Регулятивная функция
Функции профессиональной морали
Каковы же задачи профессиональной этики в отношении своего предмета? Исходя из того, что этика социальной работы является наукой о профессиональной морали, то её значение в отношении своего предмета будет заключаться в том, чтобы описать профессиональную мораль, объяснить мораль и учить морали. Всё это находит выражение в следующих функциях профессиональной морали:
Профессиональная этика, начиная с исторически первых этических учений, носила характер практических нравоучений. В более поздних профессионально-этических учениях формировались всеобщие принципы и нормы морали. Этика социальной работы, находясь на этапе своего становления, не просто отображает проблемные области, в которых профессионально-этические вопросы акцентируются более напряжённо. Этика социальной работы формирует нормы нравственно должного.
В самом общем виде профессионально-этическая норма выступает как требование, которое должно быть выполнено. Эти нормы являются регулятором профессиональных отношений в форме нравственных предписаний: «не поступай так, ибо это зло» (несправедливость, жестокость, подлость и т.п.), «поступай так, ибо это добро» (благо, справедливо и т. п.).
Как видим, профессионально-этические нормы могут быть выражены либо в виде запрета, либо в виде указания. Однако во всех случаях для норм характерна императивность (повелительность).
Итак, нормами (правилами, требованиями) морали служат такие предписания, которые регулируют какие-либо стороны профессиональной деятельности социального работника, благодаря которым в нём проявляется общественное начало: «заботься о клиентах», «будь милосердным», «будь справедливым», «выполняй честно свой профессиональный долг» и т. п. Благодаря профессионально-этическим знаниям осуществляется профессионально-значимая регуляция помыслов и действий социального работника.
Нормы морали требуют от него определённого поведения, выражают объективную общественную целесообразность нравственных взаимоотношений в профессии. Профессионально-этическая норма как бы отталкивается от сущего (люди несовершенны), и является формой долженствования, идеальной моделью профессиональных взаимоотношений. Они выступают нравственными ориентирами социального работника. Выражая потребности человеческого общения, моральные нормы требуют от него поступать так, чтобы делать возможным человеческое общение.
Простота нравственных норм, их самоочевидность, казалось бы, должна способствовать их реализации в поведении людей. Однако, как свидетельствует история человечества, люди далеко не всегда следуют моральным нормам.