Михайловский

Лавров

Теория прогресса.

-сторонник социального эволюционизма, который существует на базе природного развития. Соц. эволюционизм имеет объективный характер и зависит от ряда факторов: географические, антропологические (биол., этнич.), исторические, культурные.

-главная тенденция эволюции человечества - интернализация– стремление к единству.

Выделил 5 этапов об-го прогресса, отличающихся уровнем свободы, равенства, солидарности, ролью насилия в соц. жизни:

1. первобытное об-во – мин. свободы, господство грубой силы и антагонизма;

2. об-ва централизованные и дифференцированные, где деспотизм соединяется и анархией, отсутствует солидарность и равенство;

3. об-ва с ослаблением качеств предыдущего этапа;

4. об-во, где на 1-ом плане правовые способы регулирования;

5. Идеальное об-во.

Общий прогресс состоит из 5 элементов: умственный, нравственный, критический, политич., юридич., экономич..

Осн. критерии прогресса:

-укрепление солидарности и нравственности

-обеспечение правопорядка

-рост свободы

-достижение равенства.

Коркунов Н.М. – психологическое направление.

-настаивал на психологическом подходе к анализу социума.

-рассматривал «психическое» как результат межпоколенной трансляции знаний, чувств и воли.

-сводил историческую закономерность к внешним проявлениям функционирования коллективной духовно-психической деятельности людей. Но индивидуальная воля ограничивается коллективной.

Лавров П.Л. и Михайловский Н.К. – основатели этико-субъективной школы.

Ее возникновение приходится на 60-е гг. 19 века. Истоки: Герцен, Чернышевский, Дюркгейм, Тард, Конт, Спенсер.

Основные проблемы: предмет социологии и ее соотношение с другими научными дисциплинами, субъективный метод в социологии, изучение личности, теория прогресса.

Вклад:

-классификация наук

-применение субъективного метода к исследованию социальных процессов

-неотделимость социологии от этики, подчеркивал нравственную связь личности и общества

-оригинальная теория прогресса – критически мыслящая личность

-предвосхитил концепцию социального действия Вебера.

 

выделил 2 ряда наук:

1. науки использующие законы, повторяющиеся процессы и явления (социология, геометрия, биология;

2. науки изучающие распределение предметов и форм (астрология, геология).

Соотношение истории и социологии: социология отыскивает закономерности общественного развития, а история изучает единичные и неповторимые факты.

Субъективный метод. Суть: Наблюдающий и познающий субъект в ходе познания ставит себя на место наблюдаемого и познаваемого. СМ – такой способ познания, при к-м мыслящий субъект сливается с мыслящим объектом, след., возможно достижение истины.

Социология, как и история неотделима от этики. Следовательно, метод наук о человеке может быть определен как этико-субъективный (от названия метода происходит название школы).

-движущая сила истории – носители критического мышления (небольшое элитарное меньшинство).

-личность действует на основе мотивов. Выделил 4 группы мотивов действия:

1. убеждения – высш. уровень мотивации, свойствен критически мыслящим личностям;

2. интересы – наиб. распространенный мотив;

3. аффекты – тормозят действие;

4. обычаи, привычки – играют консервативную роль.

Предвосхитил концепцию социального действия Вебера.

Раскрывает систему потребностей. Она определяет деятельность личности и проявляется в мотивах. Задача социологии – классификация потребностей:

  1. первичные (личные): инстинктивные, сознательные;
  2. вторичные (общественные).

Теория прогресса.Суть прогресса – развитие критического сознания, через его посредство – индивидуальности.

Вклад:

-сторонник применения субъективного метода

-социология – наука о социальном взаимодействии, кооперации

-теория личности: одним из первых рассмотрел личность на 3-х уровнях

-теория прогресса

-концепция «Героя и толпы», с помощью которой пытался объяснить поведение людей в больших социальных группах (толпе) и их взаимодействие с лидером

справедливость – отражение истины в мире. Справедливость познается только субъективно, поэтому без применения субъективного метода мы не можем получить реального знания. В качестве вспомогательного метода допускает объективный, но он должен быть подконтролен субъективному.

Критерий прогресса – развитие человеческой индивидуальности, которое можно рассматривать как самореализацию личности. Одновременный прогресс личности и общества невозможен. Ошибка Спенсера, с т.зр. Михайловского, в том, что он не разграничил понятия прогресса общества и прогресса личности. Эти процессы могут быть разнонаправленными.

-важным для понимания прогресса является понятие кооперации.

Виды кооперации:

- простая – отвечает естественному разделению труда. Все выполняют одинаковые функции.

- сложная – экономическое разделение труда, разрыв м/д умственным и физическим трудом.

