ОБЪЕКТ.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 170.1 УК, направлено против установленного порядка обеспечения достоверности сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета.
Объект правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1, уже. Им является установленный порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета.
Еще конкретнее ч. 3 ст. 185.2 УК. Она охраняет только порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг. Дополнительным объектом является установленный порядок хранения документов, на основании которых была внесена запись в реестр владельцев ценных бумаг.
Дополнительным факультативным объектом всех перечисленных преступлений является имущественное право на ценные бумаги и доли в уставном капитале ООО, т.к. внесение недостоверных сведений о них, их количестве или владельцах влечет утрату имущественных прав собственника или законного владельца на это имущество либо его часть.
Требования, направленные на обеспечение достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг, а также в базу данных депозитарного учета, устанавливаются:
1) законом. Основным законодательным актом в этой области является ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
2) подзаконными нормативными правовыми актами. К ним в первую очередь относятся:
- Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг,
- Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации,
3) внутренними актами организации - держателя реестра (эмитента либо профессионального участника рынка ценных бумаг) или депозитария. К ним в первую очередь относятся:
- устав и локальные акты об учете прав владельцев ценных бумаг, утверждаемые эмитентом;
- правила ведения реестра, правила внутреннего документооборота и контроля, а также должностные инструкции персонала.
- условия осуществления депозитарной деятельности, а также иные внутренние документы, утверждаемые в обязательном порядке депозитарием.
К основным нормативным правовым актам, устанавливающим требования, обеспечивающие достоверность данных, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, относятся:
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438;
- Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, а также Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архив.
К основным требованиям, обеспечивающим достоверность сведений, вносимых в систему учета прав на ценные бумаги, относятся:
- ограничение круга лиц (из числа должностных лиц и наемных работников компании регистратора и депозитария), имеющих право принимать документы от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей;
- ограничение круга лиц, имеющих доступ к письменным документам и компьютерному оборудованию, где хранится информация реестра или депозитарного учета, к архиву, а также к хранилищу сертификатов ценных бумаг.
- возможность восстановления данных о зарегистрированных лицах, их правах на ценные бумаги и проведенных операциях по их лицевым счетам, а также возможность продолжения деятельности по ведению реестра в случае отказа компьютерного оборудования и (или) программного обеспечения
- обязательность регулярной сверки данных по ценным бумагам, а также разовой сверки таких данных после совершения отдельных операций по лицевым счетам или счетам депо.
- обязательность хранения документов, на основании которых были произведены операции по лицевому счету или счету депо, а также погашенных сертификатов ценных бумаг
- дополнительные требования к форме документов, принимаемых от зарегистрированных в системе учета лиц, на основании которых производятся операции по их счетам (распоряжения, поручения и др.).
И другие.
Характеризуя в целом законодательство о рынке ценных бумаг в части регламентации учета прав на ценные бумаги, следует отметить, что оно далеко от совершенства, что, в свою очередь, может привести к сложностям при квалификации посягающих на этот объект деяний.
Несмотря на то, что информация реестра зафиксирована на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, сам реестр не сводится к этим документам. В российском законодательстве о рынке ценных бумаг реализован подход, согласно которому реестр владельцев ценных бумаг рассматривается не как некий предмет материального мира - документ или иной носитель информации, а как сами сведения об объекте учета, в отличие, например, от Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые включают в себя как информацию (данные реестра), так и документы, обосновывающие эти данные. Таким образом, при квалификации содеянного по ч. 2 ст. 170.1 УК, а также ч. 3 ст. 185.2 УК лицу вменяются в вину действия, образующие по своей сути не подлог какого-либо документа, а внесение заведомо недостоверных сведений в информационную систему, которая зафиксирована на определенном носителе.
В законодательстве о рынке ценных бумаг нет единообразного использования термина "реестр владельцев ценных бумаг" в определении информационной структуры и содержания самого этого реестра, а также его места в системе учета прав на ценные бумаги.
В п. 1 ст. 8 ФЗ о РЦБ понятие "реестр владельцев ценных бумаг" определяется как часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.
Сама же система ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается как совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Таким образом, ФЗ о РЦБ проводит различие между уровнями информационной системы учета прав владельцев ценных бумаг - сам реестр владельцев ценных бумаг рассматривается как подсистема единой системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.
В Положении о реестре владельцев ценных бумаг вообще не используется понятие "система ведения реестра владельцев ценных бумаг" и не проводится разграничение уровней информационной системы учета прав владельцев ценных бумаг. В п. 2 Положения под реестром владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам.
Сравнительный анализ указанных понятий позволяет сделать вывод о том, что по своему содержанию определение понятия "реестр владельцев ценных бумаг" в Положении о реестре владельцев ценных бумаг несколько отличается от определения данного понятия в ФЗ о РЦБ и близко к содержащемуся в Законе понятию "система ведения реестра владельцев ценных бумаг".
ФЗ о реестре ценных бумаг | Положение о РВЦБ |
оперирует термином «список» | совокупность данных |
Объекты учеты: 1.зарегистрированные владельцы ценных бумаг 2. количество ЦБ 3. номинальная стоимость 4. категория принадлежащих им именных ценных бумаг. При этом исходя из смысла закона этот перечень исчерпывающий. | более широкий круг объектов учета, информация о которых составляет содержание реестра. |
Указание, что реестр может быть составлен на любую установленную дату | Такого указания нет |
Первое очевидное отличие заключается в том, что в Положении о реестре владельцев ценных бумаг при определении понятия "реестр владельцев ценных бумаг" используется термин "совокупность данных", в то время как ФЗ о РЦБ оперирует термином "список". Использование в законе термина "список" применительно к реестру владельцев ценных бумаг представляется не вполне удачным, так как под списком можно понимать как совокупность данных, систематизированных определенным образом (идеальный объект), так и носитель информации с такими данными (материальный объект).
Однако с учетом того, что Закон позволяет толковать реестр владельцев ценных бумаг в том числе как совокупность данных, можно сделать вывод о том, что противоречие между законом и Положением о реестре владельцев ценных бумаг в этой части отсутствует, а Положение лишь конкретизирует положение Закона, определяя идеальную, а не материальную форму выражения реестра владельцев ценных бумаг.
Второе отличие: Положение о реестре владельцев ценных бумаг предусматривает более широкий круг объектов учета, информация о которых составляет содержание реестра.
Так, в ФЗ о РЦБ к таким объектам относятся зарегистрированные владельцы ценных бумаг, а также количество, номинальная стоимость и категория принадлежащих им именных ценных бумаг. При этом исходя из смысла закона этот перечень исчерпывающий.
В отличие от этого в Положении о реестре владельцев ценных бумаг содержится указание на то, что реестр должен содержать информацию не только о владельцах, но и об иных зарегистрированных лицах (номинальных держателях, доверительных управляющих, залогодержателях), об эмитенте и даже о регистраторе, его обособленных подразделениях и трансфер-агентах.
Кроме того, Положение о реестре владельцев ценных бумаг помимо информации о виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости ценных бумаг предусматривает ведение учета операций по лицевым счетам зарегистрированных лиц, а также всех выпусков ценных бумаг эмитента.
Как представляется, это противоречие закону вызвано тем, что в Положении о реестре владельцев ценных бумаг не проводится различие между системой ведения реестра и самим реестром, а под реестром, по сути, понимается совокупность данных, относящихся в соответствии с законом к системе ведения реестра.