н.э. на Коринфском конгрессе (не присутствовала только Спарта) учредил эллинский союз под гегемонией македонского царя. Т.о., Филипп юридически оформил свои победы над греческими полисами, с учетом греческих политических традиций. На конгрессе был провозглашен всеобщий мир, запрещалось вмешательство полисов во внутренние дела друг друга и изменение того государственного строя, который был в каждом из них во время конгресса. Гарантировалась свобода плавания по морю, запрещались переделы земли и конфискация имущества (закрепление частной собственности), а также кассация долгов. Ведение внешней политики союза передавалось Македонии.

После смерти Александра Македонского греческие полисы получили автономию, а фактически продолжали входить в состав Македонского царства. В условиях возникновения больших эллинистических государств, греческие полисы все более теряли свою самостоятельность, свое значение самостоятельных единиц как в экономическом, так и в политическом отношении. Сопротивляясь неизбежному упадку, полисы пытались объединяться в союзы. Наиболее известными из них стали Этолийский (367-168гг. до н.э.) и Ахейский союз (около 280-146гг. до н.э.). Во главе союзов стояли союзные собрания (синоды), на которых каждый полис – член союза, имел 1 голос.

Разгром римлянами Македонии в ходе 3-й македонской войны 171-168гг. до н.э., поставил Грецию под власть Рима. В 146г. до н.э. центр антиримского сопротивления Коринф был разрушен, а его жители проданы в рабство. Эта дата считается датой падения независимости Греции и установления в ней римского господства.