Китай в конце 8-12вв.

Развитие экономики, городской жизни при Танах. Проблема китайского ренессанса.

7 - н. 9вв. – время развития экономики, освоение новой земли, роста податного населения. К середине 8в. в Китае жило 53 млн. человек (равнялся численности империи Хань). Росли города, развивались ремесла, наметилась специализация районов. Н: провинция Цзянси – производство фарфора. Преобладало ремесло казенное. В сфере государственной монополии находились металлургия, виноделие, производство оружия, шелка, бумаги. Развивалась сеть государственных мастерских, где использовался труд рабов либо крестьян, отбывавших трудовую повинность. Существовало и частное ремесло, но его возможности роста были ограничены сознательной налоговой регламентацией государства.

Росла внутренняя и внешняя торговля. В Средней Азии Китай очень интенсивно торговал с согдийцами (создался стереотип хитрого варвара с запада). Торговля с Ираном, потом с Арабским халифатом. Центром морской торговли был г. Гуанчжоу (торговля с Индией, Японией, Кореей). В это время Китай имел самые интенсивные связи с внешним миром, это время и максимальной территориальной экспансии Китая.

Развивается внутренняя торговля. В 7в. установилась единая денежная система. Монета цань, имела круглую форму с квадратным отверстием в центре. Монеты нанизывались на шнур, считались шнурами. Были придуманы летающие деньги. Купец не перевозил деньги с собой, а сдавал их в управу, получая взамен документ. Дома же купец предъявлял этот документ и получал деньги. Т.е. появилось представление, что деньги могут быть не только монетами. Так в Китае впервые в мире появились ассигнации.

В столице Чанъань проживал 1 млн. человек на территории в 80 кв. км. Это был город с плановой застройкой, имевший форму квадрата, соорентированного по сторонам света (особенность китайских городов). Каждый квартал был обнесен стеной, поэтому коллектив города разобщался. За порядком в кварталах наблюдали надзиратели. Ночная жизнь жестко ограничивалась. Танская элита разбивала большие парки, ощущая себя больше селянами.

Существовали Восточный и Западный огромные рынки. Они управлялись особым штатом чиновников (исправители мер и весов). Время и пространство торговли было ограничено. Подорожные – необходимое условие для въезда/выезда в/из города. Раз в 10 дней государство устанавливало цены. В Европе были цеха и торговые гильдии. В Китае – торгово-ремесленные объединения (ханы). Каждый хан имел старосту. Хан – подобие общины, делился на пятнадцати- и десятидворки, связанные круговой порукой. Ханы подчинялись государству в отличие от цехов и гильдий. Ханы не устанавливали цен, не участвовали в городском управлении. Каждый хан имел свое божество, совместно оправлял религиозные культы. Цехи и гильдии на Западе защищали своих членов от напастей извне, имели самоуправление. В Китае ханы – важнейший фискальный инструмент для государства (подобие общины).

Город рано вставал (5-6 утра). Опоздавших управленцев били палками, это не воспринималось как оскорбление, а только как наказание. Ночью по городу ходили военные патрули. За ходьбу по городу ночью без разрешения наказывали 70 ударами палками. Т.е. государство активным образом вмешивалось в развитие торговли и ремесла, бытовую жизнь столицы. Тенденция регламентации городской жизни сохранялась на протяжении всего средневековья.

Танский двор был центром культуры. Ли Ши Минь много сделал для возрождения китайской историографии. Была сформирована высшая академия ученых – академия Ханлинь. Она имела политическое и идеологическое влияние (определяла каноны обучения). При дворе издавалась газета.

Пик могущества Китая этого периода – время правления Суань-цзуна (713-756). Он был меценатом. При нем же проявились первые симптомы упадка. Это было время расцвета китайской поэзии. Он приблизил ко двору одного из самых великих китайских поэтов – Ли Бо. Согласно традиции, когда Ли Бо писал стихи, любимая жена императора Ян Гуй Фэй собственными руками растирала тушь, а император подавал кисти и теплое питье. У Ли Бо был неуемный, язвительный характер. В итоге он попал в опалу, сравнив, Ян Гуй Фэй в одном из стихов с летящей ласточкой. Летящей ласточкой называли фаворитку ханского императора, которая причинила империи много неудобств. Танские аристократки не соответствовали более позднему образу женщины, которую жестоко ограничивали. Это были деятельные женщины, они охотились вместе с мужчинами (влияние степной культуры). В молодости Ли Бо принадлежал к жэнье (организация подобная шайки Робин Гуда). Существует легенда о смерти Ли Бо. Он утонул, пытаясь поймать отражение луны в глади воды, будучи выпившим. Легенда отражает суть эстетики Ли Бо – схватить неясное, немое, уловить истинное Дао. Друг Ли Бо – Ду Фу – имел конфуцианскую эстетику. Лирика Ду Фу проникнута социальной критикой о бедах войн и непорядках в коридоре власти. Другие поэты – Гао Ши, Бо Цзюй-и. От танской эпохи дошло около 50 тыс. стихотворений.

