ТЕМА 3. Прикубанье в 16 - 18 веках.
ЛЕКЦИЯ 3.
1. Социально-классовый состав адыгейского общества, виды хозяйственной деятельности и промыслы. Торговля. Особенности феодальных отношений (поземельных) у адыгов.
2. Ногайцы в северном Прикубанье. Особенности их экономического и политического устройства.
ЛЕКЦИЯ 4.
3. Борьба западных адыгов против турецко - крымской агрессии. Обращение за покровительством к России. Распространение ислама у западных адыгов и кабардинцев.
4. Первые русские на Кубани в новое время – некрасовцы.
ЛЕКЦИЯ 3.
1. Социально-классовый состав адыгейского общества, виды хозяйственной деятельности и промыслы. Торговля . Особенности феодальных отношений (поземельных) у адыгов. Ногайцы в северном Прикубанье. Особенности их экономического и политического устройства.
Наиболее многочисленными народностями северо-западного Кавказа в 16-17 веках были адыги или черкесы. Среди адыгских племен известны жанеевцы, которые проживали в нижнем течении р.Кубани. Вблизи Анапы, у подножия бешкуйских гор жили шегаки. Из других прибрежных адыгских групп известны Адаме. К крупной этнической группе западных адыгов относились хатукаевцы, которые проживали по реке Абин, Иль и Абурган. В горных местностях Северо-западного Кавказа находились земли многочисленных натухайцев, шапсугов, абадзехов, которые считались «вольными черкесами» , а в будущем «демократическими племенами»,т.к. в отличие от предшествующих управлялись не князьями , а выборными старшинами.
К 16 веку относится обоснование на Северном Кавказе армянских поселенцев, получивших на Кубани название «черкесо-гаев». Главным их занятием являлась торговля.
К середине 16 века у адыгов, обитавших в предгорьях левобережной Кубани, завершался процесс разложения патриархально-родовых отношений. Внутри этнических групп выделялись старшины и знать, усиливалось имущественное и социальное неравенство. А ко второй половине 18 века у западных адыгов и ногайцев оформилась свойственная феодальному обществу сословно-классовая структура.
На верху формирующейся феодальной социальной иерархической лестницы у адыгов находились пши- князья, являвшиеся владельцами земли и живущего на ней населения. Пши как член сельской общины, распоряжался не только сваей родовой землей , но и формально общинной, раздавая ее своим вассалам: более мелким категориям дворян и крестьянам. Среди них есть знатные, вассалы, сервы ( зависимые крестьяне) и невольники. Знатные пользовались среди прочих большим почетом и большую часть времени проводили на коне. К числу не «дворянских» дел они относили торговлю и простой производительный труд. Считалось, что привилегированная часть адыгского общества должна была править народом, оберегать его и упражняться в охоте и военном деле. С другой стороны, народные обычаи обязывали феодализирующуюся знать быть щедрыми и дарить подарки своим подданным. На практике такая щедрость доходила до излишества стоило только подданным попросить у них что либо они тотчас же снимали с себя и предлагали в дар, принимая взамен панцирь или рубашку просителя. Поэтому часто знатные были одеты хуже своих подданных. Правда, принадлежности своего воинского снаряжения (оружия и коней ), а также сапог они никогда не дарили. В них состоял их престиж. Поэтому княжеско-дворянская верхушка адыгов часто готова была отдать все свое имущество за хорошего коня, драгоценнее, которого у нее ничего не было.
Свои дома все жители Закубанья строили из самых простых материалов: дерева и соломы, и большим стыдом было бы знатному человеку построить дом или замок с крепкими стенами так как это показывает человека малодушного и трусливого , неспособного уберечь себя и защититься. Этим обычаем объясняется отсутствие у адыгов прочно построенных жилищ, И тем более крепостей.
Ближайшими вассалами адыгских князей – пши были тлекотлеши, что означает «сильный род» или «рожденный от могущественного». Получив землю и власть, они распределяли участки земли между уорками –дворянами, стоявшими несколько ниже по иерархической лестнице, и общинниками - тфокотлями, получая с них отработочную и натуральную ренту. В качестве вассалов князя они оказывали ему также военные услуги , так как обязаны были по первому требованию сюзерена «садится на конь» и следовать за ним.
