Систематизация книжных изданий

Одной из основных типологических категорий в книговедении является вид издания. Он представляет собой типологическую группировку значительного множества изданий, которая сформировалась и реально существует на практике. ГОСТ 7.60–2003 стандартизировал следующие основания для формирования групп по видам изданий: целевое назначение, степень аналитико-синтетической переработки информации, знаковая природа информации, материальная конструкция, объем, состав основного текста, периодичность, структура, характер информации. Среди названных признаков нужно выделить те, которые обладают наибольшей общностью для всех изданий. Это целевое назначение, которое, по сути, отражает в концентрированной форме функциональную роль издания, и характер информации. И тот и другой признаки характеризуют издание независимо от его иных признаков: объема, знаковой природы, информации и прочих. Виды изданий обладают еще одной особенностью — читательским адресом, в том смысле, что этот признак свойствен каждому изданию. Вместе с тем, по нему выделяется самостоятельная видовая группа — издания для детей.

Функциональный признак у каждого издания тоже свой, каждая книга имеет свой состав функций. Однако определенное функциональное свойство не является признаком, связанным всего лишь с одним каким-либо конкретным изданием. Например, взять такое издание, как каталог. В основе его функций есть справочная и рекламная. Информационная, познавательная, коммуникативная и ряд других функций принадлежат нескольким видам изданий — научным, научно-популярным, учебным. А вот функция популяризации научных знаний относится только к научно-популярному изданию. При рассмотрении функциональных признаков не надо смешивать две стороны: отношение функции к виду издания и возможность издания выполнять дополнительные функции не являются специфической особенностью каких-либо отдельных видов изданий. Фактически каждый вид издания может быть многофункциональным. Так, из примера по поводу функции популяризации научных знаний не следует делать заключение, что научно-популярное издание не имеет других функций. Напротив, они весьма разнообразны. Виды изданий могут подразделяться на подвиды. Так, информационное издание в качестве подвидов включает библиографическое, реферативное и обзорное издания. К подвидам относят группы изданий, которые сложились на практике и формируются на основе общности характера информации.

До настоящего времени в книговедении нет единства взглядов на типологию изданий (книги). Существует несколько вариантов типологических моделей, отдельные из которых представляют собой определенную знаковую систему (схему, таблицу и т. д.), составленную из научных категорий и понятий, в своем единстве отражающих социальную сущность книги как способа информационного общения. Наиболее сложный характер имеет типологическая модель книги, представленная в ряде работ А. Гречихина. Автор рассматривает систематизацию книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначая каждую ступень определенной систематической категории. Самым верхним уровнем систематизации всего реального многообразия книги считается «тип». Тип книги является наиболее абстрактной категорией. По своему объему «тип» отображает все реальное многообразие книги в самом общем содержании — на уровне свойств, существенных признаков, объединяющих это реальное многообразие. Все последующие систематические категории, в направлении от абстрактного к конкретному (от самого верхнего к самому нижнему), должны быть богаче по содержанию и меньше по объему.

Типологическая модель не только создает условия для рационального построения всей системы книги. Не менее важно, что категории, составляющие эту модель (формулу), могут быть использованы в качестве основных критериев контроля, оценки эффективности и качества, как самого процесса систематизации, так и получаемой в результате конкретной книги.