Средние века.
В соответствии с общепринятой периодизацией, средние века охватывают значительный период истории человечества, начиная с нашествия варваров на западные территории Римской Империи (IV - X в.в.), заканчивая эпохой великих географических открытий (XIV - конец XV в.в.), включая классическое средневековье, характерное расцветом феодальных отношений (X – XIII в.в.).
Для раннего средневековья характерно сведение экономики к натуральному хозяйству, политики – к власти военных диктатур, культуры – к безраздельному господству религиозной идеологии. Рост многочисленных замкнутых в себе изолированных феодальных образований,- герцогства, княжества, мелкие королевства,- отразился и на специфике информации и средств коммуникаций. Нельзя утверждать, что происходил абсолютный информационный регресс и превалировал информационный вакуум, но и, характерного для смены исторических эпох, «скачка» в сфере коммуникаций не было. Во всяком случае, период раннего средневековья именно этим и характерен. Определенный прогресс наметился лишь в период, так называемого, классического средневековья, когда наряду с натуральным хозяйством происходит развитие ремесел, что приводит к росту городов в Западной Европе, в том числе вольных городов-государств, экономические связи которых способствовали прогрессу в коммуникациях, сопровождающих обмен или продажу различных товаров и сырья.
С точки зрения развития коммуникаций важным фактором явилось возникновение цеховых организаций (Парижский цех свечников – 1061 г.), которые к концу XII века были распространены повсеместно. Учитывая развитие средств внутрикорпоративных коммуникаций необходимо (справедливости ради) отметить, что влияние цеховых организаций в целом негативно отразилось на развитии коммуникаций. Этот вывод основан на том основании, что главной целью цехов было устранение конкурентов. Цеховые организации находились под защитой городских властей, что и делало конкуренцию «из вне» невозможной не только из экономических, скорее – из политических соображений. Остановимся чуть более подробно на коммуникативном противоречивом феномене цеховых организаций средневековья.
Рассматривая развитие своеобразных коммуникаций, характерных для цеховых объединений ремесленников, следует упомянуть интересный факт. Дело в том, что позже в европейскую культуру влилось неоднозначное явление под названием «масоны» или «масонство». Закрытые тайные духовные общества и братства, часто объединяющие представителей интеллектуальной и правящей элиты Европы, скопировали и развили принципы, на которых было построено коммуникативное пространство цехов, мистифицировав ремесленные традиции и атрибуты в своеобразную систему тайных знаков и символов. Эти знаки и символы, а также сценарии закрытых масонских действ, иерархия масонских лож и организаций представляют собой очень глубокий и интересный пласт европейской культуры, который сегодня, к сожалению, трактуется и комментируется поверхностно и (по-дилетантски) обобщенно. Само слово free-mason
(или франкмасон) – «свободный каменщик» - пришло из английского в другие языки уже после того, как потеряло в Англии свой первоначальный смысл. Сохранившиеся документы позволяют считать предтечей современных франкмасонов настоящих каменщиков, а слово «свободный» имело первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение.
Уже в XIV веке цехи каменщиков называются масонскими или франкмасонскими. История старых организаций каменщиков тесно связана с общей историей средневековых ремесленных гильдий и братств. В каменщиках видели единственную в своем роде категорию рабочих, выделявшуюся в этот период своим уровнем культуры, связями с цивилизованными странами Востока, знанием истории античного мира.
Поводом к развитию неких почти фантастических гипотез послужили старые легенды строительного ремесла. Распространение готического стиля «обросло» попутными более новыми легендами и мифами. Одна из них гласит о могущественном союзе строителей, представители которого разъезжают по Европе со специальными полномочиями от папы и воздвигают дворцы и храмы по принципам тайной архитектурной науки, истоки которой братство нашло на Востоке. Появление первых ремесленных гильдий относится к началу XII века (Англия), но документальные указания на гильдии каменщиков встречаются не ранее последних десятилетий XIV века. Цехи владели собственными домами и богадельнями. Из среды ремесленных братств выдвинулись будущие фабриканты, богатые предприниматели-мастера. Члены почетных цехов носили мундиры-ливреи и составляли городскую аристократию «ливрейщиков», которые участвовали в выборах парламента и муниципалитетов. Из уставов артелей и цехов видно, что работы артели производились в крытом помещении, так называемой «ложе». За порядком работы и поведением рабочих следил старший мастер – магистр (Magister Cementarius или Magister Mason – у строителей). Высший надзор оставался в руках представителей капитула – супервизора. Вступая в артель, рабочие приносили присягу «над книгой» (устав артели или цеха). В XV веке ложей называли уже не только мастерскую артели, но и саму артель.