-одним из первых рассмотрел личность на 3-х уровнях:

1. биогенном – процесс выживания ч-ка как живого сущ-ва, гл. вопрос – удовлетворение потребностей, приспособление к среде;

2. психогенный – выявление хар-ра взаимодейтсвия индивида и толпы;

3. социогенный – рассмотрение личности через призму ее включения в об-ное разделение труда и сотрудничество.

Продолжением теории личности является Концепция «Героя и толпы» Михайловского, с помощью которой пытался объяснить поведение людей в больших соц. группах и их взаимодействие с лидером. В основе поведения лидера лежит способность вести за собой толпу. Толпа – масса народа, способная увлечься примером и конструируемая сходными психологическими реакциями и одинаковым поведением под воздействием «героя». Толпа может быть не только преступной, но и благородной. Поведение толпы характеризует как подражание, причины к-го:

- социальные (эк-кие, полит, нравственные)

- психологические (бессознательное).

2 условия образования толпы:

1) сильный внешний стимул

2) хроническая скудность впечатлений у людей, способных составить толпу.

«Герой» - индивид, способный увлечь массу людей на любое дело, хорошее и дурное.

Выделил механизмы воздействия героя на толпу:

1. подражание

2. готовность к подчинению

3. массовый гипноз (внушение)

4. массовый психоз

Без примера – героя – толпа мертва. Различал понятия герой и великая личность. Герой может выступать как великая личность только тогда, когда его действия получат положительную оценку с точки зрения общественного идеала.

 

Данилевский – теория культурно-исторических типов.

Вклад:

-разработчик теории культурно-исторических типов

-его идеи были значимыми для становления этносоциологии

-теория прогресса

Классификация наук.

1. теоретические науки – предмет изучения – общие мировые сущности (материя, движение, дух) – химия, физика, психология.

2. сравнительные – изучают лишь видоизменения материальных и духовных сил и законов – обществ-е науки.

Общество – не целостность, а сумма национальных организмов (номинализм), которые развиваются на основе общности существования. Человечество не представляет какой-то единой целостности, а похоже на стихию, которая в различных точках складывается в формы, в той или иной мере аналогичные организмам. Наиболее крупные из этих форм представляют собой культурно-исторические типы. Т.о., по Данилевскому, культурно-исторический тип– интеграция существенных признаков определенного социального организма. Следовательно, культура – национальный характер, психические особенности этноса, задающие видение мира.

-его идеи были значимыми для становления этносоциологии. Нация характеризуется особенностями склада ума, чувств, воли, составляющими ее оригинальность. Эти особенности выражаются в языке, мифологии, эпосе, в основных формах быта.

-из особенностей народов вытекает разнообразие культурно-исторических типов.

Выделял 10 основных культурно-исторических типов:

1. египетский 2. китайский 3.ассиро-вавилонский 4.индийский 5.иранский 6.еврейский 7.греческий 8.аравийский 9.германо-романский (европейский) 10.американский и перуанский. Отдельное место занимал русский, точнее славянский тип. Данные культурные типы выполняли положительную роль в истории. Также выделял народы - бичи божии (гунны, монголы), а также народы, которые не сложились в культурно-исторические типы и представляют только этнографический материал.

Осуществил классификацию культурно-исторических типов по различным критериям:

1.по соотношению традиций и инноваций:

- уединенные

- преемственные

2.по структурно-содержательному критерию культура делится на 4 разряда:

- религиозная деятельность (нравственная деятельность)

- наука, искусство, промышленность

- политическая деятельность

- общественно-экономическая деятельность

3.по количеству основ:

- одноосновные – развивающие какой-либо один из разрядов культуры

- двухосновные и т.д.

Славянский тип в перспективе впервые в истории составит четырехосновный культурный тип.

Отрицая законы развития общества как единого целого, выделял эволюцию внутри отдельных культурно-исторических типов. Выделил 5 законов эволюции внутри КИТ:

1.закон родства языков

2.закон, утверждающий, что для становления КИТ необходима политическая независимость народа.

3.закон непередаваемости цивилизаций. Они не передаются, но могут воздействовать друг на друга.

З способа распространения цивилизаций:

-пересадка – посредством колонизации

-прививка – передача цивилизации, в ходе которой самобытная к-ра может или погибнуть, или сбросить чужую.

-воздействие – берутся наименее национальные элементы чужой культуры.

4.закон, устанавливающий зависимость богатства и полноты развития КИТ от разнообразия и самостоятельности входящих в его состав народов.

5.закон краткости периодов цивилизации. Период становления цивилизации – длителен, а собственно цивилизации – короток.

Выделяет 4 основных периода в развитии КИТ:

1)этнографический – складывание национального характера – самый длительный

2)государственный период

3)период собственно цивилизации – расцвет творчества

4)период естественного конца культуры. 2 формы: апатия самодовольства (окостенение и одряхление культуры) и апатия отчаяния (осознание ошибочности идеала)