Эволюция и революция

Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции.

Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социально-политического строя, приводящее, в конечном счете, к их качественному преобразованию. Эволюционное развитие общества осуществляется с помощью реформ.

Реформа — это преобразование какой-либо стороны общественной жизни или общественных институтов при сохранении основ существующего социального строя. Реформы способствуют улучшению экономического, социального, политического положения народных масс и расширяют возможности для удовлетворения их основных потребностей.

Однако социальная эволюция как форма общественного прогресса при определенных обстоятельствах иногда наталкивается на такие преграды, устранить которые с помощью реформ оказывается невозможно и тогда наступает эпоха социальной революции.

Революция — это коренной качественный переход от одной ступени общества к другой, выражающий качественный переворот в социально-экономической и политической структуре общества.

Революция, по Гегеля, не является нарушением нормального развития истории. Напротив, революция есть закономерный перерыв в непрерывности исторического процесса, скачок в развитии общества. Но революция, по его мнению, играет в истории преимущественно разрушительную роль, освобождая общество от преград, мешающих его свободному развитию. Положительное творчество реализуется только путем постепенного развития.

Наиболее обстоятельно теория революции разработана в марксизме, который утверждает, что социальная революция сметает все преграды с пути исторического прогресса и открывает перед ним новые горизонты. Она означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. Поэтому Маркс называл революции «локомотивами истории».

Экономической основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Под влиянием исторического развития и на основе изучения опыта европейских революций Маркс и Энгельс постоянно совершенствовали основные положения своей теории социалистической революции. Это выразилось в следующих моментах: 1) постепенно меняется соотношение революции и эволюции; 2) придается все большее значение роли реформ в общественном развитии; 3) вводится в оборот понятие революция “сверху”; 4)анализ восходящей линии развития социалистической революции дополняется анализом нисходящей линии; 5) высказывается положение о забегании революции вперед, дальше возможного предела, который диктуется объективными условиями; 6) все больше внимания уделяется мирному пути развития революции. Энгельс в предисловии к 1 тому “Капитала” писал, что “неизбежная социалистическая революция может быть осуществлена всецело мирными средствами”; 7) все больше внимания уделяется обоснованию необходимости классовых союзов, роли средних слоев, мелкой и средней буржуазии, в особенности крестьянства; 8)все дальше отдвигаются сроки революции, а сама революция начинает рассматриваться как длительный исторический период; 9) появляется понятие “эпоха социальной революции”.

Особую роль в поступательном развитии человечества марксизм отводил социалистической революции, которая, по их мнению, ликвидирует эксплуатацию человека человеком, завершает предысторию человечества и открывает начало его подлинной истории. Вместе с тем она снимает с пути эволюционного развития общества те препятствия, которые были причиной социальных революций, и общественный прогресс буде осуществляться в форме эволюции. Маркс по этому поводу сказал так: «Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классовых антагонизмов, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями».

Противники марксизма активно разрабатывали идею неэффективности социальных революций. Революции, по их мнению, не затрагивают фундаментальных устоев общества и по происшествии некоторого времени обнаруживается, что оно остается таким же, каким было раньше. Но историческая действительность опровергла эти выводы и обнаружила силу и глубину воздействия социальных революций на все процессы и сферы общественной жизни. Влияние это настолько велико, что может превращаться в свою противоположность, и вместо освобождения нести народам новые формы насилия и угнетения.

По П. Сорокина, революция есть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни народных масс, потому что она не увеличивает, а сокращает все базовые свободы, не улучшает, а скорее ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Все свои успехи революция достигает слишком высокой ценой. Карает же она за паразитизм, распущенность и уклонение от выполнения социальных обязанностей, по мнению Сорокина, не столько аристократические классы, сколько миллионы беднейших трудящихся, которые надеются революционным путем покончить со своей нищетой.

Сорокин отдает предпочтение реформаторскому пути развития общества, но при этом выдвигает ряд принципов, которым должны следовать реформаторы: реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам; реформам должно предшествовать тщательное научное исследование конкретных условий; реформы сначала должны проводиться на малом социальном масштабе; реформы должны проводиться в жизнь правовыми конституционными средствами.

Нарушение этих принципов, по его мнению, делает каждую попытку социальной реконструкции тщетной, потому что приводит к прямо противоположному результату.

Социальная революция — это крайняя форма разрешения социальных противоречий. Она возникает не по желанию или произволу отдельных лиц или партий, а является необходимым следствием предшествующего развития общества и становится исторически необходимой только при наличии определенных объективных условий и обстоятельств. Сейчас только крайние экстремисты рассматривают революцию как единственное средство преобразования общества. Современные марксисты отказались от революционных методов борьбы за власть и в основном опираются на демократические и парламентские формы.