Неслучайно с Танским временем связана идея о китайском ренессансе (Конрад). В ее основе лежит идея о ренессансе как о мировом явлении, связанном с переходной эпохой от феодализма к капитализму. Ренессанс как волна начался на Востоке, его начало – Китай танов. Хань Юй – чиновник, цензор, литератор. Он призывал к фугу («возрождение древности»), апеллировал к древним конфуцианским ритуалам, критикуя реальность. Предмет его критики – даосские и буддийские идеи, трактуемые им как суеверия. Апеллировал к жэнь – гуманности. Конрад видит в этом идентичные явления: возрождение древности – фугу, гуманность – жэнь, критика католичества – критика буддизма, расцвет свободомыслия. Идентичные явления связаны с эмансипацией личности. Дискуссия уходит корнями в более глубокий вопрос – есть ли единая дорога развития у человечества.

Европейский гуманизм, связан с идеей индивидуальности, тяги к самовыражению. Китайское Жень стоит в одном ряду с ли и сяо, идеей включенности человека в общество, его соответствие выработанным предками нормам. Между античностью и средними веками в Европе произошел разрыв. Осмыслением и преодолением этого разрыва был гуманизм. В Китайском возвращение к древности – продолжение традиции (Конфуций: Я верю в древность и люблю ее). Хань Юй не говорил ничего нового, не разрывал традиции в отличие от европейских возрожденцев. Полемика с буддистами – попытка нового обоснования китайской традиционной идентичности, а не проявление свободомыслия. Из европейского возрождения выросли Реформация и капитализм. В Китае ничего подобного не произошло.

Кризис государственной надельной системы. Реформы Ян Яня.

Китай в конце 7- начале 9вв. производит впечатление динамично развивающегося общества. При этом за благополучием фасада крылись тенденции, которые подготовили очередной кризис китайской империи. Китайская история циклична, это зафиксировано в китайской историографии. Развитие городской жизни, торговли, ремесла – факторы, запускавшие механизм экономического и социально-политического кризиса. Развитие товарно-денежных отношений в аграрном Китае из стимула становится фактором кризиса. Происходит социальная дифференциация. Специфика Западной Европы – в результате развития товарно-денежных отношений оформился новый вектор развития, который привел к новому типу социально-экономических отношений - капитализму. В Китае это приводило к тому, что город начинал высасывать соки из деревни. Благополучие империи зиждилось на стабильности крестьянской общины. Это было осознано еще в древнем Китае. Развитие торговли подрывало эту стабильность. Китайская мысль делила экономику на первостепенные занятия (земледелие и шелководство) и второстепенные (ремесло, торговля). Государство стремилось поощрять первостепенные занятия и затормаживать развитие второстепенных.

Социальная дифференциация вела к обеднению части населения и сокращению числа налогоплательщиков, а значит падение государственных доходов. Государство в ответ на это увеличивало налоги и ужесточало репрессии за невыплату налогов, опираясь на механизм круговой поруки. Это требовало увеличения бюрократического аппарата, а значит и расходов на него. В то же время увеличивалось число кандидатов на государственную службу, т.к. она гарантировала стабильность (даже потомки богатой семьи могли стать бедными, т.к. принципа майората не было, детей было много, имущество дробилось). Разбогатевший провинциал стремился дать образование детям, они становились чиновниками, что обеспечивало статус и достаток и ему и клану в целом. Все это порождало коррупцию, клановую борьбу, отчуждение провинциальной элиты от центральной власти. А как следствие спаду империи.

Специфическая черта кризиса в танское время – распад государственной надельной системы. Это было отчасти заложено в самих законах (возможность закреплять осваиваемые новые земли, так появлялись частные землевладельцы). Развивалось частное землевладение, росла мощь домов, уменьшались сборы с государственных земель. Крестьяне бежали с казенных земель на частные. В середине 8в. только 8 млн. сельских жителей несли повинность в пользу казны (в то время как общая численность населения была более 50 млн.). Государство пыталось менять налоговую систему, но это не имело успеха.