В условиях феодальных усобиц, разложения общины под влиянием процесса феодализации сохранить личную свободу становилось все труднее. Часть тфокотлей (свободных общинников) попала в зависимость феодалам и старшинам .Феодальная знать для закабаления непосредственных производителей широко использовала форму «покровительства». Из-за долгов феодалам тфокотли попадали к ним в кабалу. Они несли отработочные и натуральные повинности в пользу князей и дворян. Часть тфокотлей оказалась подчиненной феодалам на «тягостных» условиях, что приближало этих «вольных земледельцев» к крепостному крестьянству.
Другой категорией крестьян были крепостные-пшитли. Они находились в поземельной и личной зависимости от феодальных владельцев. Их отработачные натуральные ренты, определяемые обычаями, были довольно значительными. Пшитлей передавали по наследству и могли продать, но целыми семьями. Однако горские крепостные имели определенные имущественные,ограниченные личные и семейные права, вели свое хозяйство. Самой низшей категорией зависимого населения были рабы-унауты. Они не имели ни личных, ни имущественных, ни семейных прав. Их труд принадлежал владельцам. Однако рабство не играло в адыгейском обществе существенной роли и носило патриархальный характер. Труд рабов применялся в основном в домашнем хозяйстве.
После смерти знатный возвышался над простым смертным это выражалось в том, что ему делали земляную насыпь ( курган) и чем важнее был умерший, чем более у него имелось подданных и друзей , тем выше и больше насыпался этот холм.
Основной чертой феодальных отношений у адыгов была феодальная собственность на землю. Однако она выступала в специфической форме: была не личной, а фамильной. Земля являлась нераздельной собственностью феодальных родственных групп она не оформлялась в виде письменных юридических документов, а закреплялась адатами. Феодальной семье принадлежали крестьяне, селившиеся на ее земле и несшие феодальные повинности за ее пользование.
Община обусловливала своеобразие форм поземельных отношений. В основе ее лежала частная собственность на усадьбы и приусадебные участки. Сохранялась и общинная собственность на пастбища, сенокосы, леса. Феодалы оставались членами общины и участвовали в перераспределении общинных земель и угодий. Занимая в общине «место старшего в роду» и опираясь на адаты они получали самые лучшие и самые большие наделы земли.
К особенностям горского феодализма относится и наличие таких патриархально родовых пережитков, как куначество (побратимство), аталычество, взаимопомощь, кровная месть. Аталычество – обычай, по которому ребенка после рождения передавали на воспитание в другую семью. В свою семью он возвращался уже взрослым. Этот обычай связывал семьи, и дети вырастали неизбалованными.
По горским обычаям, в случае внешней опасности все мужское население должно было вставать на защиту своего отечества тех же, кто уклонялся от этой священной обязанности, облагали штрафом или даже изгоняли из пределов владения. У черкесов каждый воин обязан был иметь по одной чистокровной лошади, щит, лук со стрелами, меч, копья. Безусловно, вооружение и снаряжение воинов зависело от их достатка.
Феодализирующаяся адыгейская верхушка, главным занятием, которой являлось наездничество, давало своим детям специальное с военным уклоном воспитание. В то время, как князья воевали, нападали на соседей с целью приобретения рабов и богатств, основная масса адыгского населения – крестьяне – работала, развивая и совершенствуя земледелие, скотоводство и домашние промыслы Адыги выращивали просо, ячмень, кукурузу, пшеницу.
Для защиты посевов от ветров и сохранения влаги по краям полей сажали деревья. Поля тщательно очищались от сорняков. Основным орудием обработки земли была мотыга. Для вспашки земли постепенно стали использовать плуги, в которые впрягались волы. Значительное место в хозяйственных занятиях у адыгов занимало огородничество и садоводство они выращивали лук, перец, чеснок, огурцы, тыкву и др. Фрукты составляли значительную часть рациона местного населения и экспортировались на внешний рынок. Земли адыгов были засажены вишнями и другими фруктовыми деревьями. Кроме диких сортов плодовых деревьев, разводили культурные сорта, требовавшие определенной техники и навыков возделывания. Закубанцы широко пользовались переложной системой земледелия. Один и тот же участок зосевали дважды, меняя место каждый год. Но через определенное время они возвращались на тот же участок. Территория Левобережной Кубани, населенная западными адыгами, представляла собой плодородные равнины и предгорья, удбные для сельского хозяйства. Этому способствовали и климатические условия.
