Вопрос 3. Система управления риском
Вопрос 2. Основные международные страховые термины
Абандон –отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество (судно, груз и т.е.) в пользу страховщика с целью получения от него полной страховой суммы.
Аварийный комиссар –уполномоченное физическое или юридическое лицо страховщика. Занимается установлением причин, характера и размера убытков по застрахованным судам и грузам. Страховщик назначает аварийного комиссара как внутри страны, так и за границей в соответствии с законодательством страны пребывания. По результатам проведенной работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат.
Аварийный сертификат –документ, подтверждающий характер, размер и причины убытка в застрахованном имуществе. Аварийный сертификат выдается заинтересованному лицу (обычно страхователю) после оплаты им счета расходов по оценке характера, размеров и причины убытка, включая денежное вознаграждение аварийному комиссару за проделанную работу. На основании аварийного сертификата страховщик принимает решение об оплате или отклонении заявленной претензии страхователя в части страхового возмещения.
Аддендум –письменное дополнение к ранее заключенному договору страхования и перестрахования, в котором содержатся согласованные между сторонами изменения ранее оговоренных условий.
Андеррайтер – высококвалифицированный специалист в области страхового бизнеса, имеющий властные полномочия от руководства страховой компании принимать на страхование предложенные риски, определять тарифные ставки и конкретные условия договора страхования этих рисков исходя из норм страхового права и экономической целесообразности.
Аннуитет –обобщающее понятие для всех видов страхования ренты и пенсии, означающее, что страхователь единовременно или в рассрочку вносит страховому учреждению определенную сумму денег, а затем в течение нескольких лет или пожизненно получает регулярный доход.
Бордеро – документально оформленный перечень рисков, принятых к страхованию и подлежащих перестрахованию. Содержит подробную характеристику.
Зеленая карта –система международных договоров в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта. Получила свое название по цвету и форме страхового полиса.
Риск означает неуверенность в возможном результате. Целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска в системе экономических отношений называются управлением риска. Страховщик обращает внимание на правовой аспект управления риском. Это достигается разработкой и принятием законов и подзаконных актов, минимизирующих или ограничивающих риск. В нормальных актах должен быть отражен вопрос, когда и при каких условиях риск является оправданным, правомерным и целесообразным. С позиций управления риска страхование означает процесс, в котором группа физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску, вкладывает средства в компанию, члены которой в случае потерь получают компенсацию. Главная идея страхования – распределить потери среди большой группы физических и юридических лиц (страховой совокупности), подвергающихся однотипному риску. Общественная практика выработала четыре метода управления риском: упразднение; предотвращение потерь и контроль; страхование; поглощение. Процесс управления риском может быть разбит на шесть этапов: определение цели; выяснение риска; оценка риска; выбор методов управления риском; применение методов; оценка результатов.
Определение цели –Для человека цель может включать заботу о хорошем состоянии здоровья, поддержке уровня жизни семьи в случае смерти или потери источников дохода, страховую защиту домашнего имущества, транспортных средств и т.д. Для предпринимательской структуры главная цель – обеспечить существование фирмы в непредвиденных обстоятельствах (пожар, ограбление)
Выяснение риска– выражается в осознании риска хозяйствующим субъектом или индивидом и всегда протекает в общественной среде и опирается на общественную практику.
Оценка риска– это определение его серьезности с позиций вероятности и величины возможного ущерба.
Выбор методов управления риском : упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение. Конкретный из перечисленных методов выбирается в зависимости от вида риска.
Применение выбранного метода. Если, например, выбранным методом является страхование, то следующий шаг – оформление договора страхования (покупка страхового полиса).
Оценка результатов проводится на базе хорошо отлаженной системы точной информации, позволяющей рассмотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения.