Формы организации наблюдения (слайд1.2. 7)

· Статистическая отчетность

· Специально организованное наблюдение

· регистры

Статистическая отчетность состоит в том, что государственные органы статистики и другие ведомства получают необходимые сведения от единиц совокупности, в первую очередь от юридических лиц, в виде установленных в законодательном порядке документов (форм отчетности).

Во всех формах отчетности, наряду с программой наблюдения, имеются основные реквизиты: название отчета, дата и номер его утверждения, название отчитывающегося юридического лица, его адрес и коды, адрес и название получателя отчета (орган статистики и ведомства), период или дата, на которую представляются сведения, срок представления. Достоверность данных подтверждается подписями должностных лиц, ответственных за предоставление сведений.

Содержание предоставляемых сведений, порядок и сроки их представления, формуляры наблюдения утверждаются специальными постановлениями Росстата или по согласованию с ним другими ведомствами ( Росземкадастр, Таможенная служба РФ, Центробанк РФ, Министерства финансов, здравоохранения, внутренних дел РФ и др.) по вопросам, входящим в компетенцию их деятельности. Сводные, а при необходимости и первичные данные ведомств, передаются затем органам статистики.

Источником для заполнения форм сведений (отчетности) являются данные бухгалтерского и оперативного учета юридических лиц, которые несут ответственность за само предоставление сведений и их достоверность. Сейчас органы статистики не обладают правом проверки достоверности предоставляемых данных, что имело место в плановой экономике. Нарушение порядка представления статистической информации, а также представление недостоверных данных влечет ответственность, установленную Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 года № 195 – ФЗ и Законом РФ 1992 года №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности». Органы статистики имеют право применять по отношению к руководителям и других административным лицам предприятий, учреждений, организаций и объединений всех форм собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа за непредставление отчетов или нарушение сроков, а также за искажение отчетных данных. Опоздание с представлением сведений более чем на сутки считается ее непредставлением.

В 2004 году федеральное государственное статистическое наблюдение поводилось Росстатом на основе 262 форм, сбор и разработка данных по которым была централизована в органах государственной статистики (из них 118 форм с годовой периодичностью, 60 - квартальной, 56 – месячной, 17 единовременных). Общий объем входной информации с учетом периодичности составил 170 тыс. показателей ( в 2005 году в связи с реформой статистики – 190 тыс.).

Виды отчетности:

А) по унификации признаков

· общая (унифицированная для всех предприятий и организаций)

· специализированная (характерная для группы предприятий со специфическими свойствами)

Например, все крупные и средние предприятия разных видов деятельности отчитываются по унифицированной форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Оленеводческие предприятия отчитываются по специализированной форме № 25-сх «Отчет о состоянии оленеводства».

Б) По срокам представления

· оперативная или текущая (отражает технологические операции по ходу их свершения)

в т.ч. -недельная

-месячная

-квартальная

-полугодовая

· годовая

Годовая отчетность имеет, как правило, более обширную программу, чем текущая.

В) по способу передачи отчета

-электронная

-телеграфная

-телетайпная

-почтовая

Специально организованное статистическое наблюдение - это наблюдение, проводимое в виде переписи, единовременного учета или специального обследования.

Перепись – специально организованное статистическое наблюдение, которое проводится одновременно по всей стране или другой территории по единой программе и методологии. Классическим примером является перепись населения, впервые проведенная в России в 1897 году, и последняя в октябре 2002 года. Основными принципами ее организации являются:

· -полный охват всех единиц генеральной статистической совокупности по всей территории;

· - периодическая повторяемость переписи (в мире перепись населения проводится регулярно один раз в 10 лет, сельскохозяйственная - в 5-10 лет);

· - сохранение основных вопросов программы переписных листов для обеспечения сопоставимости результатов переписи за разные периоды;

· - заранее подготовленная, обсужденная и апробированная программа при пробной переписи;

· - единый момент регистрации данных;

· - одновременное проведение переписи по всей стране в течение короткого периода времени;

· - проведение переписи специально подготовленным персоналом;

· - специальный контроль достоверности результатов переписи;

· - централизованная организация проведения и обработки результатов переписи.

Перепись является очень трудоемкой и дорогостоящей работой. В 2002 году для проведения переписи населения привлекалось одновременно в течение месяца, включая обучение кадров, проверку и прием результатов, свыше 700 тыс. человек, а затраты на ее проведение составили около 5 млрд. рублей.

В 2006 году была проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись .

Единовременный учет – это форма специально организованного нерегулярного наблюдения, при котором сведения поступают от юридических лиц на основе данных бухгалтерского учета и других документов. Примером может служить учет остатков продукции, учет скота, многолетних насаждений.

Регистр это форма сбора данных по именованному перечню единиц совокупности на основе непрерывного длительного статистического наблюдения по утвержденному перечню признаков.

В России завершена работа по созданию Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО). В регистре предприятий присутствуют адресная часть объекта наблюдения и программа наблюдения, отражающая основные признаки наличия ресурсов, хода производства и результатов производственно- экономической деятельности за календарный год. Регистр ведется по отдельным территориям и у региональных статистических служб есть возможность дополнить регистры важными для них признаками.