Сонорная (акустическая).
СЛОГ.
ИНТОНАЦИЯ.
УДАРЕНИЕ
Ударение – звуковое выделение, подчеркивание с помощью тех или иных звуковых средств каких-либо отрезков (слог в составе слова).
1. Словесное – выделение звукового отрезка в слове.
1. Динамическое – осуществляем с большей интенсивностью чем безударные слоги.
2. Количественное – выражается в удлинении ударного гласного.
3. Музыкальное – изменение голосового тона, происходит изменение смысла (Китайский, Вьетнамский).
Носителями ударения являются гласные звуки, но могут быть и сонанты. Словесное ударение может быть свободным (ударение может падать на разные слоги) и связанным (фиксированным).
Свободное:
1. одноместное – во всех производных слова ударение падает на один и тот же слог. (НАПРИМЕР: горох).
2. разноместное – во всех производных ударение падает на разные слоги.
Функции (роль ударения):
1. Структурирующая – объединяет отдельные звуки в единое целое.
2. Способ словообразования или словоизменения (меняются формы слова (руки – руки).
2. Синтаксическое
1. фразовое – нейтральный вид ударения. Ударным оказывается последнее слово, которое произносится с чуть большей силой, чем слова данной синтагмы.
2. логическое
3. эмфатическое – эмоциональное ударение.
Функции фразового ударения:
1. Структурирующая.
Включает целый ряд просодических явлений, она включает темп, тембр, мелодика.
Тембр – окраска голоса, которая возникает под влиянием эмоций.
Мелодика – изменение высоты тона, с помощью мелодики происходит оформление всех видов предложений: повествовательных, побудительных.
Ритм – связан с распределением ударных и безударных слогов, с расстановкой пауз, использованием долгих и кратких звуков.
По интонации можно судить на сколько интересен разговор, где находится собеседник.
Слог – минимальная произносительная единица речи. Может состоять из одного звука, несколько звуков. Слог единое целое. Выделяют вершину и периферия. Вершиной является слогообразующие элементы, периферией – неслогообразующими элементами. Когда слог состоит из одного гласного, тогда говорят, что периферия – нулевая.
Есть слоги, содержащие два гласных. Слог выявляется на основании своих фонетических характеристик. Существуют две основные теории слова, которая рассматривает слог с акустической точки зрения и с артикуляционной.
Теории слога:
1. Сонорная
2. Теория мускульного напряжения.
Отто Есперсен подходил к изучению слова с точки зрения звучности (сонорности) звуков. Вывел цепочку, в которой звучность уменьшается слева направо (убывает), убывает возможность аного звука выступить с точки зрения слогообразующей.
Гласные(широкий, средние, узкие) à сонанты à звонкие щелевые à глухие щелевые à звонкие смычные à глухие смычные.
По Есперсену слог – сочетание наиболее сонорных звуков с граничащим с ними менее сонорным звуком. Сложно определить границы слога, от чего зависит слогораздел.