Древний Китай.
Древняя Индия.
Индия и Китай.
Лекция 2.3
Помимо Ближнего Востока, важнейшими регионами восточной цивилизации являются Индия и Китай – наиболее густо населенные страны планеты, тысячелетиями варившиеся в собственном соку, но одновременно оказывавшие громадное культурное влияние на своих соседей, как близких, так и далеких. Право – это один из элементов культуры.
1.Древняя Индия. Первые протогосударства Индии возникают в долине Инда в 3-м тысячелетии до н.э. Их гибель за несколько веков до прихода индоарийских племен вынудила последних заново закладывать очаг древнеиндийской цивилизации. Письменность древнейших цивилизаций Хараппы и Мохенджо-Даро до конца не расшифрована, но и санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены религиозно-философским проблемам, откуда тяжело вычленить политику, социальную структуру и экономические отношения.
О появлении ариев в Индии рассказывают такие литературные памятники как Веды, Махабхарата и Рамаяна. Смешивание дравидийских (юг) и индоевропейских (север) рас, с добавлением арийских племен, пришедших из Европы, создало неповторимый этнический конгломерат.
Основными источниками права в Индии служили дхармашастры – древние законодательные сборники. Толкование законов было функцией ученых (пандитов), которые, как правило, ограничивались изучением комментариев к древним текстам. Помимо мифических и эпических произведений, до наших дней дошли такие трактаты как «Законы Ману» (3в. до н.э. – 3в. н.э.) и «Артхашастра» (сер. 4в. до н.э.) – трактат об управлении государством. Эти произведения впитали в себя древние обычаи и установления. Законы Ману – памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами, где доведенное до крайности социальное неравенство полностью освящено авторитетом религии. В Артхашастре, составление которой приписывается современнику эпохи А. Македонского – сановнику Каутилье, содержится ряд советов и предписаний, отражающих условия периода установления централизации и бюрократизации Индии.
Отношение индусов к своим субъективным правам и обязанностям оставалось неизменным в течение столетий. Отличительной чертой является религиозная направленность и представление об изначальном неравенстве людей. Сложная иерархия правовых статусов дополнялась законом кармы – зависимостью прав и обязанностей от его «заслуг» в предыдущей жизни. Правовой принцип дхармашастр – каждой касте присуща своя дхарма (исчерпывающий свод жизненных правил) – является квинтээсенцией кастового сознания. Понятия права и обязанности сливались в общем понятии дхармы – священного долга, исполнение которого было строго обязательно для любого индуса, т.к. следование своей дхарме обеспечивалось силой принуждения касты.
Растущая социальная дифференциация привела к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн, существование которых является своеобразной чертой индийского общества. Варны часто называются португальским термином касты. Считалось, что рождение в той или иной варне – результат поведения человека в его прошлых перерождениях.
Две высшие варны – брахманы (жречество) и кшатрии (военная знать) занимали господствующее положение. Основная масса населения входила в 3-ю варну – вайшьев (земледельцы, ремесленники, купцы). 4-я варна – шудры – это переселенцы и покоренные народы, не имевшие корней в индийском традиционном обществе. Считались людьми низшего порядка, которых не допускали в общины, к занятию должностей, запрещали изучение Вед и т.д. Эта варна формировалась позже трех первых, принесенных ариями, поэтому в нее и включались все те, кто не входил в первые 3 варны по рождению. Вне варн стояли т.н. «неприкасаемые» – изгои общества. Права и обязанности каждой варны не только существовали в обычном праве, но впоследствии фиксировались в писаном праве, в т.ч. в Законах Ману. При этом, правоспособность человека определялась его варновой принадлежностью. Главный принцип: каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь.
Индийская государственность. С появлением железных орудий и расслоения общества, родоплеменное устройство уступает место государственной организации. Раджи, которые первоначально фигурируют в качестве племенных вождей, превращаются в наследственных царьков. Литературная традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях: Лунная (Хастинапур) и Солнечная (Айодхия). Первые города в долине Ганга, по данным археологии, возникают в 9в. до н.э. Этот процесс означал консолидацию древних протогосударств. До 6в. до н.э. Индия делилась на множество государств, большинство которых являлось монархиями, но были и олигархические республики. Все они непрерывно вели борьбу друг с другом за региональное преобладание. Переломом стало вторжение А. Македонского, овладевшего Западной Индией и спустившегося к устью Инда благодаря распрям среди индийских радж. Возглавивший борьбу с завоевателями царь Чандрагупта около 317г. объединил большую часть страны, основав державу Маурьев со столицей в Паталипутре. Пик державности достиг при его внуке Ашоке (268-231гг. до н.э.), когда лишь Южная Индия не входила в объединенное государство.
Для управления огромной державой, естественно, создавалась сложная бюрократическая система. Император и окружавший его совет сановников (паришад) выполняли функции центрального исполнительного органа власти. При императоре состоял тайный совет, а иногда собирался совещательный представительный орган – раджасабха, из аристократов и некоторых городов и сельских общин. Царевичи выполняли роль наместников над рядом провинций, управлявшихся как из центра, так и местной администрацией. Сам царь Ашока принял буддизм, основывая новые монастыри.
