Информационные системы в МВД России.

Реальное создание единой информационной службы в органах внутренних дел, которое произошло после разделения союзного НКВД в феврале 1941 г. на два самостоятельных наркомата: НКВД и НКГБ. Первый спецотдел вошел в структуру Наркомата внутренних дел СССР, в его состав были переданы централизованная оперативно-справочная картотека и весь архив, из Главного управления милиции - алфавитная и дактилоскопическая картотеки централизованного учета преступников, из ГУЛАГа - картотеки централизованного учета заключенных. Учетно-регистрационные отделения и бюро, находившиеся с 1918 г. в составе уголовных розысков управлений милиции областей и краев, были переведены в систему первых спецотделов наркомата.

Для становления современной информационной службы МВД России судьбоносным стал подписанный 9 ноября 1970 г. приказ Министра внутренних дел СССР «Об организации Главного информационного центра при МВД СССР».

Главный информационный центр было создан «в целях улучшения системы информации и использования ее в оперативно-служебной деятельности МВД СССР». Приказ не ограничивался только созданием ГИЦ, в нем предусматривались шаги и по дальнейшему развитию информационной службы в системе органов внутренних дел. Так, пункт 9 приказа предписывал заместителю министра внутренних дел, начальнику Организационно-инспекторского управления, начальнику Управления кадров и начальнику ГИЦ в трехмесячный срок подготовить предложения о создании информационных аппаратов в органах внутренних дел.

Он стал первым документом, с которого началось создание не только ГИЦ в центральном аппарате министерства, но и информационных центров в МВД-УВД субъектов страны. Уже в мае 1971 г. приказом МВД СССР были объявлены типовая структура информационных центров при МВД-УВД и временные типовые штаты вычислительных подразделений ИЦ.

Всю разработку автоматизированных систем и задач тогда планировалось проводить силами ВЦ, и потому в его структуре предусматривались отделы, которые должны были заниматься исследовательской работой, проектированием и разработкой систем:

- отдел автоматизированных систем,

- отдел отраслевой автоматизированной системы управления,

- отдел информационно-поисковых систем,

- отдел алгоритмизации,

а также другие, традиционные для вычислительных центров отделы.

Началась разработка автоматизированных систем, и уже в 1971 г. ГИЦ приступил к выполнению возложенных на него задач.

В первый год, по согласованию с оперативными службами, были поставлены для решения с помощью ЭВМ такие задачи, как «Бродяги» и «Розыск», разрабатывались и статистические задачи: «Автопроисшествия» - по заказу УГАИ и «Пожары» - по заказу УПО. Но для автоматизации учетов, сосредоточенных в ГИЦ (статистического учета уголовных преступлений, тем более автоматизации оперативно-справочных и криминалистических учетов), в виду их масштабности время еще не пришло.

С января 1971 г. в МВД была введена новая система учета и отчетности о состоянии преступности, что явилось важным средством улучшения управления и руководства всей деятельностью органов внутренних дел страны. По новой системе количество учитываемых показателей было увеличено более чем в два раза, по сравнению с ранее действующей. При этом имелось в виду, что в дальнейшем обработка и анализ статистической информации будут производиться на ЭВМ. В 1971 г. в отдел статистики ежеквартально из 200 местных органов МВД, УВД, ЛОМ поступало около 2 млн показателей по 15 формам. На их обработку (кстати, вручную) было занято 15 сотрудников, которые в течение 25 дней не только обобщали эту статистическую информацию, но и проверяли правильность составления отчетов, вычисляли удельный вес основных показателей преступности. (В начале 70-х сотрудники отдела статистики еще использовали для вычислений счеты, арифмометры и электромеханические калькуляторы; статистические сборники о состоянии преступности начали оформлять на пишущих машинках (годом раньше они составлялись вручную)).

Этот пример показывает, насколько жизненно необходимой и актуальной стала проблема совершенствования управления с помощью автоматизации, особенно такой ее составляющей, как сбор, обобщение и анализ статистической информации о состоянии преступности. В то же время ведущиеся разработки по инициативе различных служб министерства отдельных, локальных задач вне системного подхода к решению проблемы автоматизации в целом по отрасли не могла быть перспективной в будущем.

10 ноября 1971 г. МВД СССР подписан приказ «О преобразовании ГИЦ при МВД СССР в Главный научно-исследовательский центр управления и информации МВД СССР». Этот приказ был издан в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 5 сентября 1971 г.