Из кругов духовенства, руководящего церковным строительством, вышла и стихотворная история масонов (Masonic Poem), два древнейших списка которой, входящие в состав «конституции масонов», относятся к концу XIV – началу XV веков. Поэма рассказывает о строителе вавилонской башни Немроде, об Аврааме, познавшем «7 искусств» и обучившего строительству Эвклида, о переходе познаний от Эвклида к египтянам и евреям, о двух колоннах храма Соломона, запечатлевших в камне некую древнюю вселенскую мудрость.
Кроме сугубо цеховых организаций, ремесленники объединялись и в более тесные союзы или братства взаимопомощи, носившие церковно-религиозный характер. Культ святого, патрона цеха, заботы о загробной жизни умерших братьев играли в деятельности этих союзов главную роль, но наряду с этим преследовали и другую цель – взаимную помощь при путешествиях. При помощи цеховых паролей и знаков представитель цеха мог найти своих «коллег» в любом крупном городе Европы и получал все необходимое для своего пребывания в этом городе или государстве. Поскольку внедрение цеховых союзов и крупнейших ремесленных артелей в политическую жизнь государств повлекло и периоды гонений и преследований, система тайных знаков, символов и паролей сыграла значительную роль в сохранении цехов во времена политической и социальной нестабильности, характерных для европейского средневековья.
Несложно догадаться, что такой «массив» организационных методов ремесленных организаций, богатейший пласт различных содержаний коммуникаций, - все это способствовало разработке специфических визуальных форм. Гербы и флаги средневековых цехов, колористика и знаковые формы одежды ремесленных братств, цеховые печати и клейма – до сегодняшнего дня широко используются (конечно же, в адаптированном виде) в дизайне товарных знаков и торговых марок, отражая преемственность графической культуры и обогащая современное визуальное пространство традициями и поэтикой Старого Света.
В экономическом аспекте наиболее важен тот факт, что для цеховых организаций была характерна корпоративная ответственность за качество товара. Все ремесленники, входящие в цех, должны были иметь один и тот же цеховой знак, обязаны были ставить на свои изделия одно клеймо. Цех имел единый герб и цеховое знамя. Можно говорить о том, что уже тогда начали формироваться широко распространенные сегодня элементы корпоративного фирменного стиля. В дальнейшем, по мере насыщения рынка и усиления внутрицеховой конкуренции, ремесленники к корпоративным знакам добавляли индивидуальные детали, меняли их величину и форму. Говоря современным языком – появлялись графические трансформации базовых корпоративных символов и знаков.
Достаточно быстрое развитие форм и методов передачи коммерческой информации привело средневековые муниципалитеты к необходимости жестко регламентировать информационную деятельность. Такая жесткая регламентация отразилась, прежде всего, на профессии глашатаев. С другой стороны,- зачастую купцам и ремесленникам запрещалось самим выкрикивать рекламные лозунги и тексты. Вот одно и многочисленных распоряжений городских властей этого периода (Англия): «Если кто нуждается в продаже чего-либо, он должен оповестить об этом глашатая, который утвержден графским наместником … Никто не имеет права рекламировать что-либо своим криком. Если кто так поступит, наместник имеет право привлечь его к суду и штрафу. Во второй раз у него может быть отобрано все имущество».
Как ни парадоксально, но такое (и множество подобных) распоряжение представляет собой редкий исторический пример, когда административные методы способствовали развитию рекламы, а точнее – цивилизованных форм рекламной деятельности. В дальнейшем глашатаи уже физически не могли в полной мере обеспечить распространение информации. Росли города, росли масштабы и география распространения товара и информации о нем. В этих случаях широко использовались «летучие листки» с написанными от руки текстами рекламного и политического характера.