780г. – по предложению первого министра империи Ян Яна было решено покончить с надельной системой. Он считал, что бесполезно производить переделы земли: бедняки все равно не платят, а государству лишняя морока. Устанавливалась единая система двухразовых налогов, которыми облагались все земли. Эта реформа распространилась и на горожан. Держатели земли у частных лиц платили большую аренду. Государство санкционировало практику покупки и продажи земли (что фактически уже было). Т.е. была легализована частная земельная собственность. Основная задача реформы – пополнение казны. Но фискальные проблемы не были решены. Поэтому последовала экспроприация имущества буддийских монастырей.

Центральная власть и провинциальные элиты при танах: особенности взаимоотношений

В пореформенный период наблюдался рост податного бремени и социально-политического напряжения. Это усугубило развитие сепаратизма местных элит. Цзедуши – должность военного губернатора на местах, источник мятежей провинциальной знати. Должность была введена в 711г., совмещала военные и административные функции. При династии Суй большое войско сочетало военную службу с занятие с/х и концентрировалось в центре. С расширением территорий потребовалось расширение системы управления этими территориями. Цзедуши выполняли это управление на окраинах империи. Вместе с тем они имели силу, которая могла противопоставить себя центральной власти. Столичные гарнизоны постепенно утрачивали свою мощь. За военными губернаторами стояла не только военная сила, но и провинциальные элиты. К тому же правящее сословие было замкнутым (большое влияние происхождения). Провинциальная элита требовала своего места в управлении. Военные же губернаторы в отличии от центральной власти с большой охотой брали на службу ученых людей, отвергнутых экзаменационной системой. Он покровительствовали купцам, опирались на крупных местных магнатов, у которых было нередко собственное войско. Таким образом, ядро сепаратизма представляло из себя союз военной силы, крупного землевладения и торгового капитала.

Крупнейший мятеж Цзедуши – время правления Суань Цзуна – мятеж Ань Лу-шаня, военного губернатора 3 наместничеств, а Северном Китае (наполовину согдианец). Ему приписывали связь с Ян Гуй Фэй. 755-756гг. – Ань Лу-шань двинул войско (1,5 тыс.) против столицы. Официально его мятеж был изначально направлен против разврата двора. Суань Цзун бежал на Юг Китая. В ходе бегства он отрекся от красавицы Ян Гуй Фэй, по приказу ее удавили. Кстати Ли Бо принимал активное участие в мятеже. Суань Цзун отрекся от престола в пользу сына. В стане Ань Лу-шаня начались раздоры, он благоволил своему младшему сыну. Тогда старший сын зарезал Ань Лу-шаня. Император, опираясь на наемников (арабы и уйгуры) подавил восстание.

Этот мятеж положил начало политическому ослаблению империи. На окраинах империи стали возникать полуавтономии. Усилились позиции евнухов (мало связаны с кланами). Это вылилось в конфликт бюрократии и евнухов.

Крестьянская война 874-901гг.

К 70-м гг. многочисленные восстания переросли в общекитайскую крестьянскую войну. Ядро – провинция Шаньдун. Ван Сяньчжи – лидер повстанцев. Хуан Чао – примкнул к повстанцам. Оба происходили из семей, разбогатевших от незаконной солеторговли. Хуан Чао пробовал сдать государственный экзамен, но провалился. Т.е. оба лидера движения происходили из провинциальной элиты империи, которая не могла найти себе места. Первоначально мятеж был направлен против окружения императора. В 876г. восстание охватило 100 тыс. человек и 5 провинций. Восставшие сжигали долговые грамоты, убивали чиновников. Война угрожала Лояну. Таны за помощью обратились к местным властям, чтобы они вооружили население на борьбу с мятежом. Но это вооруженное население перешло на сторону повстанцев. Ван Сяньчжи был предложен высокий титул, вроде бы он стал колебаться. Из-за этого лидеры поссорились, а их войско («армия справедливости») распалось.

