Возрождение в Германии
Чаще 15-16 века характеризуют как гуманизм или называют «культурой реформации». Гуманизм – это мировоззрение и философские взгляды, которых придерживались деятели искусства. В Германии возрождение искусства и литературы происходило весьма своеобразно.
В 15-16 вв. происходит экономический подъем. Наиболее интенсивно развиваются окраины на пересечении торговых путей. Экономическому подъему не сопутствовала централизация. Хотя во Франции и в Англии это всегда связано с централизацией. Происходили объединения в местном масштабе, что приводило к политической борьбе. Расслоение рыцарства, горожан и духовенства. 1524-1525 гг. – крестьянская война. Гуманизм в Германии в узком смысле – это гуманизм ученых, занимающихся критикой священных книг. Критики: Иоганн Рейхлин, Ульрих фон Гутте. И.Рейхлин – первый критик Ветхого Завета, изучает древние языки, именно его деятельность подготовила гуманизм. Гутте – политический деятель и сатирик. Политическая деятельность против папского Рима, его сатира антиклерикальна. «Сборник писем темных людей» – дурацкая литература, характерна для Германии эпохи гуманизма. Темные люди – и неизвестные, и тупые. Сборник как бы направлен против Рейхлина, но на самом деле выставляет взгляды его противников в темном свете.
Особенности:
۰Именно в Германии гуманизм был связан с религией и реформацией. Бюргерство, которое в начале было прогрессивной силой, как и буржуазия во всех странах, довольно быстро теряет передовые позиции, напуганная революционными восстаниями народа. Однако в 15-16 вв. бюргерство представляет еще силу.
۰Литература тяготеет к сатире. Сатириками были все виднейшие писатели-гуманисты, такого нет ни в одной другой стране. Во взлете сатиры заложено стремление освободить народ от пут средневековья. Нет всеобъемлющей программы: нет утопистов (Мор, Кампанелла), но зато сатирики всегда знают как «не надо». Особым нападкам сатиры подвергается папский Рим, который своим влиянием препятствовал развитию Германии. По жесткости перегнали итальянцев.
۰В немецком гуманизме отсутствует важная черта – влюбленность в чувственное великолепие мира. Эпикурейская тенденция очень слаба (Эпикуреизм – наслаждение всеми радостями жизни). 1472 – перевод «Декамерона»[1] Дж. Боккаччо на немецкий язык. Акцент на трогательные новеллы и на новеллы, осмеивающие попов и монахов. Весь эротический слой оказывается невостребованным. В Германии нет своего Боккаччо, это связано с религиозным характером немецкого гуманизма и отсутствием полного детального знакомства с античной культурой. Для Италии античность – земная школа мудрости и образец эстетического совершенства. Для Германии это, прежде всего, арсенал оружия в борьбе с католической реакцией. Наиболее популярен Лукиан и его форма сатирического диалога.
۰Наиболее важное: внимание к Библии и религиозным вопросам. Эразм Ротердамский главным своим произведением считал перевод Евангелие на латынь и издание его текста с комментариями. Немецкие гуманисты пытаются сокрушить католическую церковь, освободить человеческое сознание от диктатуры церкви. Реформация почти во всех странах начинается с перевода Библии на родной язык, это позволяет каждому верующему самому читать, поэтому реформация, прежде всего, очень демократична. Но впоследствии реформация, подготовленная гуманизмом, оборачивается против гуманизма, а Мартин Лютер становится гонителем гуманизма.
۰Тесная связь с традициями позднего средневековья – отсутствие тесного контакта с античностью и большая традиционность немецкой культуры вообще. Прозаические переделки рыцарских романов, шванки[2], сатирико-дидактические произведения. Те гуманисты, которые писали по-немецки, невольно подчиняются общим правилам, т.о. литература тяжеловесна, традиционна. Готика – направление позднего средневековья – незаметно перешла в Ренессанс, а в Ренессансе содержались готические элементы. Немецкая литература не отказывается от традиций своего средневековья. Ганс Сакс – крупнейший поэт Возрождения, сохранил так много позднесредневековых черт, что Гейне назвал его «последним поэтом эпохи старого времени», а не первым поэтом Нового. Несмотря на старомодность, были и свои привлекательные стороны: всеобъемлющий демократизм, которого нет в итальянской литературе, непосредственность. Фигура Тиля Эйленшпигеля – одна их традиционных в последующих веках. Рост национального самосознания. Немецкие писатели обращаются к историческому прошлому страны: возвеличивают историю, доказывая, что германцы не варвары. В это время появляется историография как наука. Связь с национальными традициями создает своеобразный облик литературы и культуры в целом, но это нельзя считать отсталостью, а нужно считать традиционностью.