Особая роль в развитии коммуникаций по праву принадлежит купцам средневековья, которые действовали как самостоятельно, так и в статусе представителей купеческих союзов и гильдий. Наиболее известный «Ганзейский Союз», объединивший купцов городов Балтики и действовавший на всех морских торговых путях того времени. В начале специализацией купеческой торговли были драгоценности, меха, пряности и дорогие ткани, т.е. своеобразный «эксклюзив» для господствующих классов. Позже ассортимент товаров значительно расширился, что дало новый толчок к развитию ярмарок в крупнейших городах Европы, точнее – вблизи крупнейших городов, поскольку ярмарки уже попросту не помещались на торговых площадях городов. Наиболее известные – Сен-Дени по Парижем, Стаубридж вблизи Кембриджа, Познань, Краков, Милан, Лейпциг, Пешт. Интересен факт распространения ярмарочной символики виноделов и пивоваров в Англии. Изначально факт связан с периодом продвижения римских легионов по землям Британского острова и завоеванием земель современной Великобритании. Среди знаков, которые активно использовались римлянами (taberna), было изображение куста или плюща. Когда на табличке-таберне появлялся этот знак, все в округе знали, что доставлена новая партия вина. До сей поры, англичане используют пословицу «Доброму вину не нужен куст» - хороший товар в рекламе не нуждается. Позже изображение куста и виноградных гроздьев перекочевало и в дорожные указатели: «На вывесках дорожных я вижу враз, где эль; а в гроздьях винограда – где ждет нас винный хмель» («Прогулка Бедного Робина»).
В современной Англии существует более 70 000 пабов и большинство из них сохраняет именно эти древние традиции в своей наружной рекламе. Кроме этого вывески пабов несут в себе традиции времен Ричарда II, издавшего в 1393 году закон, в котором говорилось, что «каждый привозящий в город эль с целью его продажи, должен вывесить знак; в противном случае эль будет изъят». Этот закон был издан в помощь «пробователям эля» - специально утвержденным дегустаторам, которые проводили тестирование привозимых продуктов на «пригодность для человеческого тела». Послушные этому закону владельцы торговых предприятий, гостиниц и постоялых дворов помещали в своих вывесках белое сердце из герба Ричарда II. Часто использовались символы и из чужих гербов, естественно, с разрешения владельца. Кроме того, в знаковых формах широко использовались символы, напоминающие об исторических событиях, символы морской или религиозной тематики.
Гостиницы упоминались по тем изображениям, которые были на вывесках, со временем переходя в официальные названия. Например: «Ангел», «Улей», Голова священника», «Голова кабана», «Скрещенные ключи», Слон и Замок», «Перья», «Глобус», «Королевский герб», «Ягненок и флаг», «Свинья и свисток», «Красный лев», «Роза и корона». Позже увлечение оформлением вывесок приняло угрожающий размах, что привело к необходимости издания нескольких законов, ограничивающих размеры вывесок. В 1712 году большая вывеска на Флит-стрит в Лондоне сорвалась, разрушила стену паба и угробила двух женщин, сапожника и королевского (!) ювелира.
Многие торговцы помещали над дверью объемные трехмерные знаки: перчатки, шляпы, очки (иногда с нарисованными глазами), замок и ключ и т.д. Были и исключения из правила «что висит, то и внутри» - черная деревянная кукла, одетая в белое платье «тряпки и кости». Достаточно часто этот знак использовали нелегальные ростовщики. Легальные ростовщики обозначали свои конторы тремя золотыми шарами. Этот знак используется и поныне, и как полагают, появился из герба семейства Медичи, которые правили Флоренцией в XV-XVI веках. Согласно легенде, семейство закрепило этот знак в своем гербе в честь Аверардо Медичи, который в битве с Карлом Великим сразил гиганта, вооруженного булавой с тремя шарами. Это изображение появилось в Англии в начале XIV века, когда банкиры и ювелиры из Ломбардии переселились в Лондон, чтобы занять место, ранее принадлежавшее еврейским финансистам и ростовщикам, изгнанных из Лондона по подозрению в антигосударственном заговоре. На вывесках некоторых банков на Ломбард-стрит (банковский центр лондонского Сити) до сих пор знаки представлены в старой манере средневековья. Наиболее известные: скачущая лошадь «Ллойдс Банка» и черный орел «Банка Беркли».
Другим старинным знаком, дошедшим до наших дней, является шест парикмахера. Шест разрисован красными и белыми спиральными полосами. Возник еще в то время, когда средневековые цирюльники выполняли еще и хирургические операции – пускали кровь. Чтобы вена набухла, и кровь после надреза вены выходила быстрее, пациента просили крепко сжать палку. Со временем такие шесты приобрели символический смысл. Позолоченный наконечник напоминает о латунной посуде, в которой размещалась пена для бритья и в которую собирали кровь.