В 878г. Ван Сяньчжи предпринял поход на Лоян, но потерпел неудачу, погиб. Хуан Чао принял титул великого полководца, штурмующего небо, т.е. свергающего династию Повстанцы в 879г. захватили Гуанчжоу. Вырезали здесь большую колонию арабских купцов. Подобная ненависть к городу характерна для крестьян, которые полагали, что город и купцы живут за их счет. Повстанцы двинулись к Лояну. В ноябре 878г. Лоян был сдан. Чанъань должна была оборонять императорская гвардия, в которую в то время приписывали по блату. Император бежал на юг. 881г. – повстанцы вступили в Чанъань, вырезали членов императорской фамилии. Уволили чиновников 3 первых рангов. Было создана новая династия – Великая Ци. Старый государственный аппарат был сохранен. Но Хуан Чао не повезло. Ему не удалось наладить хороших отношений с провинциальными элитами, с другими повстанцами связи у него не было. Бежавшее на юг правительство к этому времени набрало войско (тюрки: племя шато, возглавляемое Ли Кэ-юном). Конница шато оказалась более боеспособной. Дисциплина повстанцев падала. Горожане их ненавидели. Летом 881г. столицу заняли правительственные войска. Потом повстанцы вновь овладели Чанъанем, устроив резню в городе. 882г. – сдался Чжу Вэнь – один из лидеров повстанцев. Он получил имя Цуаньчжу – всецело преданный, став одним из главных усмирителей повстанцев. В мае-июне 884г. крестьянская армия была разгромлена. Хаун Чао бежал и покончил с собой. Восстание полыхало еще около 20 лет. До 901г. им руководил племянник Хуан Чао. Крестьянская война потерпела поражение, но по сути дела положила конец империи танов.

Роль крестьянских движений в китайской истории в каком-то смысле можно назвать стабилизирующей. Они выполняли ту же функцию, что и средневековый западноевропейский карнавал. Во время крестьянских восстаний уничтожались города, стихийно перераспределялись земли. При смене династии происходила идеологическая перезагрузка. Т.е. снималась часть проблем, которые вызывали социальный кризис и восстанавливалась китайская традиционность. Восстания сохраняли Китай таким, какой он был, т.е. они прекращали развитие городов, рост торговли, ремесла, частной собственности, капитала.

 

Падение династии Тан. Междоусобные войны 10в.

Танский двор все это время находился на положении пленников. В 907г. тот самый цуаньчжу Чжу Вэнь уничтожил танскую династию. С 907 по 960гг. – время 5 династий и 10 царств. Это время междоусобиц, бесконечных смут, в которые активно были вовлечены кочевники. Династии были недолговечными, правили по 10-15 лет. Древние столицы были практически уничтожены. Часть северной территории Китая было под властью кочевников. Символ эпохи – военный человек. Войска были у всех. В то время как традиционный Китай – Китай бюрократический, военные человек менее значим, чем чиновник, военная карьера – продолжение, придаток административной карьеры. Но в это время было наоборот. Это было время суровых законов и высоких налогов.

На севере начались вторжения киданий (от этого названия рус. слово «Китай»). Они создали государство Ляо. На западе значительную часть территории прихватили тангуты, образовав государство Си Ся (Великое Ся). На юге было поспокойней. Но очередное объединение Китая пришло с севера.

Созданием империи Сунн. Основные факторы экономического, социально-политического развития Китая при Сунской династии

Центром консолидации сил был г. Кайфын (будущая столица). В Кайфыне правила династия Поздняя Чжоу. Рядом мер, она усилила свое государство. Крестьянам предоставлялись льготы при заселении пустующих земель. В 955г. была проведена секуляризация имущества буддийских монастырей, монахи были превращены в податных крестьян, а из конфискованных статуй Будд отливали монеты. Проведена реорганизация войска.

Чай Жун осуществил завоевательные походы в междуречье рек Янцзы и Хуанхэ. Кампания против Ляо, но в ее разгаре Чай Жун умер. Армия провозгласила императором своего командующего Чжао Куан-инь. Он стал основателем династии Сунн (960-1279). Войско не испытывало особого желания воевать с киданями, поэтому кампания была свернута. Примерно за 20 лет Сунны объединили ядро бывшей империи Тан.

Время Сунов – время дальнейшего развития частного землевладения. Все земли делились на гуантянь (государственные земли: земли храмов, военных поселений, должностные, императорской фамилии) и линтянь (народные земли – частная земельная собственность, развивавшаяся за счет освоения целины). В рамках линтянь формируется крупное частное землевладение (чжуантянь), его владельцы бюрократия, купцы, богатые крестьяне. К 11в. 0 половина всей обрабатываемой земли была чжуантянь. Государство боролось с этим. В начале 20-х гг. был введен земельный максимум (30 цинов = 170 га). Был проведен обмер земель. Рос слой арендаторов. На частных землях налоги были меньше, чем на государственных, поэтому шел отток крестьян. Существовал 2-разовый поземельный налог (т.к. собирали 2 урожая) в натуральной или денежной форме. Злоупотребления при сборе налогов. Законы позволяли пересчитывать налоги при переводе их из одной формы в другую. Налогов стало больше. Был 5% зерновой налог на случай неурожая, подушная подать, казенные работы, чрезвычайные поборы. Раньше такой разветвленной системы налогообложения не было. Слой арендаторов (кэху) составлял до 40% с/х населения. Часто на арендаторов вешались казенные работы.

