Сущность познания. Объект и субъект познания.
Познание
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступают потребности человека, для удовлетворения которых необходимо знание предмета потребности, способа овладения им. Поэтому познание действительности существует как необходимый момент практической деятельности человека. Вне этой деятельности невозможно понять необходимость возникновения и развития познания, его сущность и его связи с объективным миром.
Процесс познания материальной действительности возникает в результате взаимодействия субъекта и объекта.
Объект познания — это часть природы, включенная в научно-практическую деятельность человека. Предмет природы (например, атом) как объективная реальность существует независимо от сознания человека. Объектом познания он оказывается только тогда, когда становится элементом его познавательной деятельности.
Субъектом познания выступает человек, занятый научно-исследовательской деятельностью. Но тогда возникает вопрос: почему говорят о законах Ньютона, теории Эйнштейна? Этот вопрос вполне закономерен, но прежде, чем ответить на него, зададим еще один. Почему теория относительности была создана в XX в., а не в XVIII в.? Объясняется ли это тем, что Эйнштейн был талантливее Ньютона, или здесь существуют другие причины? Очевидно, что второе предположение ближе к истине. Действительно, подлинным субъектом познания выступает человек как представитель общества, вооруженный знаниями, накопленными человечеством, опирающийся на достижения своих предшественников.
Субъект и объект составляют единство противоположностей. Они едины в той мере, в какой едины общество и природа и противоположны как различные формы материи. Познание — это теоретическая форма разрешения противоречия между субъектом и объектом. Познав объект таким, какой он есть, мы еще не овладели объектом практически, не заставили служить человеку. Однако теоретическое постижение объекта — необходимый и обязательный этап в практическом овладении предметом. Поэтому практика выступает как основа познания и как критерий его истинности.
Познание выступает в двух формах, тесно связанных между собой: чувственное познание и рациональное познание.
Чувственное познание осуществляется с помощью органов чувств, через которые сведения об окружающем мире проникают в сознание человека. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.
Ощущение представляет собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на человека. Оно есть результат взаимодействия двух форм материи: раздражителя, т.е. предмета природы, действующего на органы чувств человека, и материи, организованной в виде анализаторов нервной системы. Ощущение есть субъективный образ объективного мира, поэтому в нем предмет дан таким, каким он представляется человеку. Когда человек видит в воде надломленное весло, его зрение не ошибается, просто его глаз воспроизвел картину, возникшую в результате преломления света в воде.
Восприятием называется форма чувственного познания, в ходе которой человек на основе ощущений воспроизводит предметы внешнего мира в их непосредственной целостности. Звук падающего дерева представляет собой ощущение, а соединенный с источником, т.е. с падением дерева, становится восприятием. Восприятие отличается от ощущения тем, что включает в себя не только данное отражение познаваемого предмета, но и знания, уже имеющиеся у человека, на основе которых он соотносит воспринимаемый предмет со своими потребностями, т.е. определяет предназначение предмета.
Представление — это обобщенный образ предмета, действовавшего на органы чувств в прошлом, но отсутствующего в данный момент. Оно является закреплением в сознании информации, полученной с помощью ощущений и восприятий. В представлении происходит отвлечение от второстепенных деталей целого и выделение наиболее существенных черт. Это осуществляется с помощью логических операций сравнения, абстрагирования, через которые совершается переход от чувственного познания к рациональному.
Рациональное познание выражено в мышлении. Мышление есть выработанная в процессе исторической эволюции способность человека раскрывать закономерные связи и отношения действительности. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это форма мышления, отражающая общие, существенные, необходимые свойства предметов, явлений и процессов действительности. Каждое понятие — это переработанные в мышлении и выраженные в языке результаты практической деятельности людей. Понятие выражает своеобразный итог познания мира человеком и воплощает в себе богатство свойств, связей и отношений вещей объективного мира, а также особенности субъекта познания, цели и характер его деятельности.
Суждение — это форма мышления, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Например, «лебеди белые», «яблоки не сладкие». В содержании суждения отражаются любые свойства предмета, а не только общие, существенные, необходимые, как в понятии. В суждении присутствует оценочный момент, выражающий отношение человека к миру.
Умозаключение — это форма мышления, при помощи которого из двух или нескольких суждений получается новое суждение, содержащее новое знание о предмете. Но не всякое сочетание суждений является умозаключением. Между суждениями должна быть логическая связь, отображающая реально имеющиеся отношения между предметами действительности. Сочетание таких суждений, как «рыбы живут в воде» и «цены на бензин возросли» не позволяет сделать логический вывод, дающий новое знание о рыбах или бензине.
Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными. Индуктивное умозаключение характеризуется тем, что движение мысли идет от знания единичных фактов к знанию общего правила. Например, из двух таких суждений, как «медь металл» и «медь проводит электрический ток» можно получить умозаключение «металлы проводят электрический ток». В дедуктивном умозаключении движение мысли идет от знания общего правила к знанию единичного факта. Например: «металлы проводят электрический ток», «железо проводит электрический ток». Вывод: «железо — металл».
Истинность логического вывода зависит, во-1-х, от истинности посылок, во-2-х, от правильности применения законов мышления в процессе логического действия.