Лекция 4. Принцип действия, устройство и основные типы рельсовых цепей
Рельсовой цепью называется электрическая цепь, в которой в качестве проводников тока попользуются рельсовые нити железнодорожного пути.
Основное назначение рельсовых цепей (р.ц.) состоит в автоматическом контроле состояния участков пути: заняты они подвижным составом или свободны и исправны. Кроме того, р. ц. выполняют функции контроля целости рельсовых нитей и в ряде случаев служат каналами связи между проходными светофорами ,по увязке сигнальных показаний и передаче их на локомотив.
В простейшем виде р.ц. состоит из следующих основных элементов: рельсовой линии (рельсовых нитей со стыковыми соединителями, шпал и балласта) РЛ, ограниченной с обеих сторон изолирующими стыками ИС для электрического разделения соседних рельсовых цепей, и подключенных на одном ее конце источника питания (например, выпрямителя ПВ) с ограничителем Ко, а на другом — путевого реле Л (рис. 6).
При свободном состоянии участка пути протекающий по рельсам ток попадает в путевое реле, в результате чего якорь его притягивается и, замыкая фронтовые контакты, фиксирует свободное состояние участка. С момента вступления поезда в пределы контролируемого участка пути ток замыкается в основном через колесные пары подвижного состава, имеющие малое электрическое сопротивление. Путевое реле, зашунтированное малым сопротивлением, отпускает свой якорь и замыкает тыловые контакты, фиксируя занятие участка поездом.
При нахождения поезда на питающем конце р.ц. источник питания оказывается замкнутым лишь на очень малое сопротивление колесных пар и поэтому ток в цепи резко возрастает. Для предотвращения в этом случае выхода из строя источника питания устанавливается сопротивление Ко, которое .ограничивает ток источника, не допуская увеличения его сверх установленных пределов.
Для предотвращения потери электрического контакта в рельсовых стыках и уменьшения их сопротивления применяются стыковые соединители.
На неэлектрифицированных участках железных дорог применяются, как правило, р.ц. постоянного тока, которые по способу питания различаются: с непрерывным питанием, когда протекающий в р.ц. ток является непрерывным (см. рис. 6), и с импульсным питанием, когда в р.ц. ток протекает в виде повторяющихся импульсов (рис. 7).
Для импульсного питания р.ц. используется непрерывно работающий маятниковый трансмиттер МТ, который систематически замыкая и размыкая свои контакты в цепи источника питания р.ц., посылает в рельсовую линию импульсы постоянного тока. Основным источником питания р.ц. является путевой выпрямитель ПВ, который резервируется на случай отсутствия переменного тока аккумуляторной батареей ПБ.
Приемником импульсов на релейном конце р.ц. служит импульсное путевое реле ИП. В силу импульсного характера работы это реле не может быть использовано непосредственно для управления сигнальными устройствами. Поэтому на релейном конце устанавливается еще основное путевое реле Л, включаемое через дешифратор ДШ. При импульсной работе ИП реле П удерживает свой якорь постоянно притянутым. Если реле ИП обесточивается или, наоборот, непрерывна становится под ток вследствие воздействия, например, постороннего источника питания, то путевое реле П обесточивается, фиксируя тем самым наиболее безопасное состояние рельсовой цепи..
Кроме высокой защищенности от воздействий посторонних источников питания, импульсная р.ц. обеспечивает работу при длине до 2600 м в то время, как длина р.ц. с непрерывным питанием не превышает 1500 м.
На электрифицированных участках железных дорог устраиваются рельсовые цепи переменного тока. На этих участках, как известно, контактный провод является прямым проводом для тягового тока электровозов, а обратным проводом служат рельсовые нити и земля.
Если обратный тяговый ток пропускается по обеим рельсовым нитям, то устраиваемая р.ц. переменного тока называется двухниточной (в отличие от однониточной, где обратный тяговый ток пропускается только по одной рельсовой нити). В этом случае для пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков по каждую сторону от них устанавливаются дроссель-трансформаторы (рис. 8). Каждый дроссель-трансформатор имеет две обмотки: основную со средним выводом и дополнительную. Основная обмотка включается в рельсы, а ее средняя точка соединяется с такой же точкой дроссель-трансформатора смежной р.ц.
