ЛЕКЦИЯ 6. РОССИЯ В XIX ВЕКЕ: РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ

В 1772, 1793, 1795 гг. Российская империя вместе с Австро-Венгрией и Пруссией принялаучастие в ликвидации независимогоПольского государства.Уничтожение польской государственности носило характер произвола великих держав, вина за это лежит и на России. В результате этих акций к России отошли Правобережная Украина, Белоруссия, а также Литва и Курляндия.В 1815 г. решениями Венского конгресса к ней были присоединены этнические земли поляков - Королевство Польское с Варшавой.

В 1808 - 1809 гг. в результате войны со Швецией Россия присоединила всю территорию Финляндии, части которой уже отошли к ней после Северной войны и войны 1773 г. Финляндия получила права Великого герцогства (автономию).

Проникновение России на Кавказ и Предкавказье начинается в XVI в. Тогда появились первые русские переселенцы на Тереке. В XVIII в. после присоединения Крыма идет процесс активного освоения Прикубанья и Предкавказья, строятся крепости и станицы, формируется Терское и Кубанское казачество.

В 1783 г. был заключен Георгиевский трактат о принятии царем Картлинским и Кахетинским (Восточная Грузии) Ираклием II покровительства и верховной власти России. “Сей договор делается на вечные времена”- было записано в этом документе. В 1801 г. по просьбе царя Грузии Георгия XII о помощи, упразднении и принятии в непосредственное владение его царства (по выражению В.О. Ключевского, Георгий XII “завещал Грузию русскому императору”) Александр I издает манифесто присоединении Грузии.

В 1799 г. в российское подданство были приняты ханства и общины Северного Азербайджана и Дагестана. В 1801 - 1806 гг. был завершен процесс присоединения Северного Кавказа, Карабаха, Азербайджана, Абхазии,подавляющая часть территории Закавказья. Войны с Ираном и Турцией закончились подписанием в 1828 г. Туркманчайского и 1829 г. Адрианопольского мирных договоров , которые закрепили присоединение к России Закавказья и установили границы, которые почти не изменялись до 1917 г. Стремление Россииустановить свою власть на Кавказе встретило вооруженное сопротивление горцев, которое переросло в Кавказскую войну.Она охватила горные районы Северо-Западного Кавказа, Дагестана и Чечни и продолжалась почти полстолетия: с 1817 по 1864 гг.

Обширные планы связывались у российского правительства и с азиатским регионом. Петр I хотел “путь во всю полуденную Азию отворить”. На этом направлении “Киргис - Кайсацкая орда (современныйКазахстан) ... всем азиатским землям и странам ... ключ и врата”. В Казахстан и далее, в Среднюю Азию, Петром отправляются военные экспедиции для разведывания возможности их присоединения, а также месторождения золота и других полезных ископаемых. В 1731 - 1740 гг. в подданство России были приняты Младший и Средний жузы Казахстана, но только в 1860-е годы была присоединена вся территория Казахстана.

Заключительным актом формирования империи было завоевание Средней Азии. Это была экспансия со стороны России. Она началась весной 1864 г. наступлением русских войск на Кокандское ханство. Война была “легкой” в силу несомненного военного и технического превосходства России, потери русской армии - незначительными, а успехи быстрыми. При штурме Ташкента в 1865 г. потери составили для российской армии: 25 - убитых, 89 - раненых, 28 - контуженных. В войне использовались все средства: поджоги аулов и селений, истребление мирного населения, заложники, карательные отряды, контрибуции. Мировая печать в те годы сообщала о “зверствах русских в Туркестане”. К 1895 г. формирование южной границы империи было завершено: к России присоединены Южный Казахстан, Северная Киргизия, Ташкентский и Самаркандский оазисы; Хивинское ханство и Бухарский эмират признали вассальную зависимость от нее; Кокандское ханство упразднено - на его территории была образована Ферганская область. Для освоения новых обширных территорий (площадью около 1,5 млн км2) было образовано Туркестанское генерал-губернаторство.

