Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа
На рубеже 60—70-х годов в развитых странах стали проявляться качества нового — постиндустриального — общества. Его динамика определялась в значительной степени уже не индустриально-массовым производством, а наукоемкими, информационно-компьютерными технологиями и возросшей ролью услуг в социальном и культурном сегментах сервиса. Подобные процессы обозначаются в науке как 1)«информационная революция», 2).«сервизация экономики».
1).Информационная революция связана с появлением в жизни людей компьютерной техники, автоматизированных систем связи. Значение информации в жизни общества и индивидуума резко возрастает. Таким образом, создаются перспективы формирования новых культурных и социально- гуманитарных потребностей информационного характера. Отныне все, что связано с рождением и распространением новой информации, образует в экономике развитых стран и мирового хозяйства в целом масштабный сегмент сервисно-информационного производства.
2).Сервизация экономики связана с процессом активного инвестирования в инфраструктурные отрасли, т.е. в то, что ранее рассматривалось как находящееся за рамками собственно индустриального производства, — управленческая деятельность, информационно-производственные потоки, наконец, уровень культуры и профессиональные качества самих работников обслуживания.
Конечно, активное инвестирование в инфраструктуру сервиса обусловливалось ускорением темпов научно-технического прогресса, общим ростом доходов в рамках экономической деятельности, расширением потребностей производителей услуг в кредитных ресурсах и в целом углублением конкуренции. Ориентация на увеличение сервисного сектора стимулировала крупные предприятия формировать собственные внутрифирменные блоки обслуживания (например, информационно-технологические структуры, обслуживающие те или иные подразделения), а также создавать дочерние фирмы или приобретать уже производящие услуги.
В этих условиях средние и мелкие предприятия, не выдерживая высоких расходов своих обслуживающих подразделений, закрывают их и переходят на покупку продуктов обслуживания со стороны. В этом случае дешевле обходятся разовые правовые, инжиниринговые, консалтинговые услуги, а также обращение к услугам специализированных фирм по обеспечению безопасности, поддержанию связей с общественностью и др. Все эти процессы на крупных, средних и мелких предприятиях свидетельствуют об укреплении связей между производством и капиталом, между сервисными и несервисными отраслями.
В последней четверти XX в. в развитых странах преодолевается исторически сложившееся представление о секторе услуг как о второстепенном, подчиненном, полностью зависящем от промышленности. К концу века в США, в странах Западной Европы, Японии ситуация коренным образом меняется, а ряд производственных услуг — банковских, финансовых, информационных, управленческих, компьютерных — определяется даже в качестве ведущих элементов национального и регионального развития.
Отличительной особенностью постиндустриальной экономики выступает увеличение доли невещественного продукта-услуги, а также рост производства продукции по индивидуальным заказам. По оценкам ученых, производство услуг и информации в обществе завтрашнего дня будет значительно превышать производство товаров. Доминирующее значение в процессах такого рода будет занимать производство знаний, образов, духовных ценностей, информации в целом. Для такого производства уже сегодня требуется участие в указанных производственных процессах самих потребителей, предоставляющих производителю исходную информацию о предпочтительном исполнении заказа. Подобного рода продукт, в котором реализуется интерактивное отношение производителя и потребителя, составит главную отличительную особенность товара-услуги ближайшего будущего.
Расширение многообразия создаваемого продукта и достижение максимума полезности того или иного набора товаров и услуг сохраняют прежнюю цельпроизводства: достижение максимума прибыли. Однако принцип «прибыль любой ценой» в постиндустриальном обществе становится опасным — слишком масштабными могут быть издержки при его использовании. Чисто утилитарные задачи постиндустриальной экономики должны подчиниться тому, чтобы добиться более гармоничных отношений общества с окружающей средой, гуманизировать человеческие связи и взаимодействия, способствовать развитию личности.
Таким образом, в постиндустриальном обществе безграничное материальное потребление уже не выступает признанным благом. Более того, в последние десятилетия XX в. человечество столкнулось с весьма серьезными противоречиями и издержками индустриального_развития, заставившими забыть недавно распространенное клише о «беспроблемном существовании потребительского общества».
Перечислим важнейшие негативные тенденции, с которыми развитые страны, а вслед за ними и весь мир столкнулись на рубеже XX и XXI вв.
1). неблагополучное состояние экологии и быстрое убывание невосполнимых природных ресурсов. Уже сегодня во всем мире сказывается ограниченность ряда ресурсов, что требует как ресурсосбережения, так и увеличения количества перерабатываемых материалов, глубинных разработок, повышения эффективности обогащения. Повсеместно ощущается недостаток пресной воды, что связано с резким возрастанием ее потребления на технические и бытовые нужды. Неотвратимо снижается продуктивность сельскохозяйственных культур и домашнего скота, идущих на производство продовольствия. Это заставляет обратиться к развитию биотехнологий. Вместе с тем известно, что экологическое неблагополучие мира сложилось в основном под влиянием хозяйствования индустриально развитых стран.
2). Еще один неблагоприятный фактор связан с увеличением социального неравенства людей, живущих на разных континентах, а также граждан одной страны (даже если это высокоразвитая страна). Пока ни одно государство не в состоянии справиться с растущими масштабами безработицы, а также с социальными барьерами, разделяющими высокодоходную элиту и многочисленных обитателей бедных кварталов, коренных жителей и эмигрантов, высококвалифицированных специалистов и основную часть наемного персонала. Кроме того, увеличивается разрыв в уровне жизни населения богатых и бедных стран. Перспективы на ближайшие 30-50 лет не позволяют надеяться на уменьшение этого разрыва.
