Анализ произведения.

Задачи:

1) установление причинно-следственных связей в развитии сюжета;

2) выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступили и как это их характеризует);

3) раскрытие композиции произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);

4) анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев (что изобразил автор и как, почему выбрал те или иные факты) и т.п.

Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям. Части эти определяет учитель. Каждая часть читается вслух, другие дети следят за чтением по книге. Далее идёт разбор этой части по трём уровням: фактическому, идейному, уровню собственного отношения к читаемому. Ошибочным следует признать такой порядок работы, когда учитель сначала задаёт вопросы по всему тексту, выявляющие факты произведения, затем вопросы на подтекст и, наконец, вопросы на уяснение собственно отношения к читаемому. По каждой части должны быть заданы вопросы трёх уровней сразу после её прочтения.

Каковы же приёмы анализа?

1) Самый распространённый приём анализа – постановка вопросов к прочитанной части.

Например, Н. Носов «На горке».

Вопросы, обращающие детей к фактам произведения:

- Что ребята делали во дворе?

- Как об этом сказано в тексте? (целый день трудились).

- Прочитайте, что пришлось делать лопатами? (сгребать снег, сваливать его в кучу).

Вопросы на подтекст произведения:

- Зачем снег надо было сваливать в кучу?

- Как вы думаете, большая горка получилась? Почему?

Вопросы, помогающие выработать собственное отношение к фактам произведения:

- Как можно назвать работу, которую все вместе делают дружно?

- Тебе когда-нибудь приходилось вместе с друзьями участвовать в полезном деле?

2) Выборочное чтение – чтение части текста в соответствии с заданием.

3) Словесное рисование.

4) Ответы на вопросы своими словами, позволяющие развивать умение рассуждать по поводу прочитанного, оценивать действующих лиц, соотносить жизненные картины, изображенные автором с идеей произведения и т.д.

5) Постановка вопросов самими учащимися.

6) Составление плана произведения. Для более глубокого и сознательного понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает учащемуся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста.

Работа над планом развивает речь и мышление учащихся.

Существует несколько подходовк анализу литературного произведения:

1) стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Это, прежде всего, анализ использования автором языковых средств в художественно-организованной речи. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснить образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны.

В последнее время при стилистическом анализе чаще стали использовать приём стилистического эксперимента (лучше выбирать художественную прозу). Лектор приводит фрагмент урока.

2) Проблемный анализ – это анализ проблемных вопросов и ситуаций. Проблемные вопросы предполагают наличие противоречия и возможность альтернативных ответов. (Привести пример из рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»). Как автор относится к своему герою? (Могут прозвучать разные ответы). Таким образом, постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, этических проблем, затронутых писателем.

3) Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом и его элементов (эпизод, глава и т.д.). Начинать анализ лучше с кульминационной сцены. Большое значение для понимания содержания текста имеют начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка).

4) Анализ художественных образов. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, то есть нагрузку, которую он несёт в общей структуре произведения.

Основные направления работы над произведением обусловливаются тремя положениями:

1. Взаимосвязь навыка сознательного чтения и умений работать с текстом.

2. Взаимосвязанное рассмотрение содержания и изобразительных средств произведения.

3. Комплексное решение образовательных и познавательных задач обучения в процессе работы над произведением.

Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа (уточнение лексического значения слов). Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдения за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.

Лектор иллюстрирует теоретический материал видеозаписью (фрагмент урока – анализ текста).