۰Творческая энергия проявляется еще и в искусстве, и в опытном знании. Теофраст Парацельс и Альбрехт Дюрер – рубеж 15-16 вв. Парацельс – естествоиспытатель, врач, защитник социальных прав. Главным средством познания считал опыт. Дюрер – талант многогранный, человек, которого ценили даже итальянцы (Рафаэль); он был живописцем, гравером, скульптором, теоретиком искусства, т.е, немного писателем. Это первый гений немецкого Возрождения. Держит равнение на природу и опыт как на главное мерило человеческих знаний. Бывал в Италии и привез оттуда преклонение перед античной красотой. Особенность: отказ от канонов, интерес к индивидуальности и конкретности. Люди не его картинах не богоподобны. Даже Богоматерь с младенцем он изображает с огромным сочувствием. Если главным завоеванием Возрождения считается открытие человека, то именно Дюрер сделал это для Германии. Дюрер в живописи делает то же, что Шекспир в литературе. В творчестве Дюрера воспевается человеческая индивидуальность.
۰Бюргерские писатели 15-16 вв. Не воспринимают достижения Дюрера в живописи и идут не в глубь человеческого характера, а в ширь. Разговор идет не о судьбе отдельного человека, а о судьбе всего общества. И подход к человеку: насколько он вредит общественному благу и в чем отходит от человеческого разума (Э. Ротердамский, С. Брандт). На этом и основываются произведения дурацкой литературы. Излюбленной темой становится жанр ЗЕРЦАЛО – проходящая перед читателем вереница дураков, но нет абсурда, нет гиперболизации и дураки – обычные глупые люди. Немецкой литературе свойственна поразительная многогеройность, это связано с возрожденным интересом к людям и к миру. Себастьян Брандт (15-16 вв). 1494 г. – «Корабль дураков» – главное произведение. Дураки, собранные на одном корабле, хотят отправиться в страну Наррагонию. Написана на немецком языке. Человеческие пороки осуждаются не с т.з. Бога, а с т.з. разума, и на корабле плывут не грешники, но глупцы. Т.е. ценности религиозные заменяются на ценности интеллектуальные. Традицию Брандта продолжает Эразм Ротердамский – богослов, ученый-филолог, философ, писатель. 1509 – «Похвала глупости». Ротердамский дружил и переписывался с Томасом Мором и в его доме написал это произведение. Эразм не бичует пороки, а издевательски хвалит их, в чем проявляется связь с античными традициями. Богиня глупости сетует на то, что у нее мало даров. Перед читателем проходит целый парад глупцов. Здесь есть уже социальная критика, сатира на церковь, на дворян (чего не было у Брандта). Если у Брандта было всего две краски: черная и белая, то у Эразма оценка гораздо сложнее, он первый увидел, что реформация не принесла той свободы, о которой мечтал народ. Реформация бюргерская превратилась в реформацию княжескую, и в стране началась феодально-церковная реакция. Лютер выступает против гуманизма и требует «чтобы вера задушила наложницу дьявола» (разум).
Народные книги – анонимные произведения, рассчитанные на широкий круг читателей. Появляются в середине 15 в., становятся очень популярными. По содержанию довольно пестрые: истории воспитания, анекдоты, рыцарские истории. Наиболее популярные: нравоучительный роман «Фортуна», сборник 1515 г. «Занимательные рассказы о Тиле Эйленшпигеле», рассказы о шильдбюргерах (Шильда – город-гротеск). Самой важной является народная книга 1587 г. «История о докторе Фаусте, чародее и чернокнижнике». Это реальная фигура. В конце 16 в. книгу переводят в Англии, пересказывают во Франции. В начале 17 в. впервые создается драматическое представление Кристофером Марло[3]. Народная книга относилась к образу Фауста с осуждением: он отдает душу не за знания, а за богатство и плотские удовольствия, но при всем осуждении образ Фауста не лишен героических черт.