Зарождение и развитие истории экономики как науки. Этапы и методы историко-экономической науки

История экономики – наука междисциплинарная. Она возникла на стыке исторических и экономических наук. Первые произведения, посвященные отдельным сторонам развития экономики, появились в эпоху позднего Средневековья. Так, в 1514 г. во Франции был издан «Трактат об ассе» (асса – древнеримская монета) Гильома Бюде. В XVI–XVIII вв., когда в Европе происходили буржуазные революции, особую важность приобрели вопросы истории финансов, торговли, сельскохозяйственного, ремесленного производства и промышленной деятельности, что стимулировало развитие историко-экономической исследований и способствовало формированию истории экономики.

Вопросы экономической истории разрабатывались в экономико-статистических произведениях Уильяма Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662), в многочисленных трудах французских авторов XVIII в. Историко-экономические описания присутствуют в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) Адама Смита. В XVIII в. в разных странах были проведены специальные исследования по истории экономики и хозяйственного быта. Таким образом, XVIII век признают временем зарождения экономической истории как науки. С наступлением капитализма исследования историко-экономического направления стали более регулярными и основательными. А уже в середине XIX в. эта наука сформировалась в самостоятельную отрасль знаний.

Французский историк Фюстель де Куланж был одним из зачинателей научного подхода к изучению экономической истории Западной Европы, однако и он не избежал некоторых ошибок, свойственных начальным этапам развития науки. В своих работах по генезису феодальных отношений («История общественного строя древней Франции» и др.) он доказывал, что их формирование было результатом постепенного преобразования римских учреждений, доставшихся в наследство варварам, завоевавшим в V веку Западную Европу. Однако в более поздних исследованиях было доказано, что наследие Рима скорее явилось благоприятной почвой для социального структурирования германских племен, чем основным фактором зарождения европейского феодализма. Немаловажной заслугой именитого француза было его обращение к архивным документам, как важному историческому источнику. Благодаря этому он одним из первых начал анализ аграрной истории европейского средневековья.

Утверждение экономической истории как самостоятельной науки имело следствием включение ее преподавания в высшей школе разных стран. Так, в 1881–1882 гг. А. Тойнби в Оксфорде был прочитан лекционный курс по экономической истории. В этом же году в Базельском университете прочитал лекции по этой дисциплине К. Бюхер. В России впервые курс по экономической истории был прочитан В.Ф. Левитским в 1885–1886 г. в Ярославле в Демидовском юридическом лицее. В 1889 г. М.М. Ковалевский выступил с лекциями по экономической истории в Брюссельском университете.

На рубеже XIX–XX вв. экономическая история заняла одно из основных мест в учебных планах университетов европейских стран. В Лондонском университете в 1895 г. была создана школа экономики и политической науки с приданием ей статуса специализированного колледжа. Первая кафедра экономической истории была создана в начале ХХ в. У. Эшли в Гарвардском университете США, а в 1910 г. такую же кафедру открыли в Манчестерском университете.

Экономическая история изучается во Франции (Париж, Институт экономической и социальной истории), в Италии, Швеции и других странах. В настоящее время на Западе экономическая история – обязательная дисциплина учебного плана экономического, политического, юридического и исторического образования.

В конце XIX – начале XX вв. развитию историко-экономического направления в экономической науке содействовало становление институционализма. Его сторонники рассматривали экономические системы с широких культурологических позиций как определенную ступень в исторической жизни общества. При этом в центре внимания оказались институты, под которыми понимались реальные формы организации экономической деятельности, мотивы и нормы поведения экономических субъектов.

В нашей стране в начале ХХ века изучение истории экономики продолжилось в работах П.Маслова, И.Кулишера, Н.Рожкова и др. Много внимания уделялось вопросам становления в России капиталистических отношений и формирования рабочего класса. Выделялся также проблема правомерности использования западноевропейских схем периодизации экономической истории, применительно к экономическому прошлому нашей страны.

Долгое время историко-экономическая проблематика в СССР развивалась с большими трудностями, поскольку все общественные науки находились под жестким политическим контролем. В советские годы кафедра истории народного хозяйства и экономических учений впервые была создана в МГУ лишь в 1947 г.

Иначе развивались события на Западе. В начале 1930-х гг. во Франции сформировалась т.н. школа «Анналов», возникшая вокруг журнала «Анналы экономической и социальной истории», (с 1994 г.: «Анналы. История. Социальные науки») основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром. Сформировались новые методы научного анализа, среди которых основным стал проблемный подход(«мыслить проблемами!» – М.Блок). М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель понимали под историей экономики глобальную историю людей. Они рассматривали не факты как таковые, а интересовавшие их проблемы: историю событий, конъюнктур и кризисов, движение общественных масс, общественные и экономические структуры. В результате получило развитие особое направление – «истории ментальностей», нашедшее отражение и в историко-экономических проблемах.

