Новые информационные технологии в управленческой деятельности

Доминирующие тенденции развития информационных технологий ориентированы на многопрофильность и структурную сложность управляемых предприятий. Для эффективной и конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить все под­разделения на качественно новом управленческом уровне. Сделать это позволяют новые, современные информационные технологии. Рассмот­рим наиболее известные из них.

Видеотехнология — это технология использования изображений. Такой технологии может предшествовать визуализация, т. е. представ­ление данных в виде изображений. Быстрый рост объемов обработки данных требует поиска новых способов представления полученной информации. Организация видеоконференций связана с технологией проведения совещания между удаленными пользователями на базе ис­пользования их движущихся изображений. Технические средства при этом работают в реальном времени.

Мулътимедиатехнология (мультисреда) основана на комплексном представлении данных любого типа. Такая технология обеспечивает совместную обработку символов, текста, таблиц, графиков, изобра­жений, документов, звука, речи, что создает мультисреду. Изображе­ние может быть выдано на экран с текстовым и звуковым сопровож­дением. Использование мультимедиатехнологии особенно эффек­тивно в обучающих системах. Это связано с тем, что при активной работе в мультисреде пользователь запоминает 75% воспринимаемой информации. В то время как из услышанной информации запомина­ется лишь 25%.

Нейрокомпьютерные технологии используют взаимодействующие друг с другом специальные нейрокомпоненты на базе микропроцес­соров. Такой подход основан на моделировании поведения нервных клеток (нейронов). Нейротехнология применяется в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознавание образов, управление кредитными рисками, прогноз фондовых ситуа­ций, определение стоимости недвижимости с учетом качества зда­ний, их состояния, окружающей обстановки и среды, автоматиче­ское распознавание чеков и др. Компонентами нейротехнологий яв­ляются нейронные компьютеры и процессоры, а также нейронные сети, как класс алгоритмов, обеспечивающих решение сложных за­дач. Нейросети обладают способностью самообучения, имеют высо­кое быстродействие, так как обработка информации в них осуществ­ляется многими компонентами, функционирующими параллельно.

Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и уста­новлении взаимодействия множества объектов и используется при созда­нии компьютерных систем на стадии проектирования и программирова­ния. В качестве объектов в ней выступают пользователи, программы, кли­енты, документы, файлы, таблицы, базы данных и т.д. Такие подходы ха­рактерны тем, что в них используются процедуры и данные, которые заме­няются понятием «объект». Объект — это предмет, событие, явление, кото­рый выполняет определенные функции и является источником или потре­бителем информации. На этой основе, например, построена технология связи и компоновки объектов (ОLЕ), разработанная фирмой Microsoft. Ис­пользование объектно-ориентированных технологий позволяет иметь более эффективные решения в системах управления.

Технология управления знаниями позволяет создать не просто автома­тизированную систему с единым информационным пространством, а среду, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех. Такой вариант необходим при решении особенно сложных ком­плексных задач в процессе подготовки и принятия решений в специаль­но созданной технологической среде. Управление знаниями осуществля­ется с использованием базы знаний, которая является организованной совокупностью, по какой-либо предметной области. Базы знаний приме­няются при решении задач искусственного интеллекта, например, в экс­пертных системах. База знаний включает набор данных, знаний (их мо­делей), правил логического вывода для работы со знаниями.

Интернет-технология основана на объединении информационных сетей в глобальную информационную структуру. Иными словами, Интернет — это глобальная международная ассоциация информаци­онных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживаю­щие пользователей: они предоставляют документацию, распространя­ют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сер­вис, электронную почту, службу новостей, передают файлы и т.д. Технология Интернет используется в образовательных, научных целях, в бизнесе. Через Интернет многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: свои базы данных и базы знаний, рек­ламу продукции и услуг, консультации и другие виды помощи.

Развитие информационных технологий все более направлено в область интеллектуальных, наукоемких проблем. Визуализация дан­ных, обработка изображений, создание виртуального пространства позволяет человеку погрузиться в образную среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.