Национальная политика в России

К концу XIX века в состав Российской империи входили народы различных верований (православие, католичество, мусульманство, протестантизм, иудейство, язычество), культур, принадлежащие к разным типам цивилизаций. По переписи 1897 г. в Российской империи проживало 125,5 млн человек; великороссы составляли только 43 % населения. Закономерно, что национальный вопрос, обеспечение мира и стабильности в многонациональном государстве становится одним из важнейших вопросов социально-политической жизни страны.

Российская империя была достаточно прочным государственным образованием, просуществовавшим несколько веков без значительных сепаратистских движений. Управление таким неоднородным соединением народов осуществляла централизованная, военно-бюрократическая система во главе с императором. Главной целью и официальным лозунгом национальной политики правительства было “сохранение единой и неделимой Российской империи”, подавление сепаратистских и любых оппозиционных движений. Для достижения ее используется довольно широкий арсенал политических, идеологических, религиозных, полицейских, военных методов. Следует отметить политическую гибкость правительства, умение принимать во внимание особенности развития того или иного народа, тщательно готовить и вовремя корректировать свои политические акции. Присоединению территорий предшествовали строительство укрепленных линий и крепостей, торговые и экономические связи (например, со Средней Азией), вассальные отношения (Поволжье, Кавказ).

Присоединение к России не влекло обязательного упразднения исторически сложившихся форм государственности. Финляндия и Польша сохраняли автономное положение, сейм, денежную и налоговую системы, казну, даже армию. В 1815 г. Польше была дарована Конституция, в Польше и Финляндии отменено крепостное право. То есть политика правительства по отношению к наиболее развитым районам, имевшим традиции независимых в прошлом государств, отличалась от политики в других частях империи. Последние включались в территориально-административное деление России: Сибирская, Кавказская, Туркестанская и другие губернии.

Постепенно вырабатывалась и политика веротерпимости. Хотя Россия веками жестко противопоставляла свою, “правильную веру” (православие), всем остальным, как нигде в европейских странах правительству приходилось считаться с наличием других вероучений. Насильственная христианизация, проводившаяся в XVIII в., уступает место более тонкой политике: предоставление льгот новокрещенным, запрет некрещенным владеть крепостными и т.д. В Российской империи свободно отправлялись все культы, хотя официальной религией и было православие.

Одной из характернейших черт российской культуры, в том числе и политической, была открытость для других культур, “единство в многообразии”, отсутствие расизма даже при несомненно существующем национальном неравенстве. Изначальная полиэтничность русского государства, давние традиции совместного проживания народов не могли не сказаться на развитии интернациональных черт российского государства. Служению России посвятили себя многие выдающиеся люди, имевшие самые разные этнические корни: грек М.Триволис (Максим Грек), белорус Ф.Скорина, украинец Ф.Прокопович, молдаване Дмитрий и Антиох Кантемиры, грузин И.Чавчавадзе, еврей И.Левитан. Вошли в историю страны полководцы Барклай де Толли, Багратион, мореплаватели Беринг, Крузенштерн, Беллинсгаузен, ученые Бэр, Ленц, Якоби, зодчие Растрелли, Росси, Бове, государственные деятели Безбородко, Лорис-Меликов, Каподистрия, Витте. Высшие классы присоединенных территорий получали, как правило, права русского дворянства, входили в состав общероссийского привилегированного общества. Примечательный факт в этом ряду: уже сыновья Шамиля, несколько десятков лет возглавлявшего “джихад” горцев против России, были офицерами русской армии.

В вооруженных силах империи были созданы специальные, весьма боеспособные, национальные подразделения: отдельные части казанских, крымских, сибирских татар, башкирская и калмыцкая конница, “Дикая дивизия” из горцев Кавказа, польские уланы, латышские стрелковые дивизии и др.

