Правовые способы окончания войны

Военные действия чаще всего прекращаются двумя путями: перемирием и капитуляцией. Перемирие – это практическая реализация договоренности между воюющими сторонами о прекращении военных действий. Перемирие бывает общим и местным.

В результате общего перемирия военные действия прекращаются на всем театре войны. Такое перемирие заключается от имени государственных органов. Примером является Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г. Общее перемирие считается бессрочным и не может быть нарушено. В противном случае такое нарушение расценивается как акт агрессии.

Местное перемирие приостанавливает ведение военных действий на ограниченном участке театра войны. Оно устанавливается для решения частных задач: направления парламентеров, погребения умерших, доставления раненных с поля боя и т.д. Обычно местное перемирие устанавливается также по договоренности между воюющими, но может применяться и в одностороннем порядке.

Другой формой прекращения военных действий является капитуляция. Под ней понимается прекращение сопротивления вооруженных сил или их части одной из воюющих сторон. Одной из разновидностей капитуляции является безоговорочная капитуляция. Именно так капитулировали Германия и Япония в 1945 г.

В результате перемирия или капитуляции лишь прекращаются военные действия. Однако состояние войны между государствами сохраняется. Оно может быть прекращено в результате заключения мирного договора. Содержание мирного договора охватывает широкий круг вопросов, в том числе: юридическое оформление прекращения состояния войны; ответственность военных преступников; разграничение территориальных пространств; возмещение причиненного агрессором ущерба. После второй мировой войны СССР подписал мирные договоры с рядом государств, союзниками Германии. Однако с Германией и Японией мирные договоры подписаны не были. С Германией состояние войны было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., а с Японией – совместной советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г.

Вопрос о подписании мирного договора с Германией давно снят с повестки дня. А вот с Японией такой договор вырабатывается, и конца этому процессу не видно. «Камень преткновения» здесь – проблема принадлежности Курильских островов, которую решить России и Японии никак не удается.

4. Международно-правовая защита жертв войны

К жертвам войны международное гуманитарное право относит: раненых; больных; потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; военнопленных; гражданское население.

Правовой статус раненых и больных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие «раненые» и «больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя: посягать на жизнь и физическую неприкосновенность; брать в заложники; посягать на человеческое достоинство; без судебного решения осуждать и применять наказание. Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой, на них нельзя совершать нападение. Попавшие во власть неприятеля раненные и больные воюющей армии считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.

Правовой статус военнопленных определен соответствующей Конвенцией 1949 г. К этой категории лиц относятся попавшие в плен воюющие, т.е. комбатанты. Они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Необходимо уважать их личность и честь. Нельзя совершать действия, которые могут привести к смерти военнопленного, а также угрожать его здоровью. Запрещается дискриминация военнопленного вследствие его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти требования относятся и к участникам вооруженного конфликта немеждународного характера. Как только прекращаются военные действия, военнопленные должны быть освобождены, если они не привлекаются к уголовной ответственности за военные преступления.

Правовой статус гражданского населения регулируется соответствующей Конвенцией 1949 г. При этом защита гражданского населения осуществляется в обоих видах вооруженных конфликтов – международного и немеждународного характера. Гражданскому населению необходимо предоставлять права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений. Нормы гуманитарного права направлены на смягчение страданий гражданского населения, вызванного войной. Дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не должны быть предоставлены самим себе. При всех обстоятельствах необходимо обеспечить их содержание и воспитание. Нельзя применять к гражданскому населению любые меры физического или морального воздействия в целях получения от них каких-либо сведений.

На занятой территории оккупационные власти должны наладить общественный порядок и общественную жизнь, уважать законы, семейные права и религиозные убеждения, существующие в стране. Оккупирующее государство обеспечивает снабжение населения продовольствием и медикаментами. Ни в коем случае нельзя совершать угон, а также депортацию гражданского населения на территорию оккупирующего или любого другого государства. В целях безопасности население может быть перемещено в глубь оккупированной территории, а затем по окончании военных действий возвращено обратно.

На оккупированной территории запрещается: уничтожать движимое и недвижимое имущества, которое является собственностью неприятельского государства и его частных лиц; изменять статус должностных лиц или судей, а также применять к ним различные санкции; проводить мероприятия с целью вызвать безработицу, чтобы гражданское население шло работать на оккупирующую державу.