Михайловский
Лавров
Теория прогресса.
-сторонник социального эволюционизма, который существует на базе природного развития. Соц. эволюционизм имеет объективный характер и зависит от ряда факторов: географические, антропологические (биол., этнич.), исторические, культурные.
-главная тенденция эволюции человечества - интернализация– стремление к единству.
Выделил 5 этапов об-го прогресса, отличающихся уровнем свободы, равенства, солидарности, ролью насилия в соц. жизни:
1. первобытное об-во – мин. свободы, господство грубой силы и антагонизма;
2. об-ва централизованные и дифференцированные, где деспотизм соединяется и анархией, отсутствует солидарность и равенство;
3. об-ва с ослаблением качеств предыдущего этапа;
4. об-во, где на 1-ом плане правовые способы регулирования;
5. Идеальное об-во.
Общий прогресс состоит из 5 элементов: умственный, нравственный, критический, политич., юридич., экономич..
Осн. критерии прогресса:
-укрепление солидарности и нравственности
-обеспечение правопорядка
-рост свободы
-достижение равенства.
Коркунов Н.М. – психологическое направление.
-настаивал на психологическом подходе к анализу социума.
-рассматривал «психическое» как результат межпоколенной трансляции знаний, чувств и воли.
-сводил историческую закономерность к внешним проявлениям функционирования коллективной духовно-психической деятельности людей. Но индивидуальная воля ограничивается коллективной.
Лавров П.Л. и Михайловский Н.К. – основатели этико-субъективной школы.
Ее возникновение приходится на 60-е гг. 19 века. Истоки: Герцен, Чернышевский, Дюркгейм, Тард, Конт, Спенсер.
Основные проблемы: предмет социологии и ее соотношение с другими научными дисциплинами, субъективный метод в социологии, изучение личности, теория прогресса.
Вклад:
-классификация наук
-применение субъективного метода к исследованию социальных процессов
-неотделимость социологии от этики, подчеркивал нравственную связь личности и общества
-оригинальная теория прогресса – критически мыслящая личность
-предвосхитил концепцию социального действия Вебера.
выделил 2 ряда наук:
1. науки использующие законы, повторяющиеся процессы и явления (социология, геометрия, биология;
2. науки изучающие распределение предметов и форм (астрология, геология).
Соотношение истории и социологии: социология отыскивает закономерности общественного развития, а история изучает единичные и неповторимые факты.
Субъективный метод. Суть: Наблюдающий и познающий субъект в ходе познания ставит себя на место наблюдаемого и познаваемого. СМ – такой способ познания, при к-м мыслящий субъект сливается с мыслящим объектом, след., возможно достижение истины.
Социология, как и история неотделима от этики. Следовательно, метод наук о человеке может быть определен как этико-субъективный (от названия метода происходит название школы).
-движущая сила истории – носители критического мышления (небольшое элитарное меньшинство).
-личность действует на основе мотивов. Выделил 4 группы мотивов действия:
1. убеждения – высш. уровень мотивации, свойствен критически мыслящим личностям;
2. интересы – наиб. распространенный мотив;
3. аффекты – тормозят действие;
4. обычаи, привычки – играют консервативную роль.
Предвосхитил концепцию социального действия Вебера.
Раскрывает систему потребностей. Она определяет деятельность личности и проявляется в мотивах. Задача социологии – классификация потребностей:
- первичные (личные): инстинктивные, сознательные;
- вторичные (общественные).
Теория прогресса.Суть прогресса – развитие критического сознания, через его посредство – индивидуальности.
Вклад:
-сторонник применения субъективного метода
-социология – наука о социальном взаимодействии, кооперации
-теория личности: одним из первых рассмотрел личность на 3-х уровнях
-теория прогресса
-концепция «Героя и толпы», с помощью которой пытался объяснить поведение людей в больших социальных группах (толпе) и их взаимодействие с лидером
справедливость – отражение истины в мире. Справедливость познается только субъективно, поэтому без применения субъективного метода мы не можем получить реального знания. В качестве вспомогательного метода допускает объективный, но он должен быть подконтролен субъективному.
Критерий прогресса – развитие человеческой индивидуальности, которое можно рассматривать как самореализацию личности. Одновременный прогресс личности и общества невозможен. Ошибка Спенсера, с т.зр. Михайловского, в том, что он не разграничил понятия прогресса общества и прогресса личности. Эти процессы могут быть разнонаправленными.
-важным для понимания прогресса является понятие кооперации.
Виды кооперации:
- простая – отвечает естественному разделению труда. Все выполняют одинаковые функции.
- сложная – экономическое разделение труда, разрыв м/д умственным и физическим трудом.
