Массовое крещение марийцев

Наказы в Уложенную комиссию.

Тема: Массовое крещение марийцев. Наказы в Уложенную комиссию

1) Массовое крещение марийцев;

В конце XVII - первой четверти XVIII вв. русское абсолютистское государство прилагало заметные усилия по внедрению православной хрис­тианской веры в среду нерусских крестьян-язычников. Царские ука­зы 1720 - 1722 гг., направленные казанскому митрополиту Тихо­ну, обещали трехлетнее освобождение от податей, повинностей и отдачи рекрутов всем крестившимся "иноверцам". Однако проповеди священников среди языческого населения почти не находили откли­ка, и крестились лишь немногие. К 1724 г. всего около 2 тыс. марийцев Казанского, Уржумского, Царевококшайского, Царевосанчурского и Яранского уездов приня­ли христианскую веру. Основная масса марийцев продолжала при­держиваться традиционных языческих верований, тесно связанных с народными обычаями, культурой, бытом, родным языком и нацио­нальным самосознанием. Крестьяне-язычники отвергали попытки внедрения православия, предпринятые специально созданной в 1730 г. в Свияжске при монастырях Комиссии новокрещенских дел.

Положение резко изменилось в 1740 г. Царский указ от 11 сен­тября провозгласил политику и конкретную программу действий по массовой христианизации нерусских крестьян. Ее проведение было поручено большому штату проповедников, попов, чиновников и во­енных Новокрещенской конторы. Проведение христианизации преимущественно принудительными средствами и методами, образова­ние новых церковных приходов в новокрещенских селениях в 40 - 60-х гг. XVIII в. обернулись для марийских крестьян чрезвы­чайным усилением социального и национального гнета. Так, в своих показаниях Сенатской комиссии А.И. Свечина 1763 - 1764 гг. марийцы отмечали, что проповедники православной веры угрожали им насильственным переселением с родных мест, если те не крестятся. Поэтому, "не хотя лишитца домов своих, многие крес­тились". В 1746 г. свияжский архимандрит Селивестр совместно с монахами Спасо-Юнгинского монастыря привел марийцев и чува­шей Козьмодемьянского уезда в православную веру "не по желанию их, но и с принуждения". А "обещанного денежного награждения, пла­тья, обуви, кроме крестов и по одной иконе в дом, ничего давано не было". Эта картина массового крещения была типичной и для других уездов с марийским населением. Некоторые священники, как, напри­мер, А. Афанасьев в Кокшайском уезде, "смертными побои палкою" внедряли среди марийских крестьян новую веру. В 1748 - 1761 гг. архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря Евмений еже­годно приезжал с подьячими, келейниками и солдатами в марийские селения Казанского уезда для обучения их молитвам и тех, кто не знал христианских обрядов, немилосердно бил и брал с них насиль­но ''подарки лисицами и куницами", взыскивал деньги и заставлял отдавать по 20 подвод "бес платежа прогонов". Члены Новокрещен­ской конторы под видом "обучения христианскому закону" закрепо­щали часть новокрещеных марийцев за чиновниками и помещика­ми. Среди них протоиерей Свияжского Успенского монастыря А. Козьмин раздавал крепостные записи на марийцев управителю дворцовой Кукарской слободы. Офицеры воинской команды, специально созданной для "защиты новокрещен от обид и разореней" со сторо­ны местных чиновников, сами нередко занимались всевозможными злоупотреблениями, систематически брали "подарки" с новокреще­ных. От них не отставали и "выборные" бурмистры новокщенских церковных приходов, угрозами и побоями принуждавшие односель­чан бесплатно работать в своем хозяйстве. Они же брали себе день­ги, пчел, мед, рыбу, солод и сено.

Проведение массовой христианизации в 40 - 60-х гг. XVIII в. ухудшило положение марийских крестьян и потому, что в течение льготных трех лет за новокрещеных подушные деньги и другие по­винности обязаны были нести некрещеные и ранее крестившиеся "старокрещены". К чему это приводило, видно на примере крестьян Царевококшайского уезда. Желая воспользоваться трехлетней льготой, в 1742 г. здесь "вся черемиса до сущего младенца крестилась". Однако подати за них пришлось платить "старым новокрещенам" Подгородной волости, крестившимся еще в 1720 -1722 гг. Не удивительно, что обрушившиеся на них подати и повинности до­вели их до "совершенной бедности», а за недоимки почти все были брошены в тюрьму. В 1750 г. Казанская губернская канцелярия свидетельствовала, что от "великой скудности и великой тягости" многие бежали в леса. Оставшиеся в "иноверии" крестьяне, в том числе марийцы, пришли от многократно возросших податей в крайнее разорение.

Угроза разорения крестьянского хозяйства явилась, таким обра­зом, одним из важнейших факторов в реализации массовой христианизации, носившей для большинства марийцев в то время чисто формальный характер, поскольку они одновременно продолжали придерживаться и традиционных языческих верований.

Следствием массовой христианизации стало строительство сель­ских церквей и появление русских священников. На новокрещеных легли все виды работ по строительству и содержанию церковного прихода. В уездах с марийским населением в то время было построено более 30 церквей. Каждому священнику приходилось отдавать лучшие участки пашен и сенокосов из общинных земель, пла­тить ругу продуктами и деньгами. Наконец, во взятках и вымогатель­ствах духовенство не уступало чиновникам. Жестоко преследовало тех, кто продолжал "идоложертвенное моление". Так церковнослу­жители, наряду с другими притеснителями стали для марийцев еще одним из олицетворений феодально-крепостнического гнета.

Массовая насильственная христианизация вызвала упорное со­противление крестьян. Марийские язычники, несмотря на угрозы миссионеров и приходских священников, продолжали стойко при­держиваться традиционных верований своих предков. В некоторых новокрещенских приходах были даже попытки расправ с православ­ными священнослужителями. Во многих приходах марийцы не хо­дили в церковь, не платили ругу, отказывались предоставлять свя­щенникам свои общинные земли.

В целом крещение марийцев обернулось для них насильствен­ным вторжением иной веры в их традиционно сложившуюся систе­му языческого миропознания. Но в то же время с началом христиани­зации связано распространение письменности, грамотности и откры­тие школ.