Прокуратуры прокуратуры
Территориальные Специализированные
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
Лекция № 4
Прокуратура Российской Федерации и основные направления прокурорского надзора (2 часа)
План лекции:
1. Система органов прокуратуры и ее правовые основы.
2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
3. Специфика военной прокуратуры.
4. Предмет и направления прокурорского надзора.
5. Реформации в системе органов прокуратуры.
Нормативно-правовую основу деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция РФ, Закон РФ от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ», Федеральный закон от 10.02.1999 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» и др.
Прокуратура Российской Федерации согласно закону представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.
Должностным лицом органов прокуратуры, наделенным в соответствии с законодательством полномочиями по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, является прокурор.
В понятие «прокурор» действующее законодательство включает:
- Генерального прокурора РФ;
- прокуроров федеральных округов;
- прокуроров субъектов РФ;
- районных и городских прокуроров;
- военных, транспортных и других прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов РФ, районным или городским прокурорам;
- заместителей и помощников вышеуказанных прокуроров;
- прокуроров отделов и управлений прокуратур, действующих в пределах своей компетенции.
Систему органов прокуратуры составляют:
- Генеральная прокуратура РФ;
- прокуратуры Федеральных округов;
- прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов (субъектов РФ), городов и районов;
- военные, транспортные прокуратуры;
- прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях;
- природоохранительные прокуратуры;
- прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ.
Прокуратуры республик Военные Иные
в составе РФ прокуратуры специализированные
и других субъектов прокуратуры
Прокуратуры Прокуратуры группы Транспортные
районов и городов войск, военного округа, прокуратуры (на
флота, войск стратеги- железнодорожном,
ческого назначения, по- водном, воздушном
граничных и других транспорте)
войск, приравненных
к прокуратурам субъ- Природоохранные
ектов РФ прокуратуры
Прокуратуры армии, Прокуратуры по
флотилии, соединения, надзору за выпол-
гарнизона и других об- нением законов на
единений, приравнен- особо режимных
ные к прокуратурам объектах
районов и городов
Прокуратуры по
надзору за испол-
нением законов в
исправительных
учреждениях
Схема 6. Система органов прокуратуры Российской Федерации
Таким образом, в основе построения системы органов прокуратуры лежит федеративное устройство, установленное Конституцией РФ, т.е. федеральные, территориальные, а также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности составляют эту систему органов.
Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. В ее структуре имеются управления и отделы по традиционно сложившимся отраслям и направлениям деятельности органов прокуратуры: общий надзор, надзор в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзор в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также надзор в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.
Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.
Прокуратуры городов и районов возглавляются соответствующими прокурорами.
Важное место в системе прокуратуры РФ занимают органы военной прокуратуры. Организация и порядок ее деятельности определяются Законом РФ «О прокуратуре РФ», Положением о военной прокуратуре и другими нормативными актами.
Систему органов военной прокуратуры составляют:
- Главная военная прокуратура РФ;
- военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, пограничных войск, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
- военные прокуратуры объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами РФ, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.
Свои особенности имеет деятельность специализированных прокуратур. Необходимо отметить, что при создании в свое время подобных прокуратур (природоохранительной, прокуратуры по надзору за исправительными учреждениями и др.) не удалось четко ограничить их полномочия от полномочий территориальных прокуратур, что приводило нередко к дублированию их функций. Поэтому анализ деятельности специализированных прокуратур привел Генерального прокурора к выводу о необходимости упорядочения их полномочий, четкого определения функций и разграничения с функциями прокуроров территориальных прокуратур. Это получило свое отражение в приказе Генерального прокурора от 09.04.1996 «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур».
Транспортные прокуратуры являются одним из структурных звеньев прокуратуры РФ. Они созданы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и действуют на правах районных прокуратур. Они подчиняются прокурорам субъектов РФ и имеют специализированные вышестоящие прокуратуры среднего звена.
Природоохранные прокуратуры в системе органов прокуратуры учреждены в связи с ухудшением экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ.
Прокуратуры по надзору за выполнением законов на особо режимных объектах (Прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ). Они созданы в целях охраны государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности на особо режимных объектах, перечень которых установлен Правительством РФ. Их правовой статус приравнен к прокурорам городов или районов как по штатной численности, так и по перечню предоставленных полномочий по установлению и устранению нарушений закона. Эти прокуратуры строго централизованы, т.е. находятся в непосредственном подчинении Генеральному прокурору РФ.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначенных судом. Они функционируют на правах межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ. На них возложен надзор за соблюдением законов во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы и психиатрических стационарах специализированного типа, находящихся на территории субъекта РФ.
Важное значение для эффективного функционирования органов прокуратуры имеют принципы их организации и деятельности, представляющие собой закрепленные в Конституции РФ и других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Они содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и правоохранительных. Принципы организации и деятельности прокуратуры:
принцип единства и централизации;
принцип независимости;
принцип гласности;
принцип законности.
В соответствии с действующим законодательством предметом прокурорского надзора являются: *
- соблюдение Конституции РФ;
- исполнение законов, действующих на территории РФ;
- соответствие законов РФ подзаконным правовым актам. Таким образом, цели деятельности прокурора заключаются в обеспечении верховенства Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Для достижения этих целей закон выделяет следующие направления надзора:
- общий надзор, соответствующий данному выше определению деятельности прокурорского надзора;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзора прокуратура осуществляет:
- уголовное преследование в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения. Они принимают участие и в правотворческой деятельности.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в последнее время органы прокуратуры претерпевали различного рода преобразования, одним из которых стало возникновение совершенно нового их органа Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Закон РФ «О прокуратуре РФ» предполагают ограничить следственную функцию прокуратуры только надзором за следствием, непосредственно заниматься которым будет специально созданный следственный комитет, но не абсолютно самостоятельный, как за это ратовали многие политики и депутаты, а внутри Генеральной прокуратуры РФ. Нововведение нацелено на создание в структуре прокуратуры РФ Следственного комитета, а в военных прокуратурах — военно-следственных управлений. Причем спикер Госдумы Б.Грызлов при обсуждении проекта закона высказал предположение, что создаваемый Следственный комитет «может стать прообразом будущего самостоятельного Следственного комитета», т.е. имеет место явная нацеленность ряда парламентариев на организацию Федеральной службы расследования РФ, о которой во властных кругах речь идет еще с момента распада СССР и образования суверенной России.