Империя Великих Моголов

Поход Бабура в индию. Образование империи

Великий могол – титул, который дали европейцы тюркской династии, основанной Бабуром. Сами наследники Бабура этого титула не употребляли. Сам Бабур осознавал себя тюрком, говорил тюркском языке (предок узбекского), монгольского не знал. Европейцы о них узнали от персов, а персы называли тюрков, живших за Амударьей, монголами. Сами представители тюркской династии в индии называли себя падишахами (заимствовано у персов).

Бабур (1483-1530). По матери был Чингизид. Его пра-пра-прадедом был Тимур. В войсках Бабура были монголы. Бабур родился в Андижане, унаследовал престол в Бухаре в 11 лет после смерти отца Омара. «Бабур намё» - воспоминания Бабура. Достаточно откровенно пишет о своей жизни, одна из задач записок – извлечение уроков. Мальчиком Бабур пытался бороться за Самарканд, но был вынужден бежать из родных земель. Пытался заручиться поддержкой родни, но толку от этого было мало.

Бабур был талантливым полководцем, администратором. Автор трактата о науке управления государством, правовед (по шариату), теолог, поэт, филолог (создал новый алфавит), музыковед.

1504г. – Бабур обосновывается в Кабуле у родни. Стал планировать поход в Индию. В это время на северо-востоке Индии боролись за власть правитель Дели Ибрахим Лоди и Рана Санга (раджпут). Рана Санга пригласил Бабура в индию, планируя, что он разграбит дели, а потом уйдет. Армия Бабура состояла из пуштунов (афганский этнос) и тюрок. Армия была мобильной. Отменная артиллерия с мушкетами, хорошая конница, владеющая искусством внезапной атаки. По собственной оценке Бабура в его войске было 12 тыс. человек, а армия Лоди насчитывала 100тыс (владела боевыми слонами). 21 апреля 1526г. – сражение при Панипате, Бабур разгромил Ибрахима. Про свою удачу Бабур пишет с гордостью и удивлением. Вскоре был разгромлен и сам Санга.

Кампанию против индусов вели под лозунгом джихада. Бабур короновался в Дели. Часть его военачальников вернулись в Афганистан, остальным Бабур раздал условные владения – джагиры (буквальный перевод – «место, откуда берет», имеется виду рента).

В 1530г. Бабур умер. Перед смертью он раздал свою территорию в уделы сыновьям. Индию отдали старшему – Хумаюну. Хумаюн первым начал выстраивать систему управления завоеванной территории. Им были созданы 4 ведомства: огня (военное), воздуха (придворное хозяйство), воды (вопросы орошения, винных запасов и сладостей) и земли (сбор налогов и управление халисэ, общественное строительство).

Правление Акбара. Расцвет империи 16-н.17вв.

В середине 30-х гг. один из вассалов Ширхан вышел из повиновения. Хумаюн был разгромлен, бежал на двор иранского шаха. В это время у него родился сын Акбар. Ширхан короновался в Индии как Ширшах. 1540-1545 – он правил Северной Индией (династия Суров). Ширшах ввел регулярное административное деление на провинции (суба), округа (саркары) и мини округа (паргана). Он провел перепись земель. Установил поземельный налог (1/3 урожая). Задокументировал отношения с налогоплательщиками. От джагиргаров стал требовать выставления войска. Ввел практику клеймения коней, смотр армии. Упорядочил монетную систему (ввел золотой рупий). Строил дороги. Стал привлекать на государственную службу индусов. Именно Ширшах (Ширхан) выстроил основы имперской организации.

Ширшах случайно погиб во время взрыва собственной бомбы во время боевых действий. Наследники стали делить наследство. 1555г. – армия Хумаюна заняла Дели. Однако он правил недолго, 1 год, вскоре умер. Империю унаследовал 14-летний Акбар (1556-1605). Его правление называют золотым веком Могольской империи. Сначала опорой власти Акбара была узкая прослойка пришедших с ним узбеков и иранцев. Со временем он сумел привлечь и старую мусульманскую и индийскую элиту. Сначала страной правил его советник Байрам-хан (шиит). Тогда как большинство сторонников было суннитами. 1660г. – Акбар отправил Байрам-хана в паломничество в Мекку, по дороге в которую он погиб. Около 2 лет после этого распоряжались мать и жена Акбара – «правление юбок». Далее Акбар правил сам, достигнув совершеннолетия.

Продолжала расширяться территория государства (Пенджаб). Сумел закрепить Северную Индию. С успехом воевал всю жизнь. Прославился как реформатор. Пытался объединить разнородную политическую элиту. Он успешно решал имперскую задачу. Акбар - Работник на троне. Проводил по 3 заседания в день, судил 1 раз в неделю, сам решал финансовые вопросы, наладил систему документооборота. Во главе государства стоял шах (Акбар). Вторым лицом был вакил. Вакилу подчинялись 4 ведомства: финансов, армии, мастерских и складов, религии и суда. Центрально правительству подчинялись правительства 15 суба. На уровне провинций и округов администрация разделялась на военную, налоговую и религиозно-судебную.

