Прокуратуры прокуратуры

Территориальные Специализированные

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

Лекция № 4

Прокуратура Российской Федерации и основные направления прокурорского надзора (2 часа)

План лекции:

1. Система органов прокуратуры и ее правовые основы.

2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

3. Специфика военной прокуратуры.

4. Предмет и направления прокурорского надзора.

5. Реформации в системе органов прокуратуры.

Нормативно-правовую основу деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция РФ, Закон РФ от 17.01.1992 «О прокура­туре РФ», Федеральный закон от 10.02.1999 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» и др.

Прокуратура Российской Федерации согласно закону пред­ставляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

Должностным лицом органов прокуратуры, наделенным в со­ответствии с законодательством полномочиями по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, яв­ляется прокурор.

В понятие «прокурор» действующее законодательство включает:

- Генерального прокурора РФ;

- прокуроров федеральных округов;

- прокуроров субъектов РФ;

- районных и городских прокуроров;

- военных, транспортных и других прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов РФ, районным или городским прокуро­рам;

- заместителей и помощников вышеуказанных прокуроров;

- прокуроров отделов и управлений прокуратур, действующих в пределах своей компетенции.

Систему органов прокуратуры составляют:

- Генеральная прокуратура РФ;

- прокуратуры Федеральных округов;

- прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов (субъектов РФ), городов и районов;

- военные, транспортные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправи­тельных учреждениях;

- природоохранительные прокуратуры;

- прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ.

 

Прокуратуры республик Военные Иные

в составе РФ прокуратуры специализированные

и других субъектов прокуратуры

Прокуратуры Прокуратуры группы Транспортные

районов и городов войск, военного округа, прокуратуры (на

флота, войск стратеги- железнодорожном,

ческого назначения, по- водном, воздушном

граничных и других транспорте)

войск, приравненных

к прокуратурам субъ- Природоохранные

ектов РФ прокуратуры

 

Прокуратуры армии, Прокуратуры по

флотилии, соединения, надзору за выпол-

гарнизона и других об- нением законов на

единений, приравнен- особо режимных

ные к прокуратурам объектах

районов и городов

Прокуратуры по

надзору за испол-

нением законов в

исправительных

учреждениях

 

Схема 6. Система органов прокуратуры Российской Федерации

Таким образом, в основе построения системы органов проку­ратуры лежит федеративное устройство, установленное Конституцией РФ, т.е. федеральные, территориальные, а также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности составляют эту систему органов.

Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. В ее структуре имеются управления и отделы по традиционно сложившимся отраслям и направлениям деятельности органов прокуратуры: общий надзор, надзор в стадии производства дознания и предва­рительного следствия, надзор в уголовном и гражданском судо­производстве, а также надзор в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокура­туры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по со­гласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Прокуратуры городов и районов возглавляются соответству­ющими прокурорами.

Важное место в системе прокуратуры РФ занимают органы военной прокуратуры. Организация и порядок ее деятельности определяются Законом РФ «О прокуратуре РФ», Положением о военной прокуратуре и другими нормативными актами.

Систему органов военной прокуратуры составляют:

- Главная военная прокуратура РФ;

- военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, пограничных войск, Москов­ская городская военная прокуратура и другие военные прокура­туры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;

- военные прокуратуры объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам горо­дов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и след­ственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами РФ, где в соответствии с международными договорами находятся вой­ска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложе­но Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Свои особенности имеет деятельность специализированных прокуратур. Необходимо отметить, что при создании в свое вре­мя подобных прокуратур (природоохранительной, прокуратуры по надзору за исправительными учреждениями и др.) не удалось четко ограничить их полномочия от полномочий территориальных прокуратур, что приводило нередко к дублированию их функций. Поэтому анализ деятельности специализированных прокуратур привел Генерального прокурора к выводу о необходимости упоря­дочения их полномочий, четкого определения функций и разгра­ничения с функциями прокуроров территориальных прокуратур. Это получило свое отражение в приказе Генерального прокурора от 09.04.1996 «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур».

Транспортные прокуратуры являются одним из структурных звеньев прокуратуры РФ. Они созданы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и действуют на правах районных прокуратур. Они подчиняются прокурорам субъектов РФ и имеют специализированные вышестоящие прокуратуры среднего звена.

Природоохранные прокуратуры в системе органов прокура­туры учреждены в связи с ухудшением экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполне­нием законов об охране природы и окружающей среды. Они соз­даны по принципу межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за выполнением законов на особо режимных объектах (Прокуратуры Второго управления Гене­ральной прокуратуры РФ). Они созданы в целях охраны госу­дарственной тайны и обеспечения установленного режима се­кретности на особо режимных объектах, перечень которых уста­новлен Правительством РФ. Их правовой статус приравнен к прокурорам городов или районов как по штатной численности, так и по перечню предоставленных полномочий по установлению и устранению нарушений закона. Эти прокуратуры строго цент­рализованы, т.е. находятся в непосредственном подчинении Ге­неральному прокурору РФ.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреж­дениях уголовно-исполнительной системы созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уго­ловного наказания в виде лишения свободы и иных мер прину­дительного характера, назначенных судом. Они функционируют на правах межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ. На них возложен надзор за соблюдением законов во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы и психи­атрических стационарах специализированного типа, находящих­ся на территории субъекта РФ.

Важное значение для эффективного функционирования орга­нов прокуратуры имеют принципы их организации и деятельно­сти, представляющие собой закрепленные в Конституции РФ и других законах основополагающие требования, которые выража­ют политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзо­ра за точным и единообразным исполнением законов в государст­ве. Они содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и правоохранительных. Принципы организации и деятель­ности прокуратуры:

принцип единства и централизации;

принцип независимости;

принцип гласности;

принцип законности.

В соответствии с действующим законодательством предметом прокурорского надзора являются: *

- соблюдение Конституции РФ;

- исполнение законов, действующих на территории РФ;

- соответствие законов РФ подзаконным правовым актам. Таким образом, цели деятельности прокурора заключаются в обеспечении верховенства Конституции РФ, федеральных зако­нов, законов субъектов РФ, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Для достижения этих целей закон выделяет следующие направ­ления надзора:

- общий надзор, соответствующий данному выше определению деятельности прокурорского надзора;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительны­ми и исполнительными органами субъектов РФ, органами местно­го самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначен­ные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзора прокуратура осуществляет:

- уголовное преследование в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротесто­вывают противоречащие закону судебные решения. Они прини­мают участие и в правотворческой деятельности.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в последнее время органы прокуратуры претерпевали различного рода преобразова­ния, одним из которых стало возникновение совершенно нового их органа Следственного комитета при Генеральной прокура­туре РФ. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Закон РФ «О прокуратуре РФ» предполагают ограничить след­ственную функцию прокуратуры только надзором за следствием, непосредственно заниматься которым будет специально создан­ный следственный комитет, но не абсолютно самостоятельный, как за это ратовали многие политики и депутаты, а внутри Гене­ральной прокуратуры РФ. Нововведение нацелено на создание в структуре прокуратуры РФ Следственного комитета, а в военных прокуратурах — военно-следственных управлений. Причем спикер Госдумы Б.Грызлов при обсуждении проекта закона высказал предположение, что создаваемый Следственный комитет «может стать прообразом будущего самостоятельного Следственного ко­митета», т.е. имеет место явная нацеленность ряда парламента­риев на организацию Федеральной службы расследования РФ, о которой во властных кругах речь идет еще с момента распада СССР и образования суверенной России.