Еще большую роль в предгорьях Кубани, где были прекрасные пастбища, играло скотоводство. У адыгов существовал своеобразный культ домашних животных, в честь которых даже устраивались праздники.
Широко развиты были пчеловодство, охота и рыболовство. Все необходимое для семьи производилось с помощью домашних промыслов. Женщины ткали сукно, шили одежду и обувь, а мужчины плотничали, красили шкуры. Большого совершенства адыги достигли в таких отраслях, как оружейное и ювелирное горцы богато украшали оружие и конскую сбрую, используя для их отделки серебро и золото.
Внутренняя торговля была развита слабо в силу натурального хозяйства она носила характер простого товарообмена. У адыгов не было купеческого сословия и отсутствовала денежная система. Излишки сельскохозяйственной и ремесленной продукции шли на внешний рынок. Одним из доходных товаров во внешней торговле были рабы. Адыгейские феодалы продавали турецким купцам пленников, захваченных во время феодальных усобиц и набегов. Черкесские рабы ценились дорого за силу, ум, красоту. Работорговля подрывала экономику, так как продавались в рабство молодые и работоспособные адыги. Хозяйство являлось натуральным, внутренняя торговля была развита слабо. В тоже время усиливался товарообмен адыгов с Россией, Крымом, Турцией из России адыги получали соль, ткани , металлические изделия. Из Крыма- пряности, предметы роскоши. Из Турции поступали заморские вина, табак, восточные западные товары. Основными предметами вывоза в Россию были кожи, шкуры, мед, лес, сало.
В Турцию и Крым вывозились главным образом рабы. Крупнейшими пунктами товарообмена были Тамань и Анапа. В тоже время усиление захватнических тенденций в указанных странах нередко осложняло торговые отношения. Практически не сложились они у адыгов и с ближайшими соседями- ногайцами. Господство близкого по типу натурального скотоводческого хозяйства у тех и других не способствовало широкому товарообмену между Прикубаньем и Закубаньем.
2. Ногайцы в северном Прикубанье. Особенности их экономического и политического устройства.
На Правобережной Кубани жили тюркско-монгольские племена ногайцев, которые вели в основном кочевой образ жизни и занимались скотоводством.
Их мурзы (мирзы) – крупные феодалы, главы отдельных орд и родов - владели несколькими тысячами голов скота. В целом же феодальная верхушка, по своей численности небольшая ( четыре процента населения ), владела примерно двумя третями всего кочевнического стада . Неравномерное распределение основного богатства - скота - лежало в основе сословно-классовой структуры общества .
Номинально во главе всей Ногайской орды находился хан вместе с наследником нурадином и военачальником. Фактически же орда к этому времени уже распалась на более мелкие образования, слабосвязанные как между собой, так и с верховным правителем. Во главе этих улусов находились мурзы, добившиеся наследственного перехода своих владетельных прав. Хана они признавали не абсолютным правителем, а только в качестве «старшего брата». В своем подчинении мурзы имели узденей и беев, крепостных крестьян и рабов.
Улусная феодальная верхушка была подсудна только суду феодальной аристократии, освобождалась от уплаты податей и, конечно, от телесных наказаний. Степная аристократия (султаны, мурзы и др.) ведала всеми делами ногайцев, начиная от определения мест для кочевий и заканчивая разрешением внутрисемейных споров. Орды делились на поколения, поколения на аулы, аулы - на казаны (семьи).
Значительную прослойку ногайской знати составляло мусульманское духовенство- ахуны, кади и др. Они разбирали судебные дела, осуществляли необходимые религиозные обряды на свадьбах, похоронах и т.д., получая за это соответствующее вознаграждение .
К низшим слоям ногайского общества относились свободные крестьяне-скотоводы, восполнявшие недостатки собственного хозяйства отхожими промыслами в донских поселениях.