Сунское время – время интенсивной урбанизации Китая. Кайфын на рубеже 11-12вв. насчитывал 1,7 млн. жителей. По численности населения превосходил прежнюю столицу Танов, но был в 2 раза меньше ее. Город рос в высоту. Кварталы были уничтожены. Было 8 сянов – секторы со своими административными органами (включая полицию). Город много торговал, но огромных базаров уже не было. Торговля рассредоточилась по всему городу маленькими рыночками. Сунский город в отличие от Танского жил круглые сутки (в том числе рынки). Широко распространилась мелкая розничная продажа. Стало больше ханов, но их положение не изменилось (выступали как податная единица, цены им диктовало государство, старосту назначала государственная администрация).

Появились обменки в провинции Сычуань. Государство ввело на замену медным деньгам железные, чтобы предотвратить их уход за границу. Местные торговые объединения стали выпускать обменки – документ, которому соответствует определенная сумма денег. Это оказалось прибыльным делом. В 1024г. была введена монополия государства на обменки – рождение ассигнаций.

Быт был более свободен. Появляется ночная жизнь, мелкие ресторанчики. Город был благоустроен. В Кайфыне была противопожарная служба. Городская администрация занималась вопросами водоснабжения , санитарного состояния. Были подметальщики улиц. Имелся городской сток. Китайская столица была благоустроена чище современных ей европейских городов. В социальном плане город оставался подчиненным государству. Не было никаких элементов городского самоуправления, не было городского права.

Это время - золотой век китайской бюрократии. Это связано со стремлением новой династии учесть уроки Танов, которых погубили сепаратизм местных элит и крестьянская война. «Укрепление ствола и ослабление ветвей». Попытка максимального усиления полномочий центральной власти. Гражданские служащие составляли 80% все государственных служащих. Была окончательно сформирована экзаменационная система. Теперь она давала в несколько раз больше кандидатов на государственные посты, чем при танах. До 60% человек претендовавших на государственные должности, были выходцами из неслужилых сословий. Так Сунны стремились добиться стабилизации выстраиванием системы социальных лифтов для неслужилого сословия.

Сунское время – время оформление доминирующей идеологии неоконфуцианства (чжусианство от идеолога Чжу Си). Классическое конфуцианство – идеология, трактующая вопросы этики, истории, отчасти права, но не содержащая вопросов онтологии (теории бытия, души). Чжу Си многое позаимствовал из буддизма, кое-что из даосизма. Т.е. неоконфуцианство было синкретичной идеологией.

Власть была организована авторитарно. Провинциальные чиновники назначались из центра, подчинялись двору. Их деятельность контролировали специальные уполномоченные. Еще один вид контроля – цензура. Возникла тайная полиция, ее функции выполняла дворцовая гвардия. Государственный центральный аппарат совмещал регулярные и нерегулярные органы.

«Право отбрасывания тени» - практика зачисления родственников на государственные посты помимо экзаменационной системы. Некоторые проводят поэтому параллель между жэньши и западноевропейскими дворянами. Но право отбрасывания тени зависело только от ранга отца, а этот ранг присваивало государство. Дворяне Европы – люди, имеющие право служить. Жэньши – служащие. В Китае человек входит в элиту потому, что служит, он не может быть членом высшего сословия, если не служит. В Европе дворянин может не служить, но остается знатным. В Европе дворяне осознают себя как особую корпорацию с особыми интересами, которые должны быть защищены от притязаний извне. Н: Великая хартия вольности. В Китае у жэньши корпоративные интересы были, но идеи о том, что жэньши может противопоставить себя государству, нет. Они действуют от лица государства. Жэньши – поротое сословие, такое наказание не воспринималось как оскорбление.

