Поэтому социальная информация – это вся совокупность возникающих в обществе информационных продуктов, закрепленных в том или ином материале.

 

Эти информационные продукты весьма разнообразны и их место и роль в жизни общества не одинаковы. Сравните, кодекс законов – и художественную литературу. Разная форма и подача, но, тем не менее, это все – социальная информация в широком смысле слова, которая связывает между собой не только людей, живущих одновременно, но и сменяющие друг друга поколения.

 

Здесь есть небольшое противоречие между понятием «разнообразие информационных продуктов и постулатом о том, что социальная информация связывает между собой и современников и поколения. Это – противоречие самой действительности. Однако есть средство его разрешения.

 

Вот смотрите, если человечество существует как целое, если люди оказываются способны понимать друг друга, несмотря на разный жизненный опыт, разные социальные позиции, разную профессиональную занятость, принадлежность к разным этносам, так это потому, что в структуре социальной информации есть пласт, выполняющий роль духовного моста между представителями разных социальных групп. Этот пласт социальной информации и называют массовой информацией.

Слово «массовый» в обыденной речи употребляется как противопоставление чему-то единичному, элитарному, высокому. Но вот если взглянуть на общество как кибернетическую систему, то понятие «массовый» выступит для нас в другой дихотомии.

Что такое кибернетика. Буквально с греческого – искусство управлять. Кибернетика – это наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования, так называемые кибернетические системы, которые рассматриваются абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры таких системы – это ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции и человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), которые способны воспринимать, запоминать, обрабатывать информацию, а также обмениваться ею.

Вот смотрите, вы получили утром сообщение, что днем будет дождь. По сути: вы получили сигнал о перемене в окружающих обстоятельствах. Объяснили себе, что это значит и как это может на вас отразиться. Т.е. составили себе МНЕНИЕ. Дальше вы перебрали варианты реагирования – выбрали вариант – приняли решение о действии. В конце уже само действие как таковое.

 

Можно сказать проще: перед решением складывается мнение, на основе которого решение и принимается. Но здесь важно понять, чем обусловлено рождение МНЕНИЯ.

 

В общем-то это ясно: исходным сообщением. Но не только. В формировании мнения участвуют еще два обстоятельства. Первое, это способность человека к опережающему отражению действительности – проективное мышление. Во-вторых, наличие в сознании человека компонентов, с которыми соотносится вся поступающая информация. Эти компоненты позволяют «вычислять» значение всех новых сведений и вырабатывать оценку происходящего.

Что это за компоненты? Это полученные раньше знания, нормы и ценности. Эти компоненты формируются за счет освоения человеком определенной части социальной информации, а именно массовой информации.

 

Принято считать, что главный признак массовой информации то, что ею хотя бы в начале ее жизни, на первой стадии, оперировали или оперируют массы – так или иначе, тем или иным образом. Это и в самом деле характеристика важная, но не определяющая. Потому что эта характеристика не отражает причинных свойств массовой информации, из-за которых, собственно, и возникает потребность общества в ней.

 

А свойства эти заключаются в следующем: в отличие от разных видов специализированной информации массовая – общезначима -несет в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех. И общедоступна -распространяется по открытым каналам, а фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных, которыми владеют массы – от простейшего языка светофора до весьма сложных языков искусств.

 

И вот здесь прорисовывается еще одно определение массовой информации – специализированная, т.е. помогающая человеку приспособится к изменившимся условиям.

 

Так вот, питая тот блок сознания личности, где аккумулируются полученные раньше знания, нормы и ценности, массовая информация, тем самым питает и особый блок в общественном сознании. Этот блок представляет собой боле-менее устойчивые, общепринятые знания, нормы и ценности общества, которые будучи представлены в сознании каждого человека, начинают действовать как важнейший узел самоуправления и саморегуляции общества в целом – массовое сознание.

 

Массовое сознание выступает как инвариант общественного сознания,его общезначимый слой, противостоящий специализированному, групповому сознанию (в том числе и классовому). Тем самым оно обеспечивает необходимый уровень интеграции человечества, сохраняя его как целостную систему.

Инвариант – неизменяющаяся величина, остающаяся неизменной при тех или иных преобразованиях.

Благодаря массовому сознанию общество, при всей сложности его строения, оказывается способно в кризисных условиях проявлять себя как целостность, преодолевая групповую разобщенность.

 

Однако, общезначимость массового сознания относительна. Ведь компоненты его не содержатся в структуре сознания личности изолированно, в чистом виде. Они сосуществуют с компонентами национального, классового, профессионального и прочих разновидностей специализированного, группового сознания, да притом еще и не даются человеку готовыми. Формирование их в нормальных условиях идет как напряженные духовные искания, которые сопровождают становление личности и выступают одной из сторон ее социализации.

 

И это – принципиально важный момент. То что формирование «блока знаний, ценностей и норм» в сознании личности идет через духовные искания. Здесь проявляется общая закономерность: развитие как разрешение противоречий на уровне социальной формы движения связано с выбором,то есть с осознанием альтернатив, существующих при принятии решений, и предпочтением одной из них в любой социально значимой ситуации.

 

Возможность же выбора, принимающего для человека форму духовных исканий, может быть обеспечена только в одном случае: если фонды массовой информации в обществе намного шире по «ассортименту» знаний, ценностей и норм, чем массовое сознание как таковое. Ведь выбирать-то из чего надо.

 

Поэтому на протяжении всей своей истории человечество накапливает

· добытые знания, которые помогают объяснять мир и строить с ним отношения;

· устоявшиеся ценности, способные служить эталонами при восприятии окружающего;

· сложившиеся нормы отношений, выступающие как критерии социального поведения.

 

В то же время фонды постоянно пополняются информационными продуктами живущих поколений. Эти продукты несут в себе варианты новых знаний, ценностей и норм, претендуя на состязательность. Так и возникает возможность выбора для людей, а значит – создаются необходимые условия для развития массового сознания общества при сохранении его преемственности.

 

Знания, нормы и ценности это не разновидности информационных продуктов, а скорее, их компоненты.

 

Но вернемся к разговору о мнении как продукте творческой деятельности человека, которым он отвечает на движение действительности. Мы видели: действие, то есть практический шаг, совершается в результате решения, а решение формируется на базе мнения. Мнение, таким образом, для каждого конкретного человека - это программа поведения в сложившихся условиях. Ну, а для общества? Чем мнение индивида оборачивается для общества?

 

Мнения индивидов начинают обнародоваться, распространяться, обсуждаться, сообща дорабатываться, чтобы большиноство пришло к единому мнению, а далее к общему выбору.Предмет общего выбора, осознаваемый как предпочтительное толкование сложившихся обстоятельств и предпочтительный вариант реакции на них - это общественное мнение.