Следующей группой были чагары- крепостные крестьяне, находившиеся как в экономической, так и в личной зависимости от верхушки ногайских феодалов.
На самой низшей ступени ногайского общества располагались рабы,в которых превращали военнопленных, а также приобретали с помощью покупки или обмена на скот. Их называли ясырями. Рабы являлись полной собственностью феодалов и не имели ни каких прав однако ясыри были немногочисленным сословием, и труд их не играл заметной роли в скотоводстве.
Ногайцы исповедовали мусульманскую религию. Их духовенство относилось к привилегированным слоям общества, имело значительные стада скота и крепостных крестьян получало немалые средства от выполнения различных религиозных треб. Например, за совершение свадебных и похоронных обрядов ногайцы жертвовали в пользу священников четвертую часть от предназначенных на эти «мероприятия» средств. В случае раздела имущества одна сороковая часть его шла в пользу кадиев, священников, осуществлявших судопроизводство на основе шариата.
Основой эксплуатации зависимого населения являлась рента продуктами. Каждый мурза имел право получать с одной кибитки годовой оброк в размере двух быков, десяти баранов, десяти кругов сушеного молока и по двенадцати килограммов муки и масла. Сохранялась также и полупатриархальная отработочная рента в виде обязанности простых скотоводов содержать скот феодалов.
Особенностью кочевого феодализма у ногайцев было сохранение общины. Однако в руках феодалов уже сосредоточилось право регулировать перекочевки и распоряжаться пастбищами и колодцами.
Невысокий уровень общественно-экономических отношений задерживал развитие единой общественно-политической организации. Единого государства ни у Закубанских адыгов ни у ногайцев не сложилось. Натуральность хозяйства, отсутствие городов и достаточно развитых экономических связей, сохранение патриархальных пережитков – все это было основными причинами феодальной раздробленности на территории Северо-Западного Кавказа.
ЛЕКЦИЯ 4.
3. Борьба западных адыгов против турецко - крымской агрессии. Обращение за покровительством к России. Распространение ислама у западных адыгов и кабардинцев.
В конце 15-начале 16 веков политическая ситуация на Северо-Западном Кавказе существенным образом изменилась: после захвата в 1453 году столицы Византийской империи Константинополя и завоевания в 1475 году генуэзских колоний южного Крыма Османская империя, присоединив к себе Крымское ханство вплотную придвинулась к землям адыгов. Первые удары по горцам турки нанесли в 1475 и 1479 гг. В 1501 году состоялся совместный поход крымцев и османов, против горцев Северо-Западного Кавказа.
В 1516 - 1519 гг. наблюдается новый всплеск внешнеполитической активности Османской империи в Прикубанье, вследствие чего в устье реки Кубани была сооружена турецкая крепость Темрюк. В военных действиях и строительных работах участвовало восемь тысяч татар.
Судя по отрывочным источникам боевые действия на Северо-Западном Кавказе носили ожесточенный характер. Несмотря на отчаянное сопротивление адыгов, их князья вынуждены были признать свою зависимость от крымских ханов. Эта зависимость выражалась в необходимости посылать татарским ханам подарки, рабов и участвовать в набегах на русские земли. Так было например, в 1521 году когда крымские ханы дошли до самой Москвы и осадили ее. Однако адыги неоднократно выступали против крымского диктата. В середине 16 века крымский хан вынужден был не раз посылать свои войска для подавления адыгских мятежей. В это время великий московский государь Иван Грозный прочно обосновался на берегах Волги, завоевав Казанское ханство. Против крымских татар на южных границах Руси Иван Грозный укреплял засечную линию в виде многочисленных оборонительных сооружений, начатую еще его отцом Василием III . Новая граница сдерживала крымских ханов, которые привыкли обогащаться за счет грабительских набегов.