Особое значение исследователи уделяют купеческим знакам – личным отметкам, которые ставили с начала XIII века до конца XVI века европейские торговцы и коммерсанты. Предшественники товарных знаков, они указывали торговца и служили гарантией, что товары, которые он продает, соответствуют одному качеству. По мнению большинства специалистов, подобные отметки появились на Балтике и в низовьях Рейна и поначалу состояли из букв рунического письма. Как правило, знаки содержали инициалы или зашифрованное имя купца. Достаточно часто в центре знака располагалась вертикальная линия, базовые элементы находились сверху и снизу, вспомогательные элементы – по сторонам или пересекали вертикальные. Очень часто использовались кресты самых разнообразных форм. Часто встречается перевернутая цифра «4» - происхождение и толкование этого символа до сих пор точно не известно.
Поначалу нехитрые, но со временем более сложные и замысловатые знаки рисовались краской, процарапывались на самих товарах или наносились на мешки, в которых товары транспортировались. История сохранила показательный факт: в 1332 году три испанских купца, предъявив свои знаки, получили обратно упаковки с воском, выброшенные морем на берега Фландрии после кораблекрушения. Английский закон от 1353 года предусматривал, что «владелец может получить обратно утраченные товары, предъявив знаки, которые соответствуют знакам на товарах».
К концу XVI века купеческими знаками пользоваться перестали, поскольку торговлю взяло в свои руки несколько крупнейших торговых домов, которые имели специальные таблички со своими знаками. Купеческие знаки в настоящее время можно видеть только на зданиях бывших когда-то собственностью купцов, и на их могилах. В тех случаях, когда купца удостаивали герба, знак ставился на щите.
Самый большой прорыв в процессе формирования и развития коммуникаций всего средневековья связан с величайшим изобретением Иоганна Гутенберга (1400-1468) – изобретением технологии печати и первого печатного станка. Использование печатного станка революционным образом способствовало развитию системы просвещения и культуры того времени. Оно же легло в фундамент формирования системы средств массовой информации и коммуникации. Типографии стремительно возникают практически во всех странах Европы: Италия – 1465 г., Швейцария – 1468 г., Франция – 1470 г., Бельгия – 1478 г, Англия – 1476 г., Австрия – 1482 г..
Рекламу, как сферу коммуникаций, сферу человеческой деятельности, изобретение Гуттенберга коснулось самым непосредственным образом. Книгопечатание стало важнейшим стимулом формирования нового средства коммуникаций – печатной рекламы. С другой стороны – издательское дело с первых дней своего существования само нуждалось в рекламных услугах. Первое печатное объявление разработано типографом из Страсбурга Эггенштейном в 1466 году. В 1472 году английский печатник Уильям Кэкстон в целях стимулирования сбыта молитвенников разработал печатное рекламное объявление, которое наклеивал на дверях церквей, зданиях гостиниц, у входа в университет.
С расширением ассортимента печатной продукции появляются перечни книг с краткими отзывами-аннотациями об их содержании. Таким образом, можно говорить о появлении первых специальных рекламных изданий – товарных каталогах. Первый печатный плакат также связан с книготорговлей. Его напечатал издатель Бартольд в 1482 году. Плакат призывал покупать новое издание «Математики» Эвклида. До наших дней дошел плакат, напечатанный типографом из Антверпена Жераром Лином в 1491 году. Он рекламировал изданную в той же типографии книгу «Прекрасная Мелузина».
Достаточно быстро книгопечатники столкнулись с необходимость идентифицировать свои издания, совершенно естественным было обращение к лаконичным знаковым формам, которые и стали знаками печатников. Учитывая высокий художественный уровень работ печатников-гравировщиков, знаки для книг не только зрительно значительно обогащали само издание, но и способствовали становлению нового качества визуальной культуры в знаках и символах того периода.
Самым известным знаком является «двойной щит» соратников Иоганна Гутенберга – Иоганна Фуста и Петера Шёфера. Знак появился на печатных изданиях в 1462 году. Первый английский печатник (уже упоминавшийся) Уильям Кэкстон создал свой знак на основе своих инициалов. В замысловатой шрифтовой форме увязаны инициалы печатника и две даты (47 и 74), которые связаны со значительными событиями в биографии печатника. Достаточно часто (как и в купеческих знаках) в знаках печатников встречаются крест и круг. Показателен в этом отношении знак венецианского печатника Дионисия Берточи (конец XV века), в котором используется «папский крест» с двумя горизонтальными перекладинами. Примерно через 400 лет этот знак обрел вторую жизнь и нового хозяина в лице владельца «Нэшенел Бискуит Компании» (торговая марка Nabisco) Адольфуса Грина. К использованию этот знак принят в 1900 году.
