Сонорная (акустическая).

СЛОГ.

ИНТОНАЦИЯ.

УДАРЕНИЕ

Ударение – звуковое выделение, подчеркивание с помощью тех или иных звуковых средств каких-либо отрезков (слог в составе слова).

 

1. Словесное – выделение звукового отрезка в слове.

1. Динамическое – осуществляем с большей интенсивностью чем безударные слоги.

2. Количественное – выражается в удлинении ударного гласного.

3. Музыкальное – изменение голосового тона, происходит изменение смысла (Китайский, Вьетнамский).

 

Носителями ударения являются гласные звуки, но могут быть и сонанты. Словесное ударение может быть свободным (ударение может падать на разные слоги) и связанным (фиксированным).

 

Свободное:

1. одноместное – во всех производных слова ударение падает на один и тот же слог. (НАПРИМЕР: горох).

2. разноместное – во всех производных ударение падает на разные слоги.

 

Функции (роль ударения):

1. Структурирующая – объединяет отдельные звуки в единое целое.

2. Способ словообразования или словоизменения (меняются формы слова (руки – руки).

 

2. Синтаксическое

1. фразовое – нейтральный вид ударения. Ударным оказывается последнее слово, которое произносится с чуть большей силой, чем слова данной синтагмы.

2. логическое

3. эмфатическое – эмоциональное ударение.

 

Функции фразового ударения:

1. Структурирующая.

 

 

Включает целый ряд просодических явлений, она включает темп, тембр, мелодика.

Тембр – окраска голоса, которая возникает под влиянием эмоций.

Мелодика – изменение высоты тона, с помощью мелодики происходит оформление всех видов предложений: повествовательных, побудительных.

Ритм – связан с распределением ударных и безударных слогов, с расстановкой пауз, использованием долгих и кратких звуков.

 

По интонации можно судить на сколько интересен разговор, где находится собеседник.

 

Слог – минимальная произносительная единица речи. Может состоять из одного звука, несколько звуков. Слог единое целое. Выделяют вершину и периферия. Вершиной является слогообразующие элементы, периферией – неслогообразующими элементами. Когда слог состоит из одного гласного, тогда говорят, что периферия – нулевая.

Есть слоги, содержащие два гласных. Слог выявляется на основании своих фонетических характеристик. Существуют две основные теории слова, которая рассматривает слог с акустической точки зрения и с артикуляционной.

Теории слога:

1. Сонорная

2. Теория мускульного напряжения.

Отто Есперсен подходил к изучению слова с точки зрения звучности (сонорности) звуков. Вывел цепочку, в которой звучность уменьшается слева направо (убывает), убывает возможность аного звука выступить с точки зрения слогообразующей.

Гласные(широкий, средние, узкие) à сонанты à звонкие щелевые à глухие щелевые à звонкие смычные à глухие смычные.

По Есперсену слог – сочетание наиболее сонорных звуков с граничащим с ними менее сонорным звуком. Сложно определить границы слога, от чего зависит слогораздел.