Влияние Крымского ханства и Турции все же сказывалось в усилении и распространении ислама среди народов Северного Кавказа – западных адыгов и кабардинцев. В период средневековья ведущей религией Северо-Западного Кавказа, включая адыгов, было христианство, которое пользовалось правами официально признанного культа, существующего, однако, наряду с многочисленными народными верованиями. Христианские священники шогены (ше уджен) упоминаются во многих адыгейских сказаниях. В результате падения Византии, итальянских колоний на Черном море и Грузинского царства Богратидов, вследствие экспансивной политики турецких феодалов и вассала Турции - Крымского ханства, а также ввиду отсутствия у адыгов письменности, следовательно, невозможности перевода богослужебных книг, христианство у адыгов пришло в полный упадок и исчезло, сохранившись лишь в качестве многочисленных пережитков в народных верованиях. Общеизвестно, что ислам суннитского толка начал проникать в Адыгею только с 14 века. Хотя на Северном Кавказе, в частности, в Карачаево-Черкессии, есть следы довольно раннего проникновения сюда ислама ( арабские надписи на могильных плитах из Нижнего Архыза 11-12 века, остатки мусульманского мавзолея 13 века у ст. Усть-Джегутинской), но эти памятники единичны.Даже в 16 веке христианство продолжало быть у Адыгов ведущей религией. В основном ислам начал утверждаться здесь в 18 веке. Но уже с 16 века представители высшего духовенства присылались и утверждались турецким султаном. С помощью ислама Турция пыталась закрепить свое господствующее положение на Северном Кавказе. Духовенство приспособило ислам к эксплуататорской идеологии, за что феодалы постоянно демонстрировали к нему величайшее уважение и помогали ему в духовном порабощении народных масс.
Возросший авторитет Русского государства направил взоры адыгов к московским правителям. В 1552 году к Ивану Грозному было направлено адыгское посольство, которое обратилось к нему с просьбой, чтобы он взял адыгов под свое покровительствои защитил их от крымского хана. Для выяснения обстановки на Кубань был командирован Русский боярин Андрей Щепотьев. В 1555 году он вернулся в Москву в сопровождении представительной делегации отряда адыгских народов. От имени «всей земли черкесской» они просили русского государя принять адыгов в свое подданство. Иван IV щедро наградил черкесских посланников и обещал им военную помощь против Крыма. В 1555-1556 годах Иван Грозный три раза посылал свои войска против крымцев, чтобы предотвратить их походы на Кубань. В период борьбы Ивана IV с Астраханским ханством – союзником Крыма, адыги помогли русскому царю и успешно атаковали турецкие крепости Темрюк и Тамань. Несмотря на военную помощь крымского хана и Турции, в 1556 году Астрахань без боя сдалась русским стрельцам и казакам.
Под впечатлением успехов Московии западные адыги и кабардинцы направили в 1557 году в русскую столицу новое посольство с просьбой о подданстве.
Русское правительство удовлетворило просьбу, обещая при этом сохранить самостоятельность местных князей по всем вопроса внутренней политики. Некоторые черкесские князья даже приняли православную веру. Это вовсе не означало, что адыгские князья и старшины ориентировались на Москву. Взаимные распри и агрессивные соседи , наподобие Крымского ханства , вынуждали некоторых из них заручиться покровительством русского царя. Московские власти в свою очередь искали себе союзников в борьбе против Крыма и Османской империи.
Начатая в1558 году Ливанская война отвлекла внимание Ивана IV от Северного Кавказа,и османско-крымские притязания на этот регион возобновились .
Это вынудило определенные круги черкесской знати вновь обратиться за помощью к русскому царю с просьбой прислать к адыгам русского воеводу «на государство», т.е. на правление, и был даже не против обратить свой народ в православную веру. Иван IV в 1560 году, откликаясь на просьбу о помощи и желая усилить свои политические позиции на Северном Кавказе , направил к адыгам одного из своих лучших полководцев князя Дмитрия Вишневецкого с ратью и христианскими проповедниками . Вначале 1561 года , объединившись с адыгскими воинами Вишневецкий совершил удачный поход против крымско-турецких войск в Приазовье.
Тем временем Ливонская война продолжалась. Ливонский орден был разгромлен, но у Русского государства появились не менее грозные противники: Польша Литва и Швеция. На время это заслонило проблемы, связанные с Северо-Западным Кавказом.
Почувствовав изменение политической ситуации в 1562 году феодалы северо-западных адыгов неожиданно прервали связи с Москвой.
