Общие принципы управления

Лекция 1. Операционные понятия и изменения бизнес - среды

Информационный менеджмент

Курс лекций по дисциплине

Управление информацией – это управление информационными потоками и информационными ресурсами.

Информационный менеджмент – это процесс предоставления нужной информации в нужном виде и в нужное время.

Выделяют три вида информационного менеджмента: 1. Управление организацией. 2. Управление внутренней документацией (информацией внутри организации). 3. Управление публикациями.

Информационная система определяется как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, хранят и распределят информацию, используемую в процессе принятия решений, координации и управления в организации. Кроме поддержки принятия решений, координации и контроля информационная система может также помогать менеджерам и служащим анализировать проблемы, выявлять и рассматривать сложные объекты и создавать новые продукты.

Отмечая, что принципы управления являются гибкими, а не абсолютными, Файоль на основании своего опыта насчитал их четырнадцать. Их можно сформулировать следующим образом:

Разделение труда. Это специализация, которую экономисты считают необходимой для эффективного использования рабочей силы. Файоль применяет этот принцип ко всем видам труда, как управленческого, так и технического.

Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой и проистекает из нее. Он видит во власти сочетание официального (основанного на занимаемой администратором должности) и личностного («заключающего в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду прежней службы и пр.») факторов.

Дисциплина. Понимая дисциплину как «уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения», Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимы хорошие руководители на всех уровнях.

Единоначалие. Это означает, что сотрудники должны получать приказания только от одного начальника.

Единство руководства. В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельности, преследующих одну и ту же цель, должна иметь одного руководителя и один план. В отличие от четвертого принципа это положение относится в большей степени к организации «самого предприятия», чем к персоналу. (Файоль отнюдь не имел в виду, что все решения должны приниматься на высших уровнях.)

Подчинение индивидуальных интересов общим. Это понятно само собой; если окажется, что двое расходятся во мнениях, то администрация должна примирить их.

Вознаграждение. Вознаграждение и методы оплаты должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.

Централизация. Не прибегая к термину «централизация власти», Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший общий результат».

Скалярная цепь. Файоль представляет ее себе как «цепь начальников», от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно уходить без надобности, но которую следует сокращать, если слишком тщательное следование ей может нанести вред.

Порядок. Подразделяя его на «материальный» и «социальный», Файоль следует нехитрому изречению: «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем месте». Этот принцип применяется в основном при организации вещей и людей.

Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со стороны администраторов при общении с подчиненными.

Стабильность пребывания в должности. Файоль считал, что излишняя текучесть кадров представляет собой одновременно и причину, и следствие плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки.

Инициатива. Под инициативой понимается обдумывание и выполнение плана. Поскольку это «доставляет очень большое удовлетворение всякому мыслящему человеку», то Файоль призывает администраторов «поступиться личным тщеславием», с тем, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.

Корпоративный дух. Имеется в виду принцип «в единении - сила», и в то же время это дальнейшее развитие принципа единоначалия, причем подчеркивается необходимость взаимодействия и важность связи для его поддержания.

Завершая рассмотрение этих принципов, Файоль указывает, что он не стремился дать исчерпывающее их изложение, а пытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять, поскольку хоть какая-то кодификация принципов представляется необходимой во всяком деле.