Одной из основных задач на этом этапе, а быть может, и самой главной, стало формирование коллектива, способного решать поставленные задачи. В короткое время надо было подобрать специалистов разного профиля: инженеров, программистов, математиков, юристов и др. Полученный ГНИЦУИ статус административно-управленческого и научно-исследовательского учреждения позволил собрать в его стенах квалифицированный коллектив ученых и практиков, обеспечив сбалансированный сплав юристов, знающих милицейские проблемы и «технарей», имеющих опыт решения задач автоматизации информационных процессов в отраслях народного хозяйства.

После образования ГНИЦУИ основная нагрузка по созданию ОАСУ МВД СССР и отдельных подсистем оперативно-разыскного и иного служебного назначения ложится на НИЛ и ВЦ. К концу 1972 г. было разработано техническое задание на создание ОАСУ МВД СССР, одновременно проводилась большая работа по исследованию документооборота в системе МВД и отбор технических средств для ОАСУ - базовых ЭВМ их периферийного оборудования, средств передачи данных и т.д.

Кроме научных исследований, решались и конкретные практические задачи. В течение года отраслевым службам министерства и органам внутренних дел было выдано около 200 отчетов по задачам «Розыск», «Профилактика», «Бродяги», «Умышленные убийства» и др.

Существенной вехой в деятельности Центра явилось создание в 1975 г. по инициативе Госплана страны еще одного крупного структурного подразделения - Специального проектно-конструкторского бюро (СПКБ). Основной задачей его была разработка и внедрение специальной системы планирования МВД СССР и автоматизированных систем производственно-экономического назначения по направлениям хозяйственной деятельности МВД СССР.

Все научно-исследовательские работы и проектирование автоматизированных систем оперативно-разыскного, статистического и производственно-экономического назначения велись в рамках технического проекта ОАСУ МВД СССР, который был разработан коллективом ГНИЦУИ в очень сжатые сроки, с учетом перспективы развития до 1990 г.

К 1976 г. была введена в опытную эксплуатацию первая очередь ОАСУ МВД в составе трех автоматизированных подсистем: «Центр» - централизованного оперативного управления, «Звено-БД» - управления органами ГАИ, «Производство» - управления производственно-экономической деятельностью.

В регионах начали складываться информационные центры, в которых выросли высококлассные специалисты, способные решать задачи компьютеризации регионального уровня. Знание конкретных условий функционирования задач и вопросов практического использования информации при раскрытии преступлений позволило этим коллективам создавать достаточно эффективные системы.

С 1977 г. информационные подразделения МВД, прежде всего ГНИЦУИ, начали оснащаться ЭВМ типа ЕС, что позволило всей информационной службе органов внутренних дел подняться на более высокую ступень прогресса в освоении новейших информационных технологий.

В 1980-1981 годах, т.е. через 10 лет после создания ГИЦ, в информационных центрах эксплуатируется уже 92 ЭВМ различных типов. Это означает, что практически во всех МВД, УВД развернуты ЭВМ. В ГНИЦУИ устанавливаются еще две ЭВМ ЕС-1033; всего в центре решается 130, а в регионах - 208 задач по автоматизированной обработке информации.

Темпы внедрения технических средств впечатляют. Руководители ИЦ при поддержке министров и начальников УВД изыскивают средства и возможности и добиваются установки у себя в вычислительных центрах все более совершенных ЭВМ.

Эффективность от использования ЭВМ и автоматизированных систем стала всем очевидной.

К этому времени была проделана большая работа по автоматизации обработки статистической информации. Для обработки на ЭВМ было переведено 24 формы отчетности. Поток информации продолжал значительно возрастать, в 1980 г. в отдел статистики поступало 15 тысяч отчетов из МВД, УВД, которые содержали 20 млн показателей. Дальнейшее совершенствование статистической информации, сопровождавшееся увеличением количества показателей и форм отчетности, без возможности ее автоматизированной обработки, было бы задачей трудноразрешимой. Автоматизация обработки ряда форм отчетности явилась существенным вкладом в решение проблемы.

Широкое внедрение ЭВМ позволило информационным подразделениям использовать мощные операционные системы и системы управления базами данных, а появление магнитных дисков большой емкости - создавать базы данных большой емкости. Стала возможной реализация автоматизированной обработки не только всей статинформации, но и таких проектов, как автоматизация оперативно-справочной картотеки.