Вполне вероятно, что они усмотрели в борьбе Ивана Грозного с остатками старой системы уделов внутри страны опасность лишиться своих удельных прав.
Одновременно они выступили и против стремления старшего кабардинского князя Темрюка Идара с помощью России объединить всех адыгов. В создавшемся положении Оттоманская Порта, используя княжеские раздоры, сумела закрепиться в некоторых районах Черноморского побережья Северного Кавказа.
Однако западноадыгских феодалов на Порту и Крымское ханство не соответствовала чаяниям широких народных масс Северо-Западного Кавказа. Именно поэтому, несмотря на неоднократные попытки, крымскому хану так и не удалось проникнуть вглубь адыгской территории и подчинить ее население своей власти.
Более того, Западные адыги оказывали посильную помощь России, как бы сохраняя ей верность.
В1561 году Иван Грозный женится на дочери Темрюка Идарова Кученей (Гошаней) в Москве она была крещена и стала Русской царицей Марией.
Женитьба Ивана IV на кабардинской княжне имела большое политическое значение, она еще более укрепила и расширила связи России и укрепила положение Кабарды.
Однако с этим не хотели мириться ни султан, ни крымский хан. Им удалось организовать в Кабарде выступление против Темрюка и его сторонников. Обеспокоенный этим Темрюк обратился за помощью к Москве. Русское правительство отправило в кабарду в1562-1563 годах войска во главе воеводой Плещеевым, а в 1565-1566 годах – с воеводами Дашковым и Ржевским. Однако султан и хан продолжали набеги и в последующие годы.
Весной 1570 года крымский хан Девлет- Гирей напал на Темрюка. В бою при Ахупсе (левый приток Кубани) Темрюк, был смертельно ранен, два его сына были взяты крымцами в плен. К тому же Россия вынуждена была снести крепость на Тереке.
Все это тяжело сказалось на положении Кабарды и все же, сколько бы ни старались внешние и внутренние враги отторгнуть Кабарду от России, им это так и не удалось. Весной 1578 года в Москву прибыло кабардинское посольство, которое подтвердило подданство кабардинцев России.
Польско-шведская интервенция начала 17 века ухудшила международное положение России. Иранские шахи начали борьбу за овладение Дагестаном, на Северо-Западном Кавказе усилились агрессивные устремления Оттоманской Порты и ее вассала – Крымского ханства. Прикубанские адыгские народы, занимавшие обширную территорию от Тамани до бассейна Лабы, оказались под влиянием Крымского ханства и Порты. Отсюда Крымские ханы совершали походы против Кабарды и других народов Центрального Предкавказья, рассчитывая прибрать к рукам и этот район. В Кабарде в это время вели подрывную антирусскую деятельность многочисленные эмиссары султана и хана. Согласовано с ними действовала просултански настроенная группировка кабардинских феодалов. Они рассчитывали с помощью Порты восстановить свое господство над князьями, придерживавшимися традиционных дружественных связей с Россией.
Но, несмотря на это, в основном русско-кабардинские отношения и взаимоотношение Западных адыгов с Россией в конце 16- 17 веков развивались в сторону углублении и расширения. Значительно увеличилось число кабардинцев, выезжающих в Россию на постоянное жительство, многие из которых впоследствии стали видными военными и государственными деятелями России.
4. Первые русские на Кубани в новое время – некрасовцы.
В середине 17 века в России возникло религиозно-общественное движение, вошедшее в историю под названием «раскола» или «старообрядчества». Поводом для его проявления послужила церковно-обрядовая реформа , которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. Опираясь на поддержку царя Алексея Михайловича, Никон стал осуществлять унификацию московской богословской системы на основе греческих образцов: исправил русские богослужебные книги по современным ему греческим и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.
Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии в ней явно проявилось стремление Никона к централизации церкви и усилению власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых реформатор вводил в жизнь новые книги и обряды.
На защиту «старой веры» выступили различные слои российского общества. Народные массы, становясь на защиту «старой веры» выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью. Одной из форм протеста крестьян являлось их бегство на южные окраины государства, в частности на Дон, или даже за пределы страны на Кубань.
