ТЕМА 3.
Широкое распространение практики делегированного законотворчества, т.е. органам исполнительной власти предоставляется право своими актами регулировать вопросы, подлежащие законодательному регулированию. Такие акты исполнительной власти по юридической силе и значению приравниваются к закону. Как правило, исполнительная власти получает специальный мандат на такое правотворчество от парламента и сфера делегированного законотворчества является предметов специального парламентского контроля.
Как правило, федерация оставляет за собою функцию законодательства, тогда как исполнение законов полностью возлагается на субъекты федерации.
Взаимодействие между федерацией и субъектами федерации осуществляется преимущественно через органы исполнительной власти.
Во многом рассматривается как развитие дуалистического федерализма.
Характер взаимоотношений федерации и субъектов федерации.
Характер и содержание разграничения полномочий между федерацией и субъектами федерации.
ТЕМА 2.
Идеи и принципы федерализма сегодня реализованы и в тех государствах, которые являются унитарными.
Основные теоретические модели федерализма.
Если рассматривать феномен федерализма в контексте практической его реализации, то ключевыми проблемами являются:
Исторически принято выделять 2 основные концепции:
· Концепция дуалистического федерализма (США).
Суть дано модели заключается в том, что конституционно закрепляются только 2 уровня полномочий:
- исключительные полномочия союза;
- исключительные полномочия субъектов;
В конституциях первого поколения («старых» конституциях – США, Мексика) прямо закрепляется принцип невмешательства федерации и субъектов в дела друг друга, это подкрепляется указанием на то, что вне пределов полномочий, переданных союзу, субъекты федерации суверенны.
· Концепция кооперативного федерализма
Суть кооперативного федерализма в том, что самый широкий круг вопросов решается на основе обязательных, постоянных, разнообразных по содержанию взаимодействий между федерацией и ее субъектами. Как правило, такое взаимодействие выражается в постоянных консультациях, согласованиях между федеральными и региональными органами государственной власти.
В конституционно-правовом смысле, эта идея выражается в конституционном закреплении не только полномочий федерации и субъектов, но также особой группы совместных полномочий.
Пока еще не сложились в виде завершенной теоретической конструкции, но весьма заметны в развитии современного федерализма такие концепции, как:
- соревновательный федерализм;
- исполнительный федерализм (канадский ученый Р. Уоттс).
Исполнительный федерализм часто рассматривается не как теоретическая модель, а как особый тип федеративных отношений, складывающийся в некоторых федерациях под влиянием конкретных политических, исторических и прочих факторов.
Характеристиками исполнительного федерализма являются:
Особенности развития федеративных отношений и их правовое регулирование в России (1990 – 2011 г.г.).
По общему мнению, к СССР и РСФСР не применимы классические представления о федерализме. Чаще всего, СССР обозначалась как «квази-федерация», т.е. государство формально являющееся федерацией, но политические, социальные и экономические процессы которого развивались по иными правилам и не содержали элементов федерализма.
Развитие федерализма в постсоветской России характеризуется сложной совокупностью факторов:
1. Преодоление «советского наследства»;