Лекция 11 Проектная технология в правовом обучении (воспитании).

Метод проектов не является новацией. В России его основополагающие принципы были сформулированы ещё в начале прошлого века. Эта образовательная технология позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и помогает его адаптации к жизни в стремительно меняющемся обществе. Проектная технология – это совокупность учебно-познавательных приёмов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. [5, С. 153] Т.е. проект – это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных областей, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную и значимую форму, которая может быть представлена. Проект требует наличия действительно значимой проблемы, предоставляющей его исполнителю широкие возможности разнообразной деятельности (проведение социологических опросов, исследований, сбор данных в разных источниках, интервьюирование, создание учебных фильмов, плакатов и т.д.), использования научных, исследовательских методов (постановка проблемы, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы). Конечный продукт проекта приносит не только ощутимую пользу её непосредственному исполнителю, который значительно вырастает и в личном, и в образовательном плане за время его выполнения, но и становится достоянием его соучеников.

Проектной технологии присуще чёткое структурирование содержания с указанием сроков выполнения определённых работ и подведением промежуточных итогов – так учащиеся учатся самостоятельно планировать и руководить своей деятельностью. Методист В.В.Гузеев выделил шесть стадий учебного проекта:

1) подготовка;

2) планирование;

3) исследование;

4) результаты и (или) выводы;

5) представление или отчёт;

6) оценка результатов и процесса.

На этапе подготовки идёт определение темы и целей проекта. При этом учащиеся обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Учитель знакомит учеников со смыслом проектного подхода и мотивирует их, а также помогает в постановке целей.

Содержанием второго этапа является определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчёта), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды – в случае коллективной работы. Ученики при этом устанавливают план действий и формулируют задачи, а учитель предлагает идеи, высказывает предположения.

На третьем этапе – исследовании – идёт сбор информации, решение промежуточных задач. Основными используемыми учащимися инструментами при этом являются интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Ученики выполняют исследование, решая промежуточные задачи, а учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учеников.

На четвёртом этапе происходит анализ учениками информации и формулирование выводов; учитель при этом наблюдает и при необходимости помогает советом.

Пятый этап – представление или отчёт. Результаты могут быть представлены в следующих формах: устный отчёт, демонстрация материалов, письменный отчёт и других. Учащиеся отчитываются и обсуждают результаты, а учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника.

На последнем этапе учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта, а ученики участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Таким образом, проектная технология включает в себя совокупность поисковых и проблемных методов. Её целями являются развитие самостоятельности, творческого потенциала личности учащихся, интеллектуальных умений (умения делать обоснованные выводы, решать проблемы, умения аргументировать и т.д.), развитие умения корректного ведения дискуссии, уважительного отношения к чужой точке зрения.

В качестве примера можно рассмотреть некоторые идеи учебных правовых проектов, где основной сферой интересов исполнителя является непосредственное содержание изучаемого на уроках раздела или правового курса учебного года в целом.

1) «Библиотека кабинета права». В течение полугода или года ученик (группа учащихся) собирают материалы по определённой правовой теме, которая затрагивается в данном курсе, - например, проблема смертной казни. Источниками могут быть публикации в прессе, обзоры результатов поиска в Интернете, отрывки из литературных произведений, записи фрагментов телепередач, материалы проводимых дебатов, собственные социологические опросы, интервью авторов проекта с компетентными в данном вопросе людьми, история вопроса – анализ исторических произведений. Материалы критически оцениваются, систематизируются, оформляются в виде хрестоматии по данной теме. Если подобные проекты выполняют несколько групп и параллельных классов, то они предварительно определяют список наиболее актуальных и масштабных для исследования тем, распределяют их между собой, и окончательным итогом их деятельности становится создание в кабинете небольшой специализированной библиотеки по праву.

2) «Создание учебного фильма по правовой тематике». Участие в этом проекте потребует от его участников определить проблематику будущего произведения (доступные для демонстрации области – например, права ребёнка, отдельные стороны трудового права), адресата (сверстники, родители, учителя), жанр фильма (документальный или постановочный). Готовый фильм может использоваться учителем во время объяснения нового материала, причём информация о том, что его создали сами ученики, резко повышает внимание к нему других школьников.

3) «Ток-шоу». Форма публицистической передачи. Участники проекта, конечным продуктом которого будет проведение в школе подобного действия, должны выбрать достойную тему для обсуждения – острую, проблемную и одинаково интересную всем потенциальным участникам. Для выяснения и формирования этого интереса будет необходимо провести предварительный опрос общественного мнения, подготовить сценарий, перечень вопросов, спланировать выходы из ситуаций, тупиковых для ведущего, записать на видео интервью со специалистами, экспертами, которые будут демонстрироваться во время «ток-шоу», подготовить аудиторию – провести разъяснительную работу, рекламную кампанию, пригласить героев «ток-шоу» - интересных людей из числа родителей, юристов-профессионалов. Примерная тема для обсуждения – правовое обеспечение бесплатного медицинского обслуживания.

4) «Наглядные пособия по праву». Курс права, как новый для нашей методики, остро нуждается в наглядных пособиях, раздаточном материале для уроков. Их могут создавать сами школьники как для себя, так и для более младших учеников. Для того чтобы эта деятельность приобрела характер учебного проекта, ученик (группа учащихся) выбирает довольно пространную тему либо курс в целом и создаёт к нему комплект необходимых материалов, систематизируя их, выстраивая в определённой связи, прослеживая некоторую смысловую, методическую преемственность (например, постепенное нарастание сложности) в демонстрируемых друг за другом плакатах, опорных сигналах, кроссвордах.

5) «Словарь терминов» («Дополнение к учебнику»). Школьники, склонные к кропотливой работе с текстом, могут на основе разного рода источников знаний (учебники, энциклопедии, словари) создать подробный «Словарь терминов» по данному курсу, оформив его в виде книги. Для старшеклассников работой подобного рода могло бы стать создание «Дополнений к учебнику» по тем новациям законодательства, которые не попали в отпечатанные учебники: в частности, по трудовому праву.