В 1688 году царь Петр I приказал донскому войсковому атаману Денисову разорить пристанище раскольников на Дону, а их самих - казнить. Однако раскольники узнав о намерениях государя , решили искать спасения за пределами страны: в степях Кубани и Кумы. Во главе кубанских раскольников стояли Петр Мурзенко и Лев Манацкий.
В 1692 году с территории донского казачества на Кубань вышла еще одна партия раскольников, принявшая покровительство крымского хана. Она была поселена между реками Кубанью и Лабой. Переселенцы получили название «кубанских казаков» по названию главной реки новых мест их проживания. С разрешения хана, они построили для себя на возвышенном берегу реки Лабы каменный городок, впоследствии (после переселения на Кубань некрасовцев) получивший название Некрасовского городка.
В сентябре 1708 года один из выдающихся предводителей Булавинского восстания атаман станицы Есауловской Донского казачьего войска Игнат Некрасов, опасаясь расправы правительственных войск над восставшими, ушел с семьями на Кубань (по различным данным в числе от трех до восьми тысяч человек). Здесь, соединившись с Кубанским казачьим войском, беглецы организовали своеобразную республику, которая на протяжении семидесяти лет непрерывно пополнялась казаками из других мест и крестьянами, бежавшими от крепостного гнета. На новое место жительства «игнат – казаки» (как называли их турки) прибыли не униженными просителями, а войском при знамени и с семью пушками. Крымский хан Каплан – Гирей, рассчитывая использовать в будущем некрасовцев в качестве боевой, хорошо обученной вооруженной силы, разрешил им поселиться в низовьях Кубани, между Копылом и Темрюком, освободив от податей и предоставив внутреннюю автономию. Объединившись с кубанскими казаками Савелия Пахомова, новые обитатели Прикубанья возвели на холмах, в тридцати верстах от моря, городки Голубинский, Блудиловский и Чирянский. Подступы к ним прикрывали плавни и болота. Кроме естественной защиты, некрасовцы укрепляли свои городки земляными валами и пушками.
На новом месте некрасовцы строили лодки и небольшие суда, производя традиционный для их образа жизни лов рыбы. Кроме того, одним из любимейших их занятием являлась охота и коневодство. При военных действиях Крыма с русскими, кабардинцами и другими народами некрасовцы обязаны были поставлять не менее пятисот всадников.
Жизнь некрасовцев на Кубани отражена в источниках в основном своими внешними военными проявлениями. Их отношения с российским правительством представляли собой чередование дерзких казачьих рейдов и ответных карательных экспедиций. В некоторых походах участвовало до трех тысяч некрасовцев. Правительство Петра I принимало меры: указом военной коллегии вводится смертная казнь за не донесение на агентов Некрасова. В ноябре 1722 года на Дон посылаются специальные грамоты о засылке собственных шпионов на Кубань под видом купцов и « О предосторожностях против прихода запорожцев и некрасовцев».
В 1728 году калмыки ведут на Кубани жестокие бои с некрасовцами. Последующие стычки тянулись еще лет десять. С конца 1730-х годов активность некрасовцев уменьшается. Приблизительно в 1737 году Игната Некрасова не стало. Около 1740 года происходит первое разделение: 1600 семей отправляются морем в Добруджу, где на дунайских лиманах основали первоначально два городка: Сарыкей и Дунавцы. Другая часть некрасовцев переселилась в Малую Азию, около озера Маньяс.
На чужбине некрасовцы сохранили те формы управления и быта, которые существовали у них на Кубани. Они жили по так называемым «Заветам Игната», своего первого атамана. В этом документе нашло отражение положение общеказачьего обычного права, нормы которого были сгруппированы в 170 статей. Абсолютной властью в обществе некрасовцев наделялось Народное Собрание- Круг. На нем ежегодно избирали атаманов, наделенных исполнительными функциями. Круг контролировал действия атаманов, мог их досрочно сменять и призвать к ответу.
Заветы запрещали эксплуатацию чужого труда в целях личного обогащения. Занимавшиеся тем или иным промыслом были обязаны третью часть заработка отдавать в войсковую казну, которая расходовалась на церковь, содержание школы, вооружение, пособия нуждающимся (немощным, престарелым, вдовам, сиротам). «Заветы Игната» запрещали установление родственных связей с турками, на территории которых они жили после переселения с Кубани.
