Эпоха Возрождения

Возрождение (Ренессанс) стало одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации. Наибольшего расцвета Возрождение достигло на своей родине в Италии. Хронологически итальянский Ренессанс включал Проторенессанс (вторая половина XIII - XIV вв.), Ранний Ренессанс (в литературе с XIV в., в изобразительном искусстве и архитектуре с XV в.), Высокий Ренессанс (конец XV - первая четверть XVI вв.) и Поздний Ренессанс (XVI в.). Северное Возрождение (другие страны Европы) датируется XV –началом XVII вв.

Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но прежде всего в самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. Это было осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. Именно этим духом пронизаны произведения представителей раннего итальянского гуманизма XIV в. поэта и философа Франческо Петрарки и писателя Джованни Боккаччо.

В изобразительном искусстве художники пытались воскресить классические образцы Античности. Часто, помимо Библейских сюжетов, (Мадонна, Снятие с креста и др.) они изображали античных богов и героев (Венера, Марс, Аполлон, Геракл).

Художники Возрождения отражали эпоху, в которую жили и творили. На полотнах Рафаэля, Веласкеса, Тициана представлены светские и духовные правители, члены королевских семей, придворные. Главными героями становятся и люди простого звания.

В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм, высшие образцы которого представлены собором Св. Петра в Риме (самое большое церковное здание в мире), дворцами Ватикана, архитектурой Лувра.

Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Во Франции творил Ф. Рабле, создавший сатирико-фантастический философский роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в Испании М. Сервантес создал образ бескорыстного рыцаря в романе «Дон Кихот». Необычный подъем, переживаемый драматургией, дал миру английского драматурга У. Шекспира (трагедии «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», комедия «Укрощение строптивой»), а также испанского драматурга Лопе де Вега (драма «Собака на сене»).

Изменяющийся западноевропейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул и основы ее учения, и культ, и институты. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства протестантизм, который разделился на лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь. Новая религиозная идеология протестантизма, более чем католицизм, отвечала духу Прединдустриальной цивилизации.