Интегрированные информационные технологии

Использование принципа интеграции в компьютерных системах от­носится к различным аспектам организации технологий: интеграция информации в базах и банках данных; интеграция программ в единые интегрированные пакеты; интеграция распределенных сетевых техно­логий в целостные системы; интеграция функций управления предпри­ятием в единый управляемый объект. Интегрированные технологии представляют собой взаимосвязанную совокупность отдельных техноло­гий, т. е. объединение частей какой-либо системы с развитым информаци­онным взаимодействием между ними. Достигается согласованное управление организацией, системой, объектом, координация функций, реа­лизуется доступ многих пользователей к общим информационным ре­сурсам т. е. достигается качественно новый уровень управления.

Создание интегрированных информационных технологий требует учета особенностей структуры, специализации и объемов экономиче­ской деятельности предприятия. Это относится к организационному взаимодействию подразделений, которое вызывает необходимость строить многоуровневые и многозвенные технологии со сложными информационными связями. Так, необходимость учета многих крите­риев и факторов требует выработки концептуальной (идеологической) основы в построении информационных технологий сложного объекта. Для выработки идеологии требуется создание многоуровневой модели объекта, объединяющей ряд уровней и звеньев и отражающей пред­метную область наиболее полно. Выбор концептуальной основы дол­жен опираться и на сложившуюся практику ведения и управления организацией. В российских условиях она еще не наработана.

К настоящему времени информационные технологии представляют собой совокупность отдельных локальных процессов, которые имеют узко специализированную направленность, не объединены в единую систему, не имеют автоматизированного информационного взаимодей­ствия. Многие проблемы управления организацией, фирмой, банком решаются упрощенными, менее эффективными методами и средствами. Например, в коммерческом банке автоматизация фондовых операций и расчеты по пластиковым картам не имеют информационного взаимо­действия. Не интегрированные комплексы технологий сложны и не­экономичны. Интеграция технологий, создавая единую информацион­ную среду, позволяет расширить границы управления, повысить качест­ве информации о состоянии хозяйственной деятельности. Следующая ее цель — обеспечить руководителям возможность оперативного воз­действия на производственную деятельность, иными словами, повысить эффективность управления. Такой подход подразумевает использование всего ассортимента промышленных методов и средств построения ин­формационных технологий в экономической практике. Примерами тех­нологий, в основу которых заложены промышленные средства их реа­лизации, являются технологии:

• оперативной обработки текущих данных (OLTP – on-Line Transaction Processing). В этой системе нет инструментов обобщения и анализа
данных с последующим прогнозированием;

• оперативной обработки аналитических данных (OLAP— on-Line Analis-Processing). Будучи средством поддержки принятия решений ОLАР работает не с оперативными базами данных, а с ретроспективными архивами, хранящими данные за значительный период времени. Это позволяет вычислить промежуточные данные, которые ускоряют анализ гигантских объемов информации. Средства ОLАР расширяют возможности ОLТР-приложений;

• промышленные системы управления документами (EDMS, Elektronik Document Management System). Они выполняют задачи система­тизации, хранения, коллективной координированной разработки и по­иска неструктурированных (неупорядоченных) документов. Эта техно­логия автоматизирует документооборот, делопроизводство и организа­цию управления.

Интеграция названных технологий в единые системы позволит многократно повысить эффективность выполнения операций и управ­ления экономическим объектом. Их внедрение должно быть увязано со стратегией и тактикой развития объекта (фирмы, банка, предприятия).