Гегемонистские планы царизма не могли умалить прогрессивное значение присоединения к России многих территорий. В Сибири, Средней Азии, Казахстане, Закавказье и Северном Кавказе ускорилось экономическое развитие. Была разрушена изоляция этих территорий от международного рынка, формировалась национальная буржуазия, интеллигенция.

Однако следует отметить такие черты государственной политики, как националистический характер официальной идеологии и пропаганды. Великодержавный, великорусский шовинизм особенно усилился в XIX - начале XX вв. Насильственная русификация, особенно на Украине, в Польше, Белоруссии, вызывала закономерный протест, перераставший в национально-освободительные движения. Применялись и военно-диктаторские методы, унизительные повинности (ясак, аманатство - заложничество), лишение некоторых народов гражданских прав (введение черты оседлости для евреев, ценз оседлости для кочевых народов). Правительство несет ответственность и за распространение откровенного антисемитизма, перераставшего в еврейские погромы, за прямые преступления и бесчинства в ходе завоеваний тех или иных территорий.

Это, хотя и не в полной степени, может объяснить развитие национально - освободительных движений, революционные выступления и восстания в национальных частях империи. Не прекращал борьбу за возрождение национального государства польский народ. Наиболее крупными были восстания 1794 г.; 1812 г., когда часть шляхты поддержала Наполеона, обещавшего восстановить независимость Польши; 1830 - 31 гг. (после его подавления были ликвидированы польский сейм, армия, воеводства преобразованы в губернии); 1846,1848,1863 гг... Военное положение не отменялось в Польше с 1833 г. в течение всего царствования Николая I. В 1860 - 90-е годы были ограничены права Финляндии. Все выступления против власти в национальных окраинах, как и в самой России, немедленно и жестко подавлялись военной силой.

Каким же был характер многонациональной Российской империи? Была ли Россия колониальной империей, “тюрьмой народов”? Однозначного ответа на поставленные вопросы дать невозможно, характер российского расширения и национальной политики был гораздо сложнее.

Россия никогда не была колониальной империей в западно-европейском смысле. Колониализм не существует в отрыве от индустриального развития, это форма господства капитала держав-метрополий над территориями колоний; вовлечение в мировое обращение капитала - главный признак колониализма. При этом – за счет колоний – метрополии обладают повышенным уровнем благосостояния населения, развитой социальной инфраструктурой, многочисленным третьим сословием. Российский имперский феномен не носил чисто колониального (капиталистического) характера: была сформирована единая территория (метрополия не оторвана от колоний), единая централизованная система управления, единая экономика, общее законодательство; уровень жизни населения России был сравним с уровнем присоединенных народов; очевидны общность культурной и политической среды народов империи. “Тюрьмой народов”, в том числе и русского народа, Россию делал деспотический характер власти самодержавия.

Исследователи находят родственные черты Российской империи с Византийской или с территориальными расширениями в пределах современных границ некоторых европейских государств: Франция (кельтская Бретань, Бургундия, Прованс, Лангедок), Англия (Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия).

Феномен этнического противостояния в человеческом обществе, видимо, вечен. И история, и современные тенденции мирового развития подтверждают этот вывод: в XX веке происходит подъем национальных движений и идей, обостряется этнические противоречия. Проблемы Ольстера в Англии, басков в Испании, Квебека в Канаде, Бретани во Франции, “черных” американцев в США - все они свидетельствуют о крайней актуальности этнических проблем в мире, и, безусловно, – на территории бывшей Российской империи. При их решении возможно социальное регулирование, имеет значение уровень развития экономики, степень правовой защиты населения и каждого человека, уровень общей политической культуры и уровень насилия в обществе.

Общепризнанно, что этнические проблемы крайне сложны и противоречивы, они требуют повышенного внимания государственных структур, общественности, науки, а также глубокого изучения исторического опыта полиэтничных государств, в том числе и многовекового опыта Российской империи.