Пранаука.

Лекция № 5 (09.01.08)

Тема III. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

  1. Своеобразие, особенности, основные подходы к изучению.

1) Особенность этапа в том, что его исследование, изучение опирается на своеобразные исторические источники. Их своеобразие в том, что это не столько письменные источники, сколько остатки материальной культуры и др., такие как следы первобытных костров, орудий труда, пищи, стоянок.

2) Некоторые памятники духовной культуры – древние наскальные изображения (животных), первые древние статуэтки, первые письменные свидетельства в виде криптограмм (нечто среднее между изображением и знаком), устные предания в виде сказок, мифов и т.д.

3) Жизнь людей этого периода и культура, зачатки знаний – это жизнь, деятельность, культура современных так называемых традиционных диких племен Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки.

Источники для изучения достаточно скудны, поэтому и существуют некоторые взаимоисключающие подходы, концепции, теории, оценивающие этот период.

Пессимистический подход к познанию, оценка изучению этого периода: Гете: «Не трогайте далекой старины, нам не сломить ее семи печатей».

Сегодня созданы достаточно большие объемы научной литературы по результатам исследования этого периода. В составе РАН существует Институт истории и теории естествознания, который занимается в частности и изучением этого периода.

Изучению этого периода присущи определенные трудности. В современной науке нет единой позиции по ряду вопросов весьма важных для исследования этого периода. Эти проблемы следующие:

1) Как возникла наша Вселенная.

2) Проблемы возникновения жизни на Земле.

3) Ученые не могут экспериментально установить такую характеристику живого, как передачу наследственности. Крик: «Мы не видим пути от первичного бульона к естественному отбору. Можно прийти к выводу, что зарождение жизни – чудо».

4) Проблема появления самого человека, его способность к познанию, способность к понятийному познанию. А именно с понятийным познанием появилась наука.

В истолковании этого важнейшего для истории человечества вопроса идет острое соперничество между 2 концепциями:

1) креационистская;

2) эволюционистская.

1) Креационистская (от лат. сreatio – сотворение) – проста по своему содержанию. Представляет собой основанное на вере представление о чудесном (таинственном) сотворении Богом из ничто Вселенной, жизни, человека и его способностей к познанию.

2) Эволюционистская (более сложная). Основана на разуме. Процесс возникновения Вселенной, жизни, современного человека она рассматривает как процесс универсальной эволюции, которая с точки зрения современной науки включает 3 главных момента раздвоения действительности (депортации):

1) Небытия: на небытие и бытие – 20 млрд. лет назад.

2) Неживой материи: на неживую и живую – 5 млрд. лет назад.

3) Живого: на немыслящее и мыслящее.

Обе эти концепции существуют, имеют своих приверженцев и сторонников.

Особенность эволюционной концепции состоит в том, что она предпочитает рассматривать медленные, едва заметные изменения в природе, в жизни. С позиции этой концепции, именно эти, на первый взгляд, незначительные изменения и привели в конце концов к величайшему перевороту в первобытном обществе, к возникновению человеческой способности к познанию, к появлению элементов понятийного мышления и впоследствии – к появлению науки.