Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

ЛЕКЦИИ

Методы сбора социологической информации

Наблюдение. По степени формализо-ванности различают неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В зависимости от того, является ли наблюдатель участником наблюдаемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение.

Если наблюдение проводится вне научного учреждения, оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.

Работа с документальными источниками. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы. По источнику информации документы разделяют на первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (составляются на базе первичных документов).

Контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.

Опросы: интервью и анкетные опросы Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью: 1) свободное – беседа без строгой детализации вопросов; 2) формализованное – предполагает детальную разработку плана беседы; 3) фокусированное (клиническое) – выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе все варианты ответов предусмотрены заранее.

 

Оглавление

ОТ АВТОРА

Лекция первая.ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ

Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА

Лекция четвертая. СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА

Лекция пятая. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: СОЦИАЛ-ДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА

Лекция шестая. СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Лекция седьмая. СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

Лекция пятая (окончание). БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ОТ АВТОРА

В этой книге представлены лишь избранные страницы, некоторые этапы истории социологической мысли. Вместе с тем в книге присутствует единая точка зрения, основанная на некоторых общих принципах. Автор стремится рассматривать историю социологии как процесс становления, развития и реализации определенных признаков, образующих специфическую область знания. Анализ этих признаков: онтологических, эпистемологических, этических и институционально-организационных, – позволяет надеяться, что речь в данном случае идет об истории именно социологии. Даже прослеживая внешние по отношению к социологии влияния (значение которых очень велико), автор стремится не смешивать эти влияния с собственно познавательными процессами.

Итак, в книге представлено неполное, но и не хаотическое видение истории социологии. Это систематическое рассмотрение нескольких ее важных этапов. Такой взгляд, основанный на применяемых в данном случае принципах, позволит в дальнейшем рассматривать и другие этапы, присоединяя новые главы истории социологии к уже написанным. Это подобно тому, как в детском конструкторе присоединяются новые детали, с той лишь разницей, что детали эти еще предстоит изготовить. Таким образом, настоящая книга представляет собой проект истории социологии, отчасти реализованный, отчасти являющийся средством своей собственной реализации. Впрочем, внутри единого замысла, каким бы он ни был, разнообразие рассматриваемых социологических воззрений требует разнообразия подходов к ним и будет требовать его и в дальнейшем.

Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком.

Квинтилиан

Содержание