Также популярны были знаки в форме ребусов. Эндрю Миллар из Эдинбурга использовал в знаке изображение мельницы (mill – мельница), лондонский печатник Джон Дэй обозначал свою продукцию восходящим солнцем и надписью «Вставай, день идет» (day – день). Одним из самых известных знаков печатников был и остается дельфин с якорем, использовавшийся венецианским печатником и ученым Альдом (Альдусом) Мануцием для своей типографии, основанной в 1490 году. Знак включал девиз, популярный во времена Возрождения: «Festina Lente» - «поспешай медленно».
Рассматривая вопрос исторического развития знаковых форм в визуальных коммуникациях, необходимо заметить, что и в этой сфере, по мере распространения этих коммуникативных объектов, вводилась практика административного регулирования использования знаков. Наибольшее административное воздействие испытали товарные знаки. Самая ранняя запись относится к 1266 году (правление Генриха III) – согласно распоряжению монарха хлебопеки были обязаны ставить клеймо на свои изделия. С 1373 года клеймо обязали ставить и изготовителей бутылок. Пройдя период средневековья, последующие исторические периоды, - к концу XIX века знаки представляли собой пеструю коллекцию от самых простых (только с именем или простым рисунком) до вычурных с большим количеством текса. В частности, средневековая традиция использовать в качестве знака собственную фамилию дошла до наших дней. Например, собственный росчерк Артура Гиннеса используется как торговая марка пива «Гиннес Экстра Стаут» с 1759 года.
Бытует мнение, что на территории Восточной Европы, на землях русских государств и княжеств развитие коммуникаций во всех возможных способах и формах значительно отставало от темпов информационной эволюции Западной Европы. Позволю себе такому утверждению категорически возразить. Эволюция визуальных коммуникаций независимо от желания каких-либо конкретных правителей развивается в своем ритме, отражаю специфику развития экономики и национальную ментальность.
Вплоть до начала XVIII века в городах и весях Руси преобладали устные (вербальные) коммуникации как единственный способ передачи информации. Это в значительной степени отражало самодостаточность хозяйствования народов Руси на землях, имеющих богатейшие сырьевые ресурсы и обеспечивающих какое-либо производство всем необходимым. В связи с этим в выходе в поисках сырья на международные рынки особой необходимости не было. Осуществлялась активная торговля уже готовыми изделиями с государствами, как Востока, так и Запада.
Во времена Киевской Руси (X-XI вв.) купцы прибегали к услугам глашатаев-зазывал, которые были обеспечены работой вплоть до XIX века. Их мастерство было настолько высоким и профессиональным, что вошло в часть художественного фольклора. Специалисты классифицировали формы вербальных коммерческих коммуникаций в своеобразных терминах: заклички, поговорки, речитативные многострофные уговоры и т.д. Зазывалы работали не только голосовыми связками, но и руками, насильно затаскивая прохожих в лавки. Достаточно часто российские торговцы брали на себя совмещенные функции и торговцев и зазывал, что в современной терминологии может именоваться как «прямой маркетинг». Значительную роль в распространении визуальных коммуникаций в последующие периоды сыграли традиции народных картинок-лубков, на которых чаще всего изображались сценки религиозной тематики. Картинки-лубки имели и развлекательный и политико-идеологический характер. При Петре I проводилась широкомасштабная популяризация табака. На лубках, использовавшихся в «табачной кампании» изображались группы людей, нюхающих табак, вид этих людей выражал полное удовлетворение. Лубочные картинки сопровождались текстом «Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет, и глаза наши исцеляет».
Подведем очередные итоги вышеизложенного раздела.
1. Вследствие сложившейся ситуации в экономике, политике и культурной жизни раннего средневековья коммуникации ограничиваются пределами феодальных владений или имеют внутрикорпоративный характер.
2. Основную роль в процессе установления связей с потребителем играют вербальные коммуникации и персональная продажа.