Акбар провел военную реформу - система мансабдара - Табель о рангах. Устанавливалось 33 ранга. Каждый ранг давался по числу всадников, которых символически должен был содержать служащий. Служащий имел право либо на джагир, либо на содержание из казны. Акбар пробовал ограничить джагиры, но эта попытка вызвала восстание, поэтому Акбар отказался от этой идеи.

В налоговой системе Акбар сначала применил систему откупов. Империя была разделена на 182 налоговых откупа. Откупщики покупали право сбора налогов, а потом грабили народ на подвластных им территориях. В итоге от системы откупов отказались. Были четко определены, земельные участки делились по степени урожайности, которая влияла на размер налога. Некоторые прежние налоги были отменены. Система стала более единообразной. При Акбаре были введены единые системы площади, длины, сыпучих тел. Проводилось дальнейшее упорядочивание денежной системы – ввели золотой махур (=15 рупиев, 1 рупий=40 дамов). Был введен солнечный календарь, основанный на таблицах Улугбека.

Акбар ввел «солх и-кул» - принцип, что нет принуждения в вере. Раджпутов и брахманов стали приглашать ко двору. Было разрешено строительство индуистских храмов. Отменили Джизья (налог для не мусульман). Официально было запрещено убийство коров. Сам Акбар носил брахманский знак на лбу на официальных приемах. Переводились индуистские книги. Акбар при всем этом оставался правоверным мусульманином, он был суфием. Акбар разделял понятия веры и религиозных обычаев. Построил столицу неподалеку от Агры, а в ней – место для богослужения. Там собирались мусульмане, индуисты (брахманы), христиане, джайны и спорили. 1579г. – Акбар провозгласил себя муджтахидом – высшим авторитетом в вопросах веры. А затем стал создателем новой религии – дин-и-аллахи («божественная вера»). Акбар стал первосвященником, в веру перешли его приближенные, в том числе индус Бирбал (герой фольклора). Консервативные мусульмане считали это вероотступничеством. Среди индусов новая вера тоже успехов не имела. Акбар понял, что рискует разорвать с основной опорой. Поэтому он прекратил встречи с немусульманским духовенством. После смерти Акбара не стало и новой веры.

У Акбара было 3 сына, которым он дал прекрасное образование. Но они были пьяницами. Двое умерли от белой горячки. Третий сын Салим начал мятеж против отца, во время которого Акбар умер. Салим, вступил на престол под именем Джихангира («покоритель мира»). Правление начал с расправой с собственным сыном. Подтвердил права джагиргаров (с этих пор это стало традицией). Реальными делами правления занимался мало. Много пил, курил опиум. Вечерами отдавал распоряжения, а утром наказывал за их исполнение. Добиться решения дела в свою пользу от Джихангира можно было, подарив ему подарок (пикшешь). Делами правления фактически занималась жена – Нур Джахар (Светоч мира). Она считалась соправительницей Джихангира, ее имя чеканилось на монете тоже.

Большие расходы разоряли казну, а империя продолжала расширяться. 1627г. – сын Джихангира Шах Джахан вступил на престол. Перебил всех братьев и племянников. Матери дал большой джагир (фактически отправил в ссылку). Двор был пышен. Много строилось при Джахане. При нем построен Тадж-Махал в честь любимой жены. В 30е гг. случился голод, погибло до 1 млн. человек. Это свидетельствовало о неблагополучии империи, ее дороговизны и упадке.

1658г. – болезнь Джахана. Его сыновья стали готовиться к войне за власть. Наследником был объявлен старший – Дара Шукох. Он был писателем, теологом, стремился к объединению религий, был популярен среди раджпутов. Исламская элита рассматривала Дара Шукоха как вольнодумца. Против него объединились братья (во главе – Ауранзеб). Шукох бежал. Ауранзеб, придя к власти, заточил отца в комнате, из окна которой был виден Тадж-Махал. Потом расправился с остальными братьями-союзниками. 1659г. – Ауранзеб принял титул Алангир – завоеватель мира. Когда дара Шукох чудом вернулся в Дели его убили.

При Ауранзебе продолжилось расширение империи. Наряду с этим процветала нищета крестьян, незащищенность ремесленников и торговцев, низкая боеспособность большой армии. Ауранзеб правил около полвека. Был храбр и неутомим, трезвым и расчетливым политиком. Знал 4 языка, много читал (теологическая и естественнонаучная литература), но поэзию, изо, музыку не любил. Вел аскетический образ жизни. Переписывал Коран. В походах был рядом с солдатами. Вникал во все дела лично. Но империя рассыпалась, не хватало ресурсов на удержание земель.

Ауранзеб, видимо, пытался превратить всю территорию в землю ислама. Джизья восстановил еще его отец. Стали разрушаться индийские храмы. Индусы облагались большими налоговыми пошлинами, налогом на паломничество. Индусам запрещалось носить оружие и передвигаться на слонах (кроме раджпутов), пускать фейерверки, праздновать кали (главный праздник). Преследовали также шиитов. Крайняя религиозная нетерпимость Ауранзеба ускорила распад империи.

Моголы так и не сумел организовать стабильную систему передачи власти. При смерти он писал в горьких письмах сыновьям: «потраченные дни оставили только сожаления…жизнь столь ценная прошла напрасно.

 

Движение сикхов

Экономические и социальные отношения в индии при Моголах

Проникновение в Индию европейских компаний