В ГНИЦУИ и ИЦ начали успешно функционировать системы оперативно-разыскного назначения. В регионах были разработаны и вступили в эксплуатацию такие системы, как «Ермак», «Квадрат» и др. Таким образом, сложились коллективы так называемых «базовых» информационных центров, что позволило более полно использовать научно-технический потенциал информационной службы МВД.

Росло число эффективно функционирующих автоматизированных информационно-справочных и информационно-поисковых систем, разработанных коллективами информационных подразделений МВД, УВД и ГНИЦУИ.

Мероприятия по компьютеризации, проводимые ГНИЦУИ, носили комплексный характер, охватывали широкий круг проблем, включая внедрение ЭВМ в повседневную практику работников не только ИЦ, но и различных служб органов внутренних дел.

Это было заслугой не только сотрудников ГНИЦУИ и ИЦ, но и других подразделений органов внутренних дел, которые благодаря использованию новейших информационных технологий все больше и больше проникались убеждением, что без использования современных информационно-справочных и информационно-поисковых систем обойтись нельзя.

Во второй половине 80-х годов начинается массовое внедрение ПЭВМ и систем теледоступа с использованием мультипроцессоров в деятельность органов внутренних дел. Так, начали складываться условия создания информационно-вычислительных сетей.

Этот процесс был очень важным, поскольку он максимально приблизил к оперативным работникам системы хранения и обработки информации, позволил создавать локальные сети и автоматизированные рабочие места.

Другим важным решением в этот период стало создание практически в каждом подразделении уровня горрайоргана специальных информационных подразделений, способствующих повышению уровня информационного взаимодействия подразделений ОВД в борьбе с преступностью.

В этих условиях ГИЦ сосредотачивает свои усилия на оказании ИЦ и информационным подразделениям горрайорганов практической и методической помощи. Сотрудниками ГИЦ в 1989 году осуществлено около 300 командировок для проведения консультаций и непосредственного обучения работников информационных подразделений.

После упразднения МВД СССР Главный информационный центр объединяется с созданным в 1991 г. за счет штатной численности ГИЦ Республиканским информационным бюро МВД России. Объединенная структура сохранила название - Главный информационный центр МВД России.

В деятельности ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ в 90-е годы следует отметить несколько событий, имевших большое значение для дальнейшего развития информационной службы. Среди них - Соглашение о взаимоотношениях между МВД государств-участников СНГ в сфере обмена информацией. Оно было подписано министрами внутренних дел 3 августа 1992 г. в г. Чолпон-Ате (Кыргызская Республика). В числе решений, имевших непосредственное отношение к информационной службе, было создание и развитие Межгосударственного информационного банка (МИБ).

К важному социально-политическому решению следует отнести создание в структуре созданного в 1992 г. ГИЦ Центра по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации (ЦРЖПРиАИ).

Центр, кроме задач, которые выполнял историко-архивный отдел (отдел спецфондов), стал решать новые задачи, которые ранее не осуществлялись в МВД СССР - организационно-методическое руководство работой органов внутренних дел по исполнению законодательных и других правовых актов Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий, а также рассмотрение заявлений и запросов, связанных с решением вопросов реабилитации. В 72 ИЦ МВД, ГУВД, УВД создаются подразделения по реабилитации жертв политических репрессий. Подразделения по реабилитации проводят большой объем работ по установлению судеб репрессированных российских и иностранных граждан, военнопленных, интернированных и пропавших без вести на территории СССР.

Еще одним значимым событием стала разработка в 1993 году Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью, которая проводилась совместно с другими подразделениями министерства в рамках осуществления единой научно-технической политики в области компьютеризации органов внутренних дел, создания информационно-вычислительных сетей (ИВС) и средств связи, а также внедрения новейших информационных технологий на базе организации теледоступа и интегрированных баз данных различного уровня.

Концепция определяла общую стратегию и приоритетные направления по проблемам автоматизации информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ. Реализация основных положений Концепции позволила изменить стиль информационной работы, повысить эффективность оперативной информации, оснастить электронно-вычислительной техникой ГИЦ и большую часть регионов России.

Наступивший новый XXI век ознаменовал переход всей информационной службы на более высокий качественный уровень своего развития - формирование инфраструктуры единого информационного пространства МВД России.

24 марта 2000 г. был подписан приказ МВД России № 296, объявивший 23 сентября Днем информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Это решение было принято с учетом той существенной роли, которую играют информационные подразделения в деятельности правоохранительных органов.