Была упразднена должность военных губернаторов. При Танах армия в основном комплектовалась посредством рекрутских наборов. При Суннах армия была полностью наемной. Войска были рассредоточены по всей стране, наиболее боеспособная часть располагалась ближе к столице. В середине 11в. армия насчитывала более 4 млн. человек. Армия постоянно пополнялась за счет разорившихся крестьян. В армии платили. В 11в. до 5/6 государственных поступлений уходило на содержании армии. Армия была дорогой, большой и слабой. Она бездельничала. На высших военных постах находились административные лица. Их переводили с места на место, чтобы не пустили корней. Армия, как и бюрократическая система, была способом снижения социальной напряженности.

 

Движение за реформы в 11в. Реформы Ван Аньши

Слишком много было людей на содержании у государства. С 11в. постоянным явлением стал дефицит бюджета. Политические проблемы вылились в движение за реформы, которое объединило значительную часть конфуцианской бюрократии. Выдвигались различные проекты преобразований. В 11в. наряду с государственными школами появляются частные. Эти частные школы сыграли роль в этом движении. Академия в г. Интянь, один из преподавателей – Фан Чжун-Янь.

Критика принимала форму докладов. В ¼ 11в. вся власть была в руках первого министра Люй и-цзяня – основной объект критики. Он был уволен. Сторонники реформ заняли посты в административном аппарате. Их идеи: ограничение второстепенных занятий, проведение масштабных ирригационных работ, возвращение к рекрутской системе, сокращение численности чиновников, ограничение привилегий высокоранговых чиновников. Предлагалось изменить характер экзаменационной системы, учитывать реальные заслуги чиновника при продвижении по службе. Восстановить должностные земли.

Реализовать реформы не удалось. Фан Чжун-Янь был первым министром, потом ушел с поста. Императором стал молодой Чжао Сюй. Он урезал жалование чиновникам, сократил расходы на постройку гробницы отца (жесточайшее нарушение сяо, но у него не было денег). Стал приближать к себе сторонников реформ. Ван Аньши (1021-1086) стал первым министром. Он был из семьи чиновников. Время проведения реформ – 1069-1076гг. На реформы оказали влияние конфуцианство (реформы объяснялись необходимостью заботы о народе) и легизм (тотальная государственная регламентация). Реформы:

  1. Крестьянам предоставлялись ссуды «под зеленые побеги» (т.е. под залог урожая). Это действие имело 3 стороны:
    • Ссуды были под % (в казну придет больше денег)
    • Помощь крестьянам (сохранение налогоплательщиков)
    • Государство вытеснило частных ростовщиков (давление на второстепенные занятия)
  2. Замена трудовой повинности денежным налогом – попытка срочного пополнения государственной казны
  3. Перепись земель (выявление утаиваемых от государства земель)
  4. Вся торговля в Китае должна была вестись через специально созданные управления (фактически, государство стремилось монополизировать торговые операции)
  5. Попытки ввести рекрутский набор, чтобы понизить расходы на армию.

Ван Аньши дважды уходил в отставку. Реформы были свернуты. Идея новых реформ потерпели поражение. Ван Аньши воспринимал себя как хранителя традиций. Китаец ориентирован на прошлое. Конфуцианец не может не быть консерватором. Реформы Ван Аньши были направлены против новых социальных сил, интересов городского населения. Его реформы практически не затронули интересы крестьянства. Т.е. не было поддержки ни от горожан ни от крестьян. К тому же попытки реформировать бюрократию снискали себе оппозицию. Ван Аньши поддерживал лишь император, а реформы несли выгоду только казне. Китай шел к очередному социально-политическому кризису. Ни сторонники, ни противники реформ не были носителями программы, которая могла бы этот кризис предотвратить.

 

 

Китай накануне монгольского завоевания

В начале 12в. на границах империи появляется новая сила – чжурчжэни. Этот союз племен создал государство Цзинь, которое вступило в борьбу с киданями. Сунны вступили в союз с чжурджэнями, следуя тактике руками варваров подавлять самих варваров. В итоге киданьское государство Ляо было повержено. Но чжурджени после этого вторглись в Китай. Император угодил в плен. 1127г. – период Южной династии Сунн, столица – г. Харджоу. Чжурчжэни своей столицей сделали Пекин, происходила китаизация их государства. В 30-е гг. 12в. Сунны пытались отвоевать северные территории. В этой акции прославился Юэ Фэй – китайский национальный герой. При дворе возобладала идея переговоров (первый министр – Цинн Гуй). На самом деле у южносуннского государства не было сил для отвоевания северных территорий. Сунны заключают договор. Они то торгуют, то воюют друг с другом.

Таким Китай подошел к началу 13в., когда на его границе появились монголы.