От подстанции по контактному проводу тяговый ток поступает в двигатели электровоза, а далее через колесные пары попадает в рельсы, разветвляясь на две части. У изолирующих стыков эти токи складываются; протекая по обеим половинам основной обмотки дроссель-трансформатора и по соединительному тросу подходят к средней точке соседнего дроссель-трансформатора, где вновь разветвляются и протекают по рельсовым нитям соседней, р.ц. в направлении тяговой подстанции. Указанные токи протекая по обеим половинам основных обмоток дроссель-трансформаторов, имеют противоположные направления. Если эти токи равны, т.е. результирующий магнитный поток оказывается равным нулю и, следовательно, индуктирование тягового тока в дополнительных обмотках дроссель-трансформаторов не возможно. Этим достигается исключение влияния тягового тока на аппаратуру р.ц., которая подключается к дополнительным обмоткам дроссель-трансформаторов: на питающем конце — источник сигнального тока ИСТ, а на релейном — путевой приемник ПП (путевое реле).
Ток от источника питания ИСТ, замыкаясь по дополнительной обмотке дроссель-трансформатора, индуктирует в его основной обмотке ЭДС, под действием которой в рельсовой линии протекает сигнальный ток . Этот ток проходит по всей основной обмотке дроссель-трансформатора релейного конца р.ц. и поэтому создаваемый им магнитный поток индуктирует в дополнительной обмотке ЭДС, обеспечивающую срабатывание путевого приемника.
В реальных условиях эксплуатации тяговые токи вследствие имеющейся всегда некоторой асимметрии сопротивления рельсовых нитей распределяются в рельсах неравномерно. Это приводит к возникновению на дополнительных обмотках дроссель - трансформаторов переменных напряжений тягового тока, которые могут неблагоприятно сказываться на работе р.ц. Для защиты р.ц. от этих влияний предусматриваются фильтры ЗБФ (рис.9), ФП-25 (рис. 10), а частота сигнального тока выбирается всегда отличной от частоты тягового тока. При этом в условиях электротяги постоянного тока, как правило, применяется промышленная частота 50 Гц, что позволяет обойтись простым источником сигнального тока — трансформатором ПТ (см. рис. 9). При электротяге переменного тока. для питания р.ц. применяется частота 25 Гц и поэтому в качестве источника сигнального тока используется преобразователь частоты ПЧ 50/25 (рис. 10).
Рельсовые цепи переменного тока по способу питания делятся на кодовые (импульсные) и непрерывного питания. Максимальная длина кодовых р.ц. составляет 2600 м, поэтому они применяются в основном на (перегонах в устройствах . числовой кодовой автоблокировки, . Кодовые сигналы, посылаемые в р.ц., отличаются друг от друга числом импульсов в течение одного кодового цикла.
Кодовый характер питания р.ц. позволяет использовать одну и ту же аппаратуру как для работы р.ц., так и для передачи информации на локомотив о показаниях впереди расположенных светофоров, а также увязать сигнальные показания смежных светофоров между собой без использования для этого специальных линейных проводов.
Для посылки импульсов кодированного тока в рельсовую линию служит трансмиттерное реле Т, фронтовой контакт которого замыкает цепь путевого трансформатора П Т как в кодовой р.ц. 50 Гц, так и р.ц. 25 Гц.
Кодовая р.ц. 50 Гц в качестве составных элементов включает дроссель-трансформаторы типов ДТ-0,6-500 и ДТ-0,2-500, рассчитанные на пропуск по каждому (рельсу тягового тока 500 А, поскольку при электротяге постоянного тока с напряжением контактной сети 3 кВ тяговый ток имеет большую величину (см. рис. 9). Кодовая р.ц. 25 Гц, применяемая при электротяге переменного тока с напряжением контактной сети 27 кВ, использует дроссель-трансформаторы ДТ-1-150, пропускающие по каждой половине основной обмотки тяговый ток 150 А (см. рис. 10). Для повышения напряжения на релейном конце этой р. ц. до необходимой величины, определяемой напряжением срабатывал™ путевого реле, устанавливается изолирующий трансформатор И Т.
Рельсовые цепи переметного тока 25 Гц с непрерывным питанием применяются на станциях, если их длина не превышает 1500 м. В качестве путевого реле в этих р. ц. используется фазочувствительное реле типа ДСШ, срабатывание которого зависит не только от величины напряжения на его путевой обмотке, но и от фазы этого напряжения по отношению к напряжению местного элемента реле. Такая зависимость существенно повышает защищенность путевого реле от действия различного рода помех, а защитный блок ЗБ-ДСШ предохраняет реле ,от возможных перенапряжений на релейном конце рельсовой цепи. Назначение остальных элементов такое же, как в кодовой р.ц. (рис. 11).