В начале 19 века небольшая группа старообрядцев вернулась в Россию
После русско-турецкой войны 1828-1829 годов часть уже довольно отуреченных россиян вместе с анатолийскими греками перешли в русские пределы и поселились в горах на восточных берегах Черного моря в Даховском ущелье, в селении Высоком ( около Адлера). Осенью 1962 года 215 семей (999 человек) некрасовцев покинули Турцию и поселились в Ставропольском крае. Память о Родине и ее зов оказались очень сильными у потомков некрасовских казаков, прежде всего потому, что и вдали от России, в чужеродной для них среде, они не растворились, сохранив свою культуру, обычаи и родной русский язык.
Таким образом, в 16-18 веках Кубань привлекала внимание России, Турции и Крымского ханства. Борьба за приоритет среди народов Северного Кавказа шла с переменным успехом. Феодальная верхушка в этих условиях должна была лавировать, опираясь на те или иные внешнеполитические силы и принимая заступничество сильнейших государств в зависимости от момента. В то же время Россия не навязывала силой своего подданства народам Прикубанья, чего нельзя было сказать о Турции и ее вассалах крымских ханах. Именно в борьбе с агрессивным Крымом адыги и вынуждены были обращаться за покровительством к России.
Используемая литература.
1. Очерки по истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. / Под ред. Ратушняка В.Н. .- Краснодар., 1996.
2. Щербина Ф.А. История Кубанского кзачьего войска: В 2-х т. ( репринтное воспроизведение). Екатеринодар, 1910-1913. Краснодар, 1992.
3. Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1993.
4. Тарабанов В.А. Религия средневековых адыгов. – В сб. : Новейшие исследования по истории Кубани.-Краснодар,1992.
Литература дополнительная.
1. Бардадым В.П. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1999.
2. История Кубани в датах. Под ред. Ратушняка. Краснодар, 1996.
3. Кубанское казачье войско. 1696-1896. Под. Ред. Фелицына Е.Д. Краснодар,1996.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание).
5. Короленко П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. 1696-1896 (Исторический очерк). Екатеринодар, 1896. Репринтное издание, 1991.
6. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории / под. Ред. Ратушняка В.Н. .Краснодар, 1994.
7. Смирнов И.В. Некрасовцы. // Вопросы истории . - 1986. - № 8.
Основные понятия: аталычество, пши, тлекотлеши, уорки, тфокотли, чагары, мурзы, беи, уздени, адаты, ясырь, мулла, эфенди, старообрядчество, атаман, ислам, войсковой круг.
Государственные и общественные деятели: Иван Грозный, Андрей Щепотьев, Дмитрий Вишневецкий, Темрюк Идаров, Мария Темрюковна, Девлет-Герей, Никон, Лев Манацкий, Игнат Некрасов.
Темы рефератов, докладов, сообщений.
1. Культура и быт адыгов в 16-18 веках.
2. Возникновение и развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа.
3. Кубань в 16-17 веках в политике соседних держав.
4. Церковный раскол в России и начало освоения Кубани русскими переселенцами. Некрасовцы.
5 . Распространение ислама у западных адыгов и кабардинцев.
Контрольные вопросы:
1. Дайте сравнительную характеристику социальных укладов ногайского и адыгского обществ.
2. Какова была этническая карта Северо- Западного Кавказа в 16-17 веках?
3. В чем заключались особенности общественного и политического устройства коренных жите6лей региона ?
4. Какие военные обычаи существовали у горцев Северо-Западного Кавказа ?
5. Почему признание подданства России со стороны адыгов не было прочным и часто нарушалось ?
6. Как складывались взаимоотношения народов Северо-Западного Кавказа с Османской империей и Россией ?
7. Назовите причины старообрядческого движения в России и появления раскольников на Кубани .
8. Почему некрасовские казаки выбрали местом своего поселения Кубань ?
9. Можно-ли «Заветы Игната» документом , отражающим демократическое устройство некрасовцев ?
10. Каковы основные этапы возвращения старообрядцев и некрасовцев на родину?