3. Большое значение в становлении коммерческих коммуникаций между различными регионами и государствами имеют ярмарки и развитие купеческих союзов и гильдий.
4. Развитие экономических и общественных отношений в период позднего средневековья предопределяют возникновение прообразов современных средств массовой информации.
5. Изобретение печатного станка и развитие печатных технологий формирует предпосылки для количественного и качественного развития визуальных коммуникаций и рекламы.
……………………………………………………………………………………………………...
Вопросы для самопроверки и контроля знаний:
- Каковы особенности символизма Древнего Египта? Приведите примеры.
- Какие факторы повлияли на развитие вербальных коммуникаций?
- Приведите примеры развития изобразительных (визуальных) способов фиксации и передачи информации.
- Приведите примеры использования средовых объектов информации в период античности.
- Какое значение имели цеховые организации эпохи средневековья в аспекте эволюции визуальных коммуникаций?
- Приведите примеры административного регулирования использования объектов визуальных коммуникаций в период средневековья.
ИЛЛЮСТРАЦИИ:
001 – Древний Египет. Фрагмент из «Книги мертвых».
002 – Египетские иероглифы.
003 – Картуш Тутанхамона-Небхепрура с изображением скарабея и солнечного диска.
004 – Защитный знак «Крылатое Солнце» (над воротами храмов и навершия памятников).
005 – Символическое изображение объединения Верхнего (тростник) и Нижнего (папирус) Египетских Царств.
006 – Слева направо: Ра, Атум, Хепри – дневное, вечернее и утреннее Солнце.
007 – Триада Мемфиса. Справа налево: Пта, Сахмет, Нефертем.
008 – Клеймо царских керамических мастерских на фрагменте боспорской черепицы. Пантикапей, III в. до н.э.
009-015 – Древняя Греция. Античные амфорные клейма.
Из дипломной работы П. Билецкого, рук. Крыжановский В.Н., Херсонское отделение кафедры дизайна ГАРККиИ.
016 – Каменная плита – вывеска древнегреческого толкователя снов. Мемфис, III в. до н.э.
017 – Золотой древнегерманский ритуальный рог с рунической надписью «Я, Хлегеваст, сын Холтеса, сделал рог». Сев. Шлезвиг, IV в. н.э.
018 – Древнеримский каменный столб – милиарий. I в. до н.э.
019 – Помпеи. Граффити с объявлением о боях гладиаторов.
020 – Римская Империя. Знак на плафоне терракотовой масляной лампы.
021 – Немецкие купеческие знаки. XV-XVI вв.
022 – Средневековая вывеска на купеческой лавке.
Миниатюра из Большой Гейдельбергской рукописи, XVI в.
023 – Средневековый лондонский глашатай.
Гербы ремесленных цехов Праги. XIV-XV вв.:
024 – портных;
025 – седельщиков;
026 – бочаров;
027 – плотников.
028 – Средневековая гербовая грамота цеха свечников Лондона. 1463 г.
029 – Традиционная процессия в Сьене (Испания), представляющая членов городских гильдий, когда участники надевают средневековые костюмы.
030 - Флоренция. Гербы: 1 – солеваров; 2 – членов Коммерческого суда; 3 – чиновников monte commune (государственного долга).
031 – Во время процессии в Брюгге (Бельгия) гильдии по-прежнему демонстрируют свои гербы.
032 – Купеческий знак. XIV в.
033 – Купеческий знак. Бартоломью Тут. 1470.
034 – Знаки-вывески оптика, пекаря, слесаря по замкам, ростовщика.
035 – Иоганн Гутенберг. С гравюры XVII века.
036 – Печатный станок Иоганна Гутенберга. Реконструкция.
037 – Знак печатника Уильяма Кэкстона. Англия, Вестминстер, 1475.
038 – Знак печатника Дионисия Берточи. Венеция, конец XV века.
039 – Знак печатника Альда Мануция. Около 1500 г.
040 – Колофон Латинской Библии с издательским знаком И. Фуста и П. Шефера.
Майнц, 1462.
041 – Издательский знак Ш. Феоля. Краков, 1491.
042 – Издательская марка Оксфордского университета. XVI в.
043 – Издательский знак Иржи Мелантриха. Прага, 1568.
044 – Издательский знак Ивана Федорова. Львов, 1574.
045 – Знак торговца шелком. Франция, вторая половина XVIII в.
046 – Образцы ранних товарных знаков и клейм.