ОБЪЕКТ.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 170.1 УК, направлено против установленного порядка обеспечения достоверности сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета.

Объект правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1, уже. Им является установленный порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета.

Еще конкретнее ч. 3 ст. 185.2 УК. Она охраняет только порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг. Дополнительным объектом является установленный порядок хранения документов, на основании которых была внесена запись в реестр владельцев ценных бумаг.

Дополнительным факультативным объектом всех перечисленных преступлений является имущественное право на ценные бумаги и доли в уставном капитале ООО, т.к. внесение недостоверных сведений о них, их количестве или владельцах влечет утрату имущественных прав собственника или законного владельца на это имущество либо его часть.

Требования, направленные на обеспечение достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг, а также в базу данных депозитарного учета, устанавливаются:

1) законом. Основным законодательным актом в этой области является ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

2) подзаконными нормативными правовыми актами. К ним в первую очередь относятся:

- Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг,

- Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации,

3) внутренними актами организации - держателя реестра (эмитента либо профессионального участника рынка ценных бумаг) или депозитария. К ним в первую очередь относятся:

- устав и локальные акты об учете прав владельцев ценных бумаг, утверждаемые эмитентом;

- правила ведения реестра, правила внутреннего документооборота и контроля, а также должностные инструкции персонала.

- условия осуществления депозитарной деятельности, а также иные внутренние документы, утверждаемые в обязательном порядке депозитарием.

К основным нормативным правовым актам, устанавливающим требования, обеспечивающие достоверность данных, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, относятся:

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

- Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438;

- Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, а также Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архив.

К основным требованиям, обеспечивающим достоверность сведений, вносимых в систему учета прав на ценные бумаги, относятся:

- ограничение круга лиц (из числа должностных лиц и наемных работников компании регистратора и депозитария), имеющих право принимать документы от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей;

- ограничение круга лиц, имеющих доступ к письменным документам и компьютерному оборудованию, где хранится информация реестра или депозитарного учета, к архиву, а также к хранилищу сертификатов ценных бумаг.

- возможность восстановления данных о зарегистрированных лицах, их правах на ценные бумаги и проведенных операциях по их лицевым счетам, а также возможность продолжения деятельности по ведению реестра в случае отказа компьютерного оборудования и (или) программного обеспечения

- обязательность регулярной сверки данных по ценным бумагам, а также разовой сверки таких данных после совершения отдельных операций по лицевым счетам или счетам депо.

- обязательность хранения документов, на основании которых были произведены операции по лицевому счету или счету депо, а также погашенных сертификатов ценных бумаг

- дополнительные требования к форме документов, принимаемых от зарегистрированных в системе учета лиц, на основании которых производятся операции по их счетам (распоряжения, поручения и др.).

И другие.

Характеризуя в целом законодательство о рынке ценных бумаг в части регламентации учета прав на ценные бумаги, следует отметить, что оно далеко от совершенства, что, в свою очередь, может привести к сложностям при квалификации посягающих на этот объект деяний.

Несмотря на то, что информация реестра зафиксирована на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, сам реестр не сводится к этим документам. В российском законодательстве о рынке ценных бумаг реализован подход, согласно которому реестр владельцев ценных бумаг рассматривается не как некий предмет материального мира - документ или иной носитель информации, а как сами сведения об объекте учета, в отличие, например, от Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые включают в себя как информацию (данные реестра), так и документы, обосновывающие эти данные. Таким образом, при квалификации содеянного по ч. 2 ст. 170.1 УК, а также ч. 3 ст. 185.2 УК лицу вменяются в вину действия, образующие по своей сути не подлог какого-либо документа, а внесение заведомо недостоверных сведений в информационную систему, которая зафиксирована на определенном носителе.

В законодательстве о рынке ценных бумаг нет единообразного использования термина "реестр владельцев ценных бумаг" в определении информационной структуры и содержания самого этого реестра, а также его места в системе учета прав на ценные бумаги.

В п. 1 ст. 8 ФЗ о РЦБ понятие "реестр владельцев ценных бумаг" определяется как часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Сама же система ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается как совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Таким образом, ФЗ о РЦБ проводит различие между уровнями информационной системы учета прав владельцев ценных бумаг - сам реестр владельцев ценных бумаг рассматривается как подсистема единой системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

В Положении о реестре владельцев ценных бумаг вообще не используется понятие "система ведения реестра владельцев ценных бумаг" и не проводится разграничение уровней информационной системы учета прав владельцев ценных бумаг. В п. 2 Положения под реестром владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам.

Сравнительный анализ указанных понятий позволяет сделать вывод о том, что по своему содержанию определение понятия "реестр владельцев ценных бумаг" в Положении о реестре владельцев ценных бумаг несколько отличается от определения данного понятия в ФЗ о РЦБ и близко к содержащемуся в Законе понятию "система ведения реестра владельцев ценных бумаг".

 

ФЗ о реестре ценных бумаг Положение о РВЦБ
оперирует термином «список» совокупность данных
Объекты учеты: 1.зарегистрированные владельцы ценных бумаг 2. количество ЦБ 3. номинальная стоимость 4. категория принадлежащих им именных ценных бумаг. При этом исходя из смысла закона этот перечень исчерпывающий.     более широкий круг объектов учета, информация о которых составляет содержание реестра.  
Указание, что реестр может быть составлен на любую установленную дату Такого указания нет

 

Первое очевидное отличие заключается в том, что в Положении о реестре владельцев ценных бумаг при определении понятия "реестр владельцев ценных бумаг" используется термин "совокупность данных", в то время как ФЗ о РЦБ оперирует термином "список". Использование в законе термина "список" применительно к реестру владельцев ценных бумаг представляется не вполне удачным, так как под списком можно понимать как совокупность данных, систематизированных определенным образом (идеальный объект), так и носитель информации с такими данными (материальный объект).

Однако с учетом того, что Закон позволяет толковать реестр владельцев ценных бумаг в том числе как совокупность данных, можно сделать вывод о том, что противоречие между законом и Положением о реестре владельцев ценных бумаг в этой части отсутствует, а Положение лишь конкретизирует положение Закона, определяя идеальную, а не материальную форму выражения реестра владельцев ценных бумаг.

Второе отличие: Положение о реестре владельцев ценных бумаг предусматривает более широкий круг объектов учета, информация о которых составляет содержание реестра.

Так, в ФЗ о РЦБ к таким объектам относятся зарегистрированные владельцы ценных бумаг, а также количество, номинальная стоимость и категория принадлежащих им именных ценных бумаг. При этом исходя из смысла закона этот перечень исчерпывающий.

В отличие от этого в Положении о реестре владельцев ценных бумаг содержится указание на то, что реестр должен содержать информацию не только о владельцах, но и об иных зарегистрированных лицах (номинальных держателях, доверительных управляющих, залогодержателях), об эмитенте и даже о регистраторе, его обособленных подразделениях и трансфер-агентах.

Кроме того, Положение о реестре владельцев ценных бумаг помимо информации о виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости ценных бумаг предусматривает ведение учета операций по лицевым счетам зарегистрированных лиц, а также всех выпусков ценных бумаг эмитента.

Как представляется, это противоречие закону вызвано тем, что в Положении о реестре владельцев ценных бумаг не проводится различие между системой ведения реестра и самим реестром, а под реестром, по сути, понимается совокупность данных, относящихся в соответствии с законом к системе ведения реестра.