Управляющие информационные системы
Категории информационных систем управления
Источники древнего права
Что такое источник? Это начало чего-либо.
Источник права – это начало, из чего рождается право, способ возникновения права.
1) Обычай. Устная форма, при несоблюдении обычая лишь общественное порицание. Принудить исполнять в обязательном порядке обычай нельзя (все зависит от моральных и духовных ценностей самого человека.
2) Но если обычай санкционируется государством, т.е. государство облекает обычай в письменную форму, определяет обычай как общеобязательное правило поведения для всех живущих на данной территории этого государства, то такой обычай становится правовым обычаем (или обычным правом). То в отличие от простого обычая за несоблюдение правового обычая человек может понести ответственность, а также государство может принудить человека исполнять нормы обычного права.
3) С возникновением крупных государственных образований обычаи и обычное право постепенно вытесняются следующим источником права – законом. Это нормативно-правовой акт имеющий высшую юридическую силу, который принимается только высшим законодательным органом власти, отражает волю и интересы всего общества и изменить или дополнить закон можно только в особом, предусмотренном государством специальном порядке.
4) Судебный прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел (известен еще с Древнего Рима). Эдикты – решения по конкретным вопросам таких органов государственной власти как преторов.
Первые управляющие информационные системы (Management Information Systems - MIS) стали появляться в 70-х годах ХХ века с развитием вычислительной техники.
Обычно такие системы ориентированы в основном на внутреннего пользователя и обслуживают функции планирования, управления подразделениями и службами, контроля и поддержки решений на управленческом уровне. Блок-схема типичной MIS приведена на рис. 6.8.
Рис. 6.8 - Схема обработки данных и подготовки информации в MIS
Приведем основные характеристики корпоративных управляющих систем. Такие системы:
· работают с формализованными и/или частично формализованными данными и поддерживают частично структурированные и слабоструктурированные решения в широком диапазоне на функционально-оперативном и управленческих уровнях, преобразуя формализованные данные в "MIS-файлы". Решения, поддержанные MIS, обязательны для исполнения на эксплуатационном уровне, пополняют "копилку" решений в KWS и транслируются посредством OAS;
· ориентированы на обеспечение текущих бизнес-процессов управленческими решениями, на создание отчетов и контроль исполнения;
· задают правила формирования информационных потоков и пучков внутри информационного поля компании, информационные требования известны и устойчивы;
· имеют небольшие аналитические возможности, ограниченные рамками текущей деятельности на уровне подразделений;
· недостаточно гибки, но имеют возможности для адаптациив любом подразделении;
· помогают в принятии оперативных решений, используя прошлые и настоящие данные, при этом используется больше внутренних данных, чем внешних.
В российских компаниях MIS обычно развивается на базе систем TPS и OAS, с которых часто начинается автоматизация рутинных процедур и процессов. Вследствие этого MIS постепенно превращается в автоматизированную информационную систему управления предприятием.