-одним из первых рассмотрел личность на 3-х уровнях:
1. биогенном – процесс выживания ч-ка как живого сущ-ва, гл. вопрос – удовлетворение потребностей, приспособление к среде;
2. психогенный – выявление хар-ра взаимодейтсвия индивида и толпы;
3. социогенный – рассмотрение личности через призму ее включения в об-ное разделение труда и сотрудничество.
Продолжением теории личности является Концепция «Героя и толпы» Михайловского, с помощью которой пытался объяснить поведение людей в больших соц. группах и их взаимодействие с лидером. В основе поведения лидера лежит способность вести за собой толпу. Толпа – масса народа, способная увлечься примером и конструируемая сходными психологическими реакциями и одинаковым поведением под воздействием «героя». Толпа может быть не только преступной, но и благородной. Поведение толпы характеризует как подражание, причины к-го:
- социальные (эк-кие, полит, нравственные)
- психологические (бессознательное).
2 условия образования толпы:
1) сильный внешний стимул
2) хроническая скудность впечатлений у людей, способных составить толпу.
«Герой» - индивид, способный увлечь массу людей на любое дело, хорошее и дурное.
Выделил механизмы воздействия героя на толпу:
1. подражание
2. готовность к подчинению
3. массовый гипноз (внушение)
4. массовый психоз
Без примера – героя – толпа мертва. Различал понятия герой и великая личность. Герой может выступать как великая личность только тогда, когда его действия получат положительную оценку с точки зрения общественного идеала.
Данилевский – теория культурно-исторических типов.
Вклад:
-разработчик теории культурно-исторических типов
-его идеи были значимыми для становления этносоциологии
-теория прогресса
Классификация наук.
1. теоретические науки – предмет изучения – общие мировые сущности (материя, движение, дух) – химия, физика, психология.
2. сравнительные – изучают лишь видоизменения материальных и духовных сил и законов – обществ-е науки.
Общество – не целостность, а сумма национальных организмов (номинализм), которые развиваются на основе общности существования. Человечество не представляет какой-то единой целостности, а похоже на стихию, которая в различных точках складывается в формы, в той или иной мере аналогичные организмам. Наиболее крупные из этих форм представляют собой культурно-исторические типы. Т.о., по Данилевскому, культурно-исторический тип– интеграция существенных признаков определенного социального организма. Следовательно, культура – национальный характер, психические особенности этноса, задающие видение мира.
-его идеи были значимыми для становления этносоциологии. Нация характеризуется особенностями склада ума, чувств, воли, составляющими ее оригинальность. Эти особенности выражаются в языке, мифологии, эпосе, в основных формах быта.
-из особенностей народов вытекает разнообразие культурно-исторических типов.
Выделял 10 основных культурно-исторических типов:
1. египетский 2. китайский 3.ассиро-вавилонский 4.индийский 5.иранский 6.еврейский 7.греческий 8.аравийский 9.германо-романский (европейский) 10.американский и перуанский. Отдельное место занимал русский, точнее славянский тип. Данные культурные типы выполняли положительную роль в истории. Также выделял народы - бичи божии (гунны, монголы), а также народы, которые не сложились в культурно-исторические типы и представляют только этнографический материал.
Осуществил классификацию культурно-исторических типов по различным критериям:
1.по соотношению традиций и инноваций:
- уединенные
- преемственные
2.по структурно-содержательному критерию культура делится на 4 разряда:
- религиозная деятельность (нравственная деятельность)
- наука, искусство, промышленность
- политическая деятельность
- общественно-экономическая деятельность
3.по количеству основ:
- одноосновные – развивающие какой-либо один из разрядов культуры
- двухосновные и т.д.
Славянский тип в перспективе впервые в истории составит четырехосновный культурный тип.
Отрицая законы развития общества как единого целого, выделял эволюцию внутри отдельных культурно-исторических типов. Выделил 5 законов эволюции внутри КИТ:
1.закон родства языков
2.закон, утверждающий, что для становления КИТ необходима политическая независимость народа.
3.закон непередаваемости цивилизаций. Они не передаются, но могут воздействовать друг на друга.
З способа распространения цивилизаций:
-пересадка – посредством колонизации
-прививка – передача цивилизации, в ходе которой самобытная к-ра может или погибнуть, или сбросить чужую.
-воздействие – берутся наименее национальные элементы чужой культуры.
4.закон, устанавливающий зависимость богатства и полноты развития КИТ от разнообразия и самостоятельности входящих в его состав народов.
5.закон краткости периодов цивилизации. Период становления цивилизации – длителен, а собственно цивилизации – короток.
Выделяет 4 основных периода в развитии КИТ:
1)этнографический – складывание национального характера – самый длительный
2)государственный период
3)период собственно цивилизации – расцвет творчества
4)период естественного конца культуры. 2 формы: апатия самодовольства (окостенение и одряхление культуры) и апатия отчаяния (осознание ошибочности идеала)