В 3в. н.э. Индия распадается на ряд мелких государств. Отдельные попытки объединения (царство Гуптов) оказались кратковременными, и к концу 5в. налицо полное раздробление страны.
2.Древний Китай. В отличие от Индии, Китай – это страна истории, где все события тщательно фиксировались летописцами, что существенно облегчает изучение истории Древнего Китая. Сами китайцы называют свою страну Чжун Го (Срединное царство) или по наименованию тех или иных династий (например, Цинь). Судя по археологическим данным, Китай был заселен еще в древнекаменный век палеолита (синантроп).
Усиление одного из племен в бассейне реки Хуанхэ в 17в. до н.э. привело к образованию государства Шан или Инь. Постепенное складывание гос. аппарата приводит к тому, что выборные племенные вожди – ваны, превращаются в наследственных царей, причем передача власти от отца к сыну сложилась далеко не сразу, оставаясь наследством рода. Правители-ваны одновременно были и первосвященниками, своей персоной символизируя связующее единство складывающейся общности. Появляются постоянная армия, чиновники и тюрьмы. В отличие от Индии, где пожизненно фиксированный статус индивида почти не предоставлял простора для престижных устремлений, в Китае каждый считался кузнецом своего счастья в земной жизни. И если на Ближнем Востоке личностная активность подавлялась религией, призывавшей к загробной жизни, то китайское конфуцианство поставило акцент на поисках земного счастья. В этом лежат корни типичной именно для Китая социальной мобильности.
Крушение царства Шан привело к появлению на его обломках государства династии Чжоу (1122-249гг. до н.э.). Эта эпоха делится на время Западного Чжоу (столица – Хао) и Восточного Чжоу (Лоян). Укрепление центральной власти:
1.выработана концепция детерминированного права на власть, согласно которой мандат на власть вручается правителю Небом (царь – «сын Неба»).
2.создание централизованной администрации, опиравшейся на 14 армий центра в 2 столицах.
3.система наследственных уделов на местах, пришедших на смену иньским регионально-вассальным провинциям. Пожалование удела предусматривало предоставление исключительного права господства над всей управляемой территорией и местным населением.
Династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактическими самостоятельными государственными образованиями, количество которых исчислялось сотнями, и потому период с конца 5 по сер. 3вв. именуются Чжаньго – период «враждующих царств». Возвышаются 7 наиболее сильных гос. образований, ведущих борьбу за лидерство, причем в этот период закладываются экономические сдвиги для последующего объединения страны.
Стремление китайцев к политическому единству были выражены учением Конфуция (551-479гг. до н.э.), которое стало этическим выражением китайской религиозной мысли. Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – это та же семья, распространив тем самым свои этические принципы на политику:
1.чувства высокого долга (и),
2.гуманности (жэнь),
3.нормы взаимоотношений между людьми (ли),
4.сыновней почтительности (сяо).
Конфуцию принадлежит идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. В конфуцианских школах взращивалось чиновничество, которое призвано было помогать правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии. Конфуцианству как учению морально-этическому, противостоял легизм, опиравшийся на культ закона (создатель – Гуань Чжун). Основной тезис легизма – упор на административные распоряжения осуществляющего централизованную власть правителя.
Завершение трансформации чжоуского общества в период Чжаньго, и обработка железа, удешевившего войну, сделав ее делом многих, позволило выдвинуться на авансцену объединения тому царству, которое обладало наилучшей армией. Таким царством стало окраинное Цинь, где позиции наследственной знати были слабее где-либо еще.
В 4в. до н.э. в царстве Цинь сановник Шан Ян провел реформы, которые выдвинули служилую знать и торгово-ростовщические круги, что позволило накопить громадные богатства. Основной тезис реформ: главное для процветания государства – это успехи в земледелии и военном деле.
Ван Ин Чжэн (246-210гг. до н.э.) подчинил своей власти все государства Китая и, объединив страну, в 221г. принял титул императора, став именоваться Цинь Шихуанди. Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. Этот процесс был стимулирован активной деятельностью реформаторов-легистов, выступавших как против центробежных тенденций наследственной знати, так и против ослаблявшей централизованную структуру деятельности частных собственников.
Усиление центральной власти истощило страну, поэтому, тотчас после смерти Шихуанди началось массовое крестьянское восстание, по итогам которого вождь движения староста Лю Бан в 207г. основал династию Старшая Хань (206г. до н.э. – 25г. н.э.). После его смерти постепенно восстанавливаются порядки времен Шихуанди, достигнув расцвета при императоре У-ди (140-87гг. до н.э.). При У-ди местная знать была вновь поставлена под контроль чиновников, территория Китая расширена до Северного Вьетнама, Западной Кореи и Ферганы.
Восстание «краснобровых» уничтожило царство, а один из вождей восстания Лю Сю объявил о создании династии Младшая Хань (25-220гг.). Снижение налогообложения и освобождение многих категорий рабов позволило добиться умиротворения страны. Однако, восстание «Желтых повязок» (184г.), длившееся более 20 лет, расшатало империю, и в 220г. она распадается на 3 царства. В обстановке политической децентрализации завершается процесс ликвидации рабовладельческого строя и становления феодализма. Тем не менее, легистский тезис о приоритете сильной центральной власти, имперского принципа администрации, сама по себе имперская идея на тысячелетия вперед определила будущее страны.