Основные типы норм

Обязательная и вариантная норма. Кодификация и лексикография

Тема 1. Нормы современного русского литературного языка

Ой этап. Работа над основной частью

В основной части выступления приводятся основные мысли, идеи оратора, которые формулируются в виде тезисов. Тезис– это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Тезисы подтверждаются аргументами. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Аргументы должны быть убедительными, т.е. сильными, с которыми все соглашаются.

К сильным аргументам относят:

· научные аксиомы; положения законов и официальных документов; ссылки на признанные авторитеты; цитаты из авторитетных источников;

· показания очевидцев; статистические данные; заключения экспертов

 

3-ий этап. Работа над заключением.Заключение занимает 5% времени всего выступления. Цель заключения – придать речи завершенность. Так как публичное выступление воспринимается на слух, надо связать воедино начало и конец речи, напомнить основную мысль и объяснить, что с ней слушателям «надо делать», подвести итоги.

Варианты концовок:

· цитата, крылатое выражение, изречение, поговорка;

· обобщающий вывод: «Итак…». Формулировать кратко, простыми словами, после вывода ничего не добавлять и не комментировать;

· подытоживающее повторение (основную мысль повторить в развернутой словесной форме);

· иллюстрация (основная мысль поясняется примером, аналогией, притчей);

· благодарность за внимание («Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории»).

Возможно использовать рамочную конструкцию выступления: «Цель нашего выступления – показать, что…. Итак, мы установили, что…».

Определившись с композицией, можно приступать к созданию полного письменного текста.

 

Литературная норма – образец для всех, проживающих в данной нации.

Литературная норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для всех.

Норма – категория историческая, т.е. с одной стороны, она относительно стабильна, с другой – подвержена изменениям. Так, в XIX веке говорили поезды, погоды (совр. поезда, погода); У меня две пары сапогов (совр. Р.п.— сапог).

Т.о. норме свойственна историческая изменчивость. В определенный момент новый вариант будет «бороться» со старым. И лишь один вариант победит. Но в период сосуществования обе нормы будут находиться в неравных отношениях. На определенном срезе языка одни варианты будут обязательными (допускают только один вариант, как единственно верный), например магазин (не магазин), километр (не километр). Это обязательная норма. В другом случае будет существовать вариантная норма – норма, допускающая наличие двух вариантов в современном русском языке, например творог и творог. Это вариантная норма.

Литературная норма (и обязательная, и вариантная) подразумевает кодификацию. Кодификация– это закрепление литературных норм в словарях и справочниках.

Отдел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.

Классификация словарей

Различаются словари двух типов:

энциклопедические(н-р, БСЭ, Философский словарь, Детская энциклопедия).

лингвистические (Толковые словари, Словари синонимов и т.д.).

Лингвистические словари бывают двух типов:

3. Словари многоязычные (в них слова толкуются при помощи слов другого языка).

4. Словари одноязычные (в них слова объясняются при помощи слов этого же языка).

Среди одноязычных лингвистических словарей выделяются:

– Толковые словари (в них дается толкование слов);

– Словари трудностей языка (в них приводятся трудные случаи употребления слов): орфоэпические словари, грамматические словари, орфографические словари, словари сокращений и др.

– Этимологические словари (объясняют происхождение слова).

 

В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм:

· орфоэпические – нормы произношения;

· акцентологические– нормы ударения;

· лексические – нормы употребления слов и устойчивых сочетаний слов;

· словообразовательные – нормы образования слов;

· морфологические – нормы образования грамматических форм;

· синтаксические– нормы употребления словосочетаний и предложений;

· орфографические– нормы написания слов;

· пунктуационные – нормы постановки знаков препинания в предложении.