В 2002 г. специалистами ГИЦ МВД России была разработана Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг. Повышение эффективности использования существующих в МВД России информационных ресурсов и обеспечение развития ИВС МВД России как системы, интегрирующей информационные массивы органов внутренних дел на основе перспективных технологий их обработки, - вот главные задачи, заложенные в Концепции.

Проведенные только в 2002 г. мероприятия по реализации Концепции способствовали тому, что уровень автоматизации централизованных оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов составил свыше 70%.

В этом же году МВД приступило к решению одной из самых сложных и значимых работ, предусмотренных Концепцией, - созданию автоматизированного банка данных дактилоскопической информации ГИЦ, а также аналогичных межрегиональных банков данных в федеральных округах. Эти системы предназначены для решения задач государственной дактилоскопической регистрации и информационного обеспечения расследования и раскрытия преступлений, в том числе серийного и межрегионального характера.

Реализация Концепции и задачи по совершенствованию информационного обеспечения органов внутренних дел были выдвинуты руководством МВД в число приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности.

В 2003 г. на ГИЦ возлагаются функции по руководству, координации и контролю за процессами внедрения и использования современных информационных технологий в системе МВД России, формированию единой научно-технической политики в органах внутренних дел. Функции по руководству, координации и контролю процессов создания, внедрения и использования информационных технологий на региональном уровне возложены на информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. При этом предусматривается возможность создания информационных подразделений в территориальных ОВД, проведение в рамках учебных сборов сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следственных подразделений занятий по использованию автоматизированных систем и интегрированных банков данных в практической деятельности на базе информационных центров.

В 2005 г. ГИЦ был объединен с Управлением оперативно-разыскной информации МВД России. ГИЦ переименовывается в Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ).

9 ноября 2005 года исполняется 35 лет с момента создания ГИЦ и всей современной информационной службы.

Сегодня Главный информационно-аналитический центр МВД России и информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ - это современные информационные подразделения, осуществляющие организацию информационного обеспечения правоохранительных органов и органов государственной власти России оперативно-справочной, оперативно-аналитической, разыскной, криминалистической, статистической, архивной, научно-технической и иной информацией, используемой в оперативно-служебной деятельности.

ГИАЦ и информационные подразделения на местах обеспечивают хранение и использование информационных массивов в системе МВД России. В федеральных и региональных банках данных общего пользования сконцентрировано более 470 млн документов оперативно-справочной, разыскной, криминалистической и статистической информации.

В настоящее время только в ГИАЦ МВД России ежедневно обращаются десятки тысяч пользователей. Поток запросов растет и приближается к четырем миллионам документов в год.

Все оперативно-профилактические мероприятия и подавляющее большинство оперативно-разыскных мероприятий, проводимых в органах внутренних дел, обеспечиваются информационной поддержкой, осуществляемой ГИАЦ и ИЦ.

Роль информационных подразделений возрастает год от года, о чем свидетельствуют следующие факты. Если в 1976 г. с помощью наших учетов было раскрыто 4% от общего числа раскрытых преступлений, в 1996 г. - 25%, в 1999 г. - 43%, в 2002 г. - 60%, то за истекший период 2005 г. - свыше 70%.

Сегодня в ГИАЦ осуществляются полностью автоматизированные сбор и обобщение информации по 91-й форме статистической отчетности. Информация обобщается в целом по России, по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Автоматизированная база статистических показателей ГИАЦ содержит сведения, начиная с 1970 г.

В ГИАЦ и информационных центрах МВД, ГУВД, УВД развернуты банки данных общего пользования, внедрен типовой интегрированный банк данных регионального уровня.

На региональном и федеральном уровнях осуществлен комплекс мероприятий по оснащению всех информационных центров МВД, ГУВД, УВД и ГИАЦ типовыми программно-техническими комплексами.

Централизованное оснащение регионов современными комплексами обработки информации позволило целенаправленно проводить мероприятия по интеграции открытых информационных ресурсов на региональном и федеральном уровнях.

Завершены работы по созданию интегрированного банка данных федерального уровня. Он объединил ресурсы 9 существующих систем («Картотека», «АБД-Центр», «АСВ-РИФ» и «Криминал-Иностранец», «Антиквариат», «ФР-Оповещение», «Оружие», «Автопоиск» и «Досье-мошенник»). Это дало возможность по одному запросу оперативных работников, следователей и дознавателей получать имеющуюся в автоматизированных учетах ГИАЦ информацию в виде «досье» и повысить эффективность содействия в раскрытии преступлений.

