Культура марийцев
Материальная и духовная культура марийцев в XVIII в. продолжала носить традиционный национальный характер. Из поколения в поколение в марийских семьях и общинах передавалось умение возделывать землю, содержать скот, ловить рыбу, охотиться на зверей, изготовлять орудия труда, различную утварь, посуду, одежду, обувь, строить жилища, готовить пищу и многое другое.
Достаточно самобытными были устное народное творчество (легенды, предания, сказки и т.д.) и народное искусство (песни, танцы, украшения и т.п.). И всё же главным считалось умение возделывать землю-кормилицу. Не случайно в 1767 г. марийцы заявили, что "ныне, так и в будущее время", нужно проявлять всемерную заботу «o размножении хлебопашества», являвшегося "наиглавнейшей надобностью рода человеческого».
В XVIII в. традиционная народная языческая религия сохраняла господствующие позиции в марийской деревне. На семейных, общинных и более крупных "земляческих" молениях и жертвоприношениях своим богам марийские язычники просили Кого Юмо и другие божества дать им счастье, здоровье, урожай, плодородие, ум, богатства и защитить их от "всякого зла", "от худых людей, от злой болезни, от глупых людей, от судьи худаго и от вздорного человека", помочь им своевременно казенные "подати платить" и сохранить свое личное свободное социальное положение.
Формирование самосознания народа невозможно без устоявшихся понятий родного языка, включающих в себя богатейший опыт предшествующего историко-культурного развития. Не случайно в первой марийской грамматике 1775 г. приведены такие важные имена прилагательные, которые характеризуют человека: «эрекан»- свободный, "патыр" - сильный, «сай» — хороший, "пиялан" - счастливый, "сулукан" - грешный, а также глаголы, которые определяют его мысли и поступки: "шонем" — думаю, ''полшем" - помогаю, «утарем» - избавляю, освобождаю, ''инянем" - верю.
Как и у любых других народов, у марийцев основные понятия,
представления и нормы поведения прививались молодому поколению через патриархальное родительское и общинное воспитание. "На словах от старейших" молодые усваивали такие извечные истины, как "не бранитца, не красть, с соседом не ссориться, на друга не мутить" и не распутничать. Результатом такого "народного" воспитания являлось то, что многие марийцы "между собою весьма дружелюбны и от вредных раздоров всегда уклоняются, богов своих и дни праздничные почитают с великим благоговением и то, что запрещает вера и обычай, редко преступают". По свидетельству современников второй половины XVIII в., лучшим из основных "черемисских размышлений" - представлений марийцев является необходимость почитания и сохранения в своей памяти родителей, неукоснительное соблюдение их образа жизни, "ибо уподобляться своим предкам, сохранять их непорочные нравы похвально и для других народов".
Крупной вехой в культурном развитии марийцев стало возникновение письменности и грамотности. Издавна широкое распространение у них имели картинное письмо (пиктография), различные знаки (иероглифы) и числовые обозначения. Знаки "тамги", восходящие к родовым знакам, марийцы вырезали на деревянных брусках и бирках ножом, на земле обозначали лопатой, на "личных" деревьях и бревнах вырубали топором. Тамга ставилась на документах, ею обозначалась принадлежность той или иной собственности; она выступала в качестве символа двора, семьи, могла означать число. Единицы обозначались простыми вертикальными палочками (I I I), а десятки — в виде римской десятки (XXX). Были и специальные обозначения для сотен (шудо), тысяч (тужем). Среди счетных документов в широком употреблении были бирки сборщиков податей, домашние и пастушьи, а также полевые, загонные и другие.
Марийская письменность, основанная на русской графике, возникла в 1775 г. Именно в этом году Российская Академия наук издала в Петербурге "Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка". Книга была составлена в Казани под руководством Вениамина Пуцек-Григоровича с помощью марийских учащихся. Кроме грамматики в ней был русско-марийский словарь, насчитывающий около тысячи слов.
Богатство марийского языка отразилось на основе русской графики и в некоторых словарях XVIII в., отдельные из которых содержали до 11 тысяч слов о самых различных сторонах быта и культуры марийцев.
Первые три стихотворения - четверостишия на марийском языке (горном и луговом) появились в 1767, 1782 и 1795 гг. Они были написаны учениками-марийцами Казанской новокрещенской школы и духовной семинарии и относятся к виршевой поэзии.
В XVIII в. были сделаны и первые заметные шаги в распространении грамотности и церковного школьного образования. В годы петровских реформ несколько учащихся из числа марийцев обучалось при Казанском архиерейском доме. В 20 - 30-е годы марийские учащиеся обучались также при новокрещенских школах Казани и Свияжска.
На основе царского указа 1740 г. в Царевококшайске, как и в ряде других уездных городов Казанской губернии, предусматривалось открытие новокрещенских школ. Лишь спустя несколько лет, в 1749 г., здание Царевококшайской новокрещенской школы было построено, а занятия в ней начались в 1750 г. В школу были набраны 50 мальчиков из марийских семей. В 1755 г. Царевококшайская школа вместе с учащимися и учителями была передана в Казань, где просуществовала до 1800 г.
Знания в школах давались самые элементарные. Обучение велось на церковнославянском и русском языках. Голод, телесные наказания, болезни были характерными явлениями жизни учащихся. Многие дети убегали из школ. Всего в новокрещенских школах в XVIII в. из числа марийцев было подготовлено до 150 дьячков приходских церквей, 5 - 10 учителей и 20 - 30 волостных писарей. Несколько мальчиков из горных марийцев в конце XVIII в. обучалось в Нижегородской духовной семинарии.
Таковы в целом памятные вехи истории марийского народа в XVIII веке.