Особенно большие различия определяют современную жизнь среднего гражданина высокоразвитого общества и бедной страны. Питание «золотого миллиарда», т.е. людей, живущих в странах Западной Европы и Северной Америки (точная численность 1,2 млрд), в целом превышает разумные пределы. Вместе с тем повседневная жизнь миллионов людей в Африке, Азии, Латинской Америке и в странах бывшего советского блока лишена достатка в продовольствии, медицинском обслуживании, образовании и работе.
3). Существуют также серьезные свидетельства уязвимости хозяйственной практики развитых капиталистических стран, о чем говорят изменения, произошедшие в мировой экономике последнего десятилетия XX и в начале XXI в. Укажем на масштабные процессы деиндустриализации стран Западной Европы, а также США, Канады. Могущественным транснациональным компаниям (ТНК) этих стран с определенного периода времени становится невыгодно развивать массовое промышленное производство на родине. Они переводят в развивающиеся страны Азии, Латинской Америки значительную часть производства стандартизированных товаров массового спроса, а также производство, вредное в экологическом отношении. Этот шаг позволяет им снижать производственные издержки и получать сверхприбыли, ввозя в свою страну уже готовые изделия с низкой себестоимостью.
В развитых странах продолжает оставаться наукоемкое, высокоточное, уникальное производство (например, самолетостроение, производство аэрокосмической продукции, микросхемного набора для компьютеров и др.), а также то производство, которое нельзя перевести за рубеж по стратегическим, социальным и военным причинам. В свою очередь товары и технологии, которые разрабатываются и создаются высококвалифицированными специалистами развитых стран и продаются за рубеж, приносят огромные дивиденды.
Например, благополучие США не в последнюю очередь определяется экспортом продуктов фирмы «Майкрософт», а также продукции Голливуда.
Таким образом, развитые страны существуют в значительной степени за счет интеллектуального потенциала и научно-технической ренты. Но к существу они переживают процессы деиндустриализации-— в этом заключается одна из важнейших причин возрастания численного состава работников сферы услуг при сокращении доли занятых в сельском хозяйстве и промышленном производстве в развитых странах.
4). За счет экономической зависимости стран мира друг от друга ширятся процессы глобализации. В наибольшей степени выигрывают от этих процессов ТНК, а также занятая часть населения развитых стран. Однако по отношению к незанятой части работоспособного населения развитых стран глобализация поворачивается неприглядными сторонами.
5). Укажем также на возрастание роли информационно-финансовых технологий и банковского капитала в странах Запада. С середины 80-х годов начался отрыв финансового капитала от нужд материального развития и производственных мощностей, что способствовало разрастанию такого сектора банковского обслуживания, как фондовый рынок. По разным оценкам, на рубеже тысячелетий годовая торговля валютой в мировой экономической практике составляет более 400 трлн долл., что в 80 раз превышает мировую торговлю товарами. Таким образом, современное развитое общество создает условия для получения дополнительной прибыли без производства реальной стоимости (как не создают ее, к примеру, азартные игры или кражи, хотя они и перераспределяют материальные ценности, принося кому-то доход).
Спекуляции и валютные интервенции мировых финансовых игроков обеспечиваются системой банковских механизмов, посредством которых осуществляется дематериализация капитала, теряющего привязку к реальному процессу производства общественного богатства. На этой основе происходит превращение финансовой элиты в «игровое сообщество», способное свести на нет сбережения населения целых стран, т.е. труд сотен миллионов людей. Это было доказано мировым финансовым кризисом 1997-1998 гг. В результате мир финансов становится фактически самостоятельным, автономным пространством, утрачивая прямую зависимость от труда людей и производственной реальности.
6). Выделим еще один важный фактор, определяющий слабость постиндустриального мира. Развитие техногенной цивилизации привело к внутреннему кризису самого человека. Если в традиционной культуре существовали механизмы (религиозные, семейно-родственные и др.), позволяющие человеку преодолевать психологические конфликты, душевную опустошенность, чувство утраты смысла жизни, то в настоящее время общество слишком далеко продвинулось в духовной дезориентации и не в состоянии помочь конкретному человеку.
Например, современный темп жизни, высокая насыщенность искусственной среды техникой создают неблагоприятные условия для жизненного пространства семьи, отдельного человека. Все большая часть людей не справляется с психологическими перегрузками, не может приспособиться к техногенной среде. У многих возникает устойчивое утомление из-за стрессовых воздействий. Человек испытывает общую духовную дезориентацию; у него деформируется потребность в семье, детях. Когда таких людей становится много, в обществе растет число массовых преступлений и психических заболеваний, а также алкоголиков, наркоманов, людей без определенного места работы и места жительства.
Все указанные трудности развития техногенной цивилизации не могут быть разрешены совершенствованием отдельных сфер экономики, включая сервисную деятельность. Последняя не в состоянии развиваться, корректируя издержки технического прогресса или усугубляя его стратегические просчеты по отношению к человеку и окружающей среде.
Все это ставит человечество перед необходимостью выработки радикальных мер с тем, чтобы изменить неблагоприятные тенденции техногенной культуры и глобального развития. Это осознают многие политики, общественные деятели, ученые, к этому призывают участники так называемых антиглобалистских движений в разных странах мира.