В ближайшее время в интегрированном банке федерального уровня будут формироваться сведения о выдаваемых, утраченных, похищенных паспортах (бланков паспортов) граждан Российской Федерации; об иностранных гражданах, пребывающих и проживающих (временно и постоянно) в Российской Федерации; о зарегистрированном автотранспорте.

Осуществляется поэтапное взаимодействие Федеральной автоматизированной дактилоскопической системы «АДИС-ГИЦ» с аналогичными межрегиональными системами федеральных округов, региональными системами информационных центров и НЦБ Интерпола. Возможность получения дактилоскопической информации в электронном виде позволяет в кратчайший срок идентифицировать личность подозреваемых, повысить эффективность раскрытия и расследования преступлений.

На базе ГИАЦ МВД России создана межведомственная автоматизированная система ведения Регистра Федерального интегрированного информационного фонда, предусматривающая интеграцию информационных ресурсов и информационное взаимодействие министерств и ведомств (МВД, ФСБ, Минфина, Минюста, Генпрокуратуры, Верховного Суда Российской Федерации и др.).

Использование режима прямого доступа к банку данных (в течение 7-10 минут без разрыва линии связи) и режима отложенного запроса (в течение 1 часа с использованием электронной почты) во многом облегчит работу сотрудников оперативных служб, подразделений следствия и дознания, других правоохранительных структур.

Общее количество пользователей, которым обеспечен доступ к автоматизированным централизованным учетам вертикали «Главный информационно-аналитический центр - информационные центры МВД, ГУВД, УВД», составляет более 30 тысяч. Более трети из них составляют пользователи уровня ГРОВД и отделов (отделений) милиции.

Для информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел, учебного процесса и научной деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений МВД России в ГИАЦ создан Банк данных системы научно-технической информации (БД СНТИ) МВД России. БД СНТИ содержит материалы об опыте работы органов внутренних дел России, деятельности правоохранительных органов зарубежных стран, а также сведения о результатах проводимых в системе МВД России научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и диссертационных исследований.

Совместно с заинтересованными ведомствами и подразделениями МВД России ведутся работы по созданию Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации.

В 2004 г. в целях концентрации усилий на важнейших направлениях работ по совершенствованию информационного обеспечения органов внутренних дел страны, обеспечению комплексного подхода к их решению разработана Программа «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», рассчитанная на 2005-2008 гг.

Составной частью Программы являются подпрограммы: «Реконструкция и техническое перевооружение информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте», «Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федеральных округов и федеральной АДИС-ГИЦ и развитие сети программно-технических комплексов АДИС регионального уровня».

Подпрограмма «Создание автоматизированной информационно-поисковой системы биометрической идентификации личности по изображению лица на 2005-2006 годы» предполагает создание федерального и региональных банков данных фото- и видеоинформации на лиц, представляющих оперативный интерес, перевод на электронные носители всех имеющихся в ОВД фото- и видеотек, организацию непосредственного доступа к ним в оперативном режиме. Реализация мероприятий данной подпрограммы позволит систематизировать и объединить в рамках единой АИПС имеющиеся в органах внутренних дел информационные массивы фото- и видеоинформации с целью повышения эффективности и результативности оперативно-разыскной идентификации лиц, подготавливающих или совершивших противоправные действия и преступления.

Реализация Программы позволит поднять информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования преступлений, предотвращения преступлений на новый качественный уровень путем оперативного получения сотрудниками органов внутренних дел в режиме реального времени точной и достоверной оперативно-справочной, разыскной и криминалистической информации, интегрируемой в системе МВД России.

Достижения в развитии информационной службы за истекшие 35 лет неоспоримы. Тем не менее, происходящие за последнее время в правовой системе и деятельности правоохранительных органов государства изменения, а также анализ состояния преступности в стране требуют еще большей активности в работе по обеспечению необходимой информацией, в первую очередь - служб органов внутренних дел, непосредственно ведущих борьбу с преступностью. Очевидно: только внедрение современных информационных технологий способно повысить эффективность этой работы.

 

Литература:

1. Информатика:учебник. Под ред.Н.Макаровой –М.:Финансы и статистика, 2000, 768с.

2. Симонович В.С. Информатика базовый курс:Учебник –М.:Питер, СПб,2000 – Пресс, 2000, 680с.

3. Симонович В.С. Информатика для экономистов и юристов:Учебник – М.:Питер, СПб, 2000-Пресс, 2000, 680с.

4. Операционная система Windows 95. Для программиста –М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1996.-288с.