ПОНЯТИЯ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ.

Классификация методов научного познания.

 

Понятие метод (от греч. «методос»- путь к чему- либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.

Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия, для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Представители Нового времени считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII в.

Ф.Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ того же времени

Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом,- писал он, - я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых … без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов – методология (учение о методах). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологий является изучения происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Всеобщих методов истории познания известно два; диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые

используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), некоторые (н/р моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках какой–то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными.

Каждая частная наука (биология, химия, геология, и т.д.) имеет свои специфические методы исследования.