Еще одно новое направление в истории экономики возникло в 1960–1970-е годы в США. А. Конрад и Дж. Мейер применили к изучению экономики рабовладельческого Юга принципы клиометрики – науки, изучающей экономическую историю с применением методов экономического анализа, статистического моделирования и расчета вероятных альтернатив развития экономики в прошлом. Ее представителями также можно считать У.Ростоу, Р.Голдсмита, С.Кузнеца, К.Эрроу, Д.Норта. Благодаря клиометрике, в частности, удалось доказать, что в свое теории стадий экономического роста У.Ростоу допустил ряд серьезных просчетов. Так, выяснилось, что фаза «взлета» (take-off) не соответствует описанию автора, и в реальном прошлом развитых стран протекала иначе. Соответствующая этой стадии промышленная революция на самом деле не была внезапным и быстрым подъемом, как описано у Ростоу, а скорее напоминала плавный и длительный процесс накопления народных сил и структурной перестройки хозяйства. По иронии судьбы, страной, где индустриализация максимально соответствовала сценарию Ростоу, был СССР 1930 – 1940-х гг., идеологическим противником которого он являлся всю свою жизнь.

Методы истории экономики. В истории экономики применяются методы, свойственные общественным наукам в целом. К ним относятся:

• исторический (историко-генетический);

•историко-сравнительный;

• системно-структурный;

• историко-типологический;

• статистические;

• количественные (математические);

• методы социологических исследований и социальной психологии.

Отличие от других общественных наук заключается в предмете исследования, каковым для истории экономики является развитие экономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и социально-экономических теорий. Применение перечисленных методов к историко-экономической тематике во многом способствовало выделению истории экономики в самостоятельную науку.

Научные методы могут применяться в комплексе, причем их сочетание зависит от целей и задач исследования, особенностей изучаемого материала, умений и навыков исследователя.

Исторический или историко-генетический метод основан на последовательном рассмотрении фактов и явлений хозяйственной жизни изучаемых объектов (экономических структур, способов производства, отдельных стран и регионов, отраслей народного хозяйства, экономических процессов, явлений и т.д.). Часто целью исторического анализа является познание генезиса объекта исследования или эволюции его существенно значимых сторон. Исторический метод применяется в тех случаях, когда требуется на конкретных примерах раскрыть причинно-следственных связи между событиями или явлениями.

Историко-сравнительный метод применяется в тех случаях, когда необходимо выявить сходство или различие предметов исследования в времени или в условиях конкретно сложившейся ситуации. Применяя сравнение, можно доказать типичность или уникальность объекта исследования, показать различия в том, как протекали сходные экономические процессы в разных странах и т.д. Сравнение помогает уточнять пути, этапы и варианты развития сходных экономик, стран, регионов, явлений. Благодаря применению историко-сравнительного метода можно строить четкие классификации экономических объектов и явлений, выделять общее и особенное в их развитии. Метод служит важным дополнением при создании типологий историко-экономических процессов.

Системно-структурный метод предназначен для изучение целостных явлений, таких как социальные институты, экономики стран, хозяйственные отрасли и т.д. Любая система представляет собой определенную упорядоченность структур и функций. В свете новейших теоретических представлений, каждая из систем обладает свойством эмерджентности, т.е. в целом ее свойства качественно отличны от свойств входящих в нее элементов, взятых по отдельности. Метод системно-структурного анализа позволяет разобраться в тонкостях взаимодействия экономических структур, в особенностях их функционирования и внутреннего устройства.

Историко-типологический метод. Особое значение для проведения историко-экономического анализа имеет типология, применение которой необходимо для всех наук, имеющих дело с разнородными по составу множеством объектов. Историко-типологический метод основан на поиске типичных объектов и их группировке с помощью обобщающей модели. Цель типологического метода в истории экономики – в описание множества хозяйств. Наиболее распространена типология на основе совокупности следующих признаков:

- технологических – степени развития орудий труда и технологий;

- экономических – системы отношений собственности, формы связи производителей и потребителей;

- социокультурных, в том числе хозяйственной культуры;

- институциональных – роли государства и других общественных институтов в организации производства.

Результатом типологического моделирования объектов хозяйственного анализа в прошлом стало выделение таких «макромоделей», как первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический типов хозяйства с учетом национальных и региональных особенностей экономического развития.

Статистические методы применяются в истории мировой экономики для получения, обработки, отбора и анализа историко-статистической информации, обеспечивая объективность историко-экономического исследования.

Количественные (математические) методы. Использование количественных методов основано на группировке, выравнивании динамических рядов, дисперсионном, корреляционном, регрессивном, факторном анализе и других операциях, взятых из арсенала математики. С помощью количественных методов объекты изучаются опосредованно, через их числовые характеристики, обработку всевозможных показателей, недоступных нарртивному (повествовательному) исследованию. Количественные методы особенно эффективны для изучения массовых источников, содержащих количественно выраженную информацию. При работе с текстом их применение технически значительно осложняется. Преимущество количественных методов в объективности и возможности получения принципиально новой по сравнению с другими методами исследования информации.

Методы социологических исследований и социальной психологии возникли сравнительно недавно и знаменуют собой окрепшую методологическую связь между родственными науками (экономикой, социологией, социальной психологией). Их применение открывает новые возможности для историко-экономического анализа, позволяя учитывать колоссальное влияние социальных и личностных факторов на экономические явления и процессы.