Основные типы норм
Обязательная и вариантная норма. Кодификация и лексикография
Тема 1. Нормы современного русского литературного языка
Ой этап. Работа над основной частью
В основной части выступления приводятся основные мысли, идеи оратора, которые формулируются в виде тезисов. Тезис– это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.
Тезисы подтверждаются аргументами. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Аргументы должны быть убедительными, т.е. сильными, с которыми все соглашаются.
К сильным аргументам относят:
· научные аксиомы; положения законов и официальных документов; ссылки на признанные авторитеты; цитаты из авторитетных источников;
· показания очевидцев; статистические данные; заключения экспертов
3-ий этап. Работа над заключением.Заключение занимает 5% времени всего выступления. Цель заключения – придать речи завершенность. Так как публичное выступление воспринимается на слух, надо связать воедино начало и конец речи, напомнить основную мысль и объяснить, что с ней слушателям «надо делать», подвести итоги.
Варианты концовок:
· цитата, крылатое выражение, изречение, поговорка;
· обобщающий вывод: «Итак…». Формулировать кратко, простыми словами, после вывода ничего не добавлять и не комментировать;
· подытоживающее повторение (основную мысль повторить в развернутой словесной форме);
· иллюстрация (основная мысль поясняется примером, аналогией, притчей);
· благодарность за внимание («Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории»).
Возможно использовать рамочную конструкцию выступления: «Цель нашего выступления – показать, что…. Итак, мы установили, что…».
Определившись с композицией, можно приступать к созданию полного письменного текста.
Литературная норма – образец для всех, проживающих в данной нации.
Литературная норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для всех.
Норма – категория историческая, т.е. с одной стороны, она относительно стабильна, с другой – подвержена изменениям. Так, в XIX веке говорили поезды, погоды (совр. поезда, погода); У меня две пары сапогов (совр. Р.п.— сапог).
Т.о. норме свойственна историческая изменчивость. В определенный момент новый вариант будет «бороться» со старым. И лишь один вариант победит. Но в период сосуществования обе нормы будут находиться в неравных отношениях. На определенном срезе языка одни варианты будут обязательными (допускают только один вариант, как единственно верный), например магазин (не магазин), километр (не километр). Это обязательная норма. В другом случае будет существовать вариантная норма – норма, допускающая наличие двух вариантов в современном русском языке, например творог и творог. Это вариантная норма.
Литературная норма (и обязательная, и вариантная) подразумевает кодификацию. Кодификация– это закрепление литературных норм в словарях и справочниках.
Отдел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.
Классификация словарей
Различаются словари двух типов:
– энциклопедические(н-р, БСЭ, Философский словарь, Детская энциклопедия).
– лингвистические (Толковые словари, Словари синонимов и т.д.).
Лингвистические словари бывают двух типов:
3. Словари многоязычные (в них слова толкуются при помощи слов другого языка).
4. Словари одноязычные (в них слова объясняются при помощи слов этого же языка).
Среди одноязычных лингвистических словарей выделяются:
– Толковые словари (в них дается толкование слов);
– Словари трудностей языка (в них приводятся трудные случаи употребления слов): орфоэпические словари, грамматические словари, орфографические словари, словари сокращений и др.
– Этимологические словари (объясняют происхождение слова).
В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм:
· орфоэпические – нормы произношения;
· акцентологические– нормы ударения;
· лексические – нормы употребления слов и устойчивых сочетаний слов;
· словообразовательные – нормы образования слов;
· морфологические – нормы образования грамматических форм;
· синтаксические– нормы употребления словосочетаний и предложений;
· орфографические– нормы написания слов;
· пунктуационные – нормы постановки знаков препинания в предложении.