Подготовка и выпуск массовых информационных потоков.

Работа по организации духовного сотрудничества в обществе – второй блок ПОЖ.

Работа по организации духовного сотрудничества в общественеобходима для создания массовых информационных потоков, и тем самым для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции.

Эта деятельность весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил. В нее входит:

первое - отлаживание контактов с представителями разных сфер деятельности, производящих массовую информацию; с институтами власти; с бизнесменами, и общественными активистами – словом, со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации», способный оповещать о новостях, участвовать в выявлении проблем, информировать о предстоящих событиях и прочее.

второе - «работа с авторами», проведение массовых акций, поддержание и укрепление обратной связи с аудиторией («прямая линия», «горячий телефон», «телефон доверия» и т. п.).

В старых учебниках это называется организационно-массовой работой. Но организационно-массовую работу во всех ее проявлениях лучше отнести к инфраструктуре системы СМИ. Организационная работа нужна для сохранения жизнеспособности системы и ее развития, но она не имеет прямого отношения к подготовке массовых информационных потоков.

Организационных дел немало и они по-своему важны. Например, производственное совещание -летучки – это устойчивая форма коллективной рефлексии – анализ продуктов творческой деятельности, самой деятельности, поиск путей ее совершенствования, своего рода профессиональная учеба. Еще один вид таких совещаний – планерки. Мы уже говорили с вами о планировании как методе организации работы редакционного коллектива. Вот он реализуется через систему планерок, на которых обсуждаются результаты планирования как творческой деятельности. Это разные вещи: организаторская работа и организационная. Организаторская работа нацелена на получение из внешнего мира тех произведений, которым предстоит влиться в массовые информационные потоки.

Если участвовать в таких совещаниях должен каждый журналист, значит, это тоже его профессиональные обязанности? Да, но они не образуют специального направления творческой деятельности, они как бы сопровождают производственный процесс.

А вот следующий, третий, блок профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться еще одному направлению творческой деятельности журналиста – участие в подготовке и выпуске массовых информационных потоков.

В практике редакций это выглядит как работа над номером либо передачей.

Из чего же конкретно складываются обязанности в этом направлении деятельности.

Первое– эторедактирование текстов,предназначенных для публикации. Тексты для номера либо передачи не всегда являются авторской работой журналиста, их значительная часть из других видов деятельности. И степень их соответствия нормативам цивилизованного общения на языках массовой информации не всегда одинакова. Необходимость в этом соответствии существует уже потому, что от этого непосредственно зависят восприятие и понимание их аудиторией.

Приводить в соответствие с нормативами цивилизованного общения на языках массовой информации приходится не только словесные тексты. Но на ТВ и радио свои особенности редактирования: это уточнение смысла высказываний, расстановка акцентов, повышений речевой культуры собеседника и так далее. Это касается прямых эфиров. Когда просто делает консервированный сюжет, то правка здесь такая же, как и в тексте.

Задача редактирования уберечь каналы массовой информации от оскорбительных, неместных и безграмотных текстов, текстов, не поддающихся восприятию и пониманию.

Показателен сюжет про день работника следственных органов.

Свет и ТВ.

Второй ряд обязанностей на этом направлении – участие в конструировании номера или выпуска.

Конструирование – процесс реального «устройства» информационного потока, расположения его частей. В газетно-журнальном производстве для обозначения этого процесса есть хороший профессиональный термин – «верстка». Макетирование – это оперативная подготовка графической модели номера. В практике электронной прессы он стал употребляться в значении «словесный макет».

Как правило, дизайн издания или программы сегодня – дело специалистов. Но каждый журналист, подавая заявки на публикации, включаясь в обсуждение макетов номера или эфира, вносит свою лепту в формирование содержания и облика массовых информационных потоков. Есть тут и еще один ряд обязанностей: через систему дежурств журналисты оказываются, подключены к самому процессу выхода информации в свет, оперативно решая возникающие проблемы, подстраховывая от ошибок и «сбоев».

 

3 лекция для 2 курса часть 1 по теме

«Журналистское произведение в ряду других текстов массовых информационных потоков»