Тема: Социальные отношения в марийской деревне
1) Управление марийской деревней;
2) Социальное расслоение марийского населения.
В XVIII в. управление деревней во многом обуславливалось принадлежностью марийцев к социальной категории государственных крестьян. Они не находились в личной зависимости и не являлись крепостными русских помещиков, монастырей и собственно царской семьи. Их права определялись законодательными актами государства. Соответственно и управление осуществлялось чиновничье-бюрократической администрацией в лице воевод, губернаторов и других приказных людей. Нередко произвол царских чиновников и других "мирских кровопивцев" еще более усугублял и без того тяжелое положение крестьян, задавленных казенными податями и повинностями,
В начале XVIII в. управление марийской деревней было сосредоточено в руках уездных воевод, подчинявшихся Приказу Казанского дворца. С 1708 г. уездные воеводы (или заменявшие их коменданты и ландраты) и земские комиссары стали подотчетны казанскому губернатору. В 1719-1781 гг. уездные власти подчинялись еще и провинциальным воеводам. Губернские и нижестоящие власти зависели от центральных учреждений - коллегий и Сената. Реформой 1727-1728 гг. вся полнота власти (административная, судебная, полицейская, финансовая, военная и др.) была передана в руки губернатора, провинциальных и уездных воевод. Губернская реформа 1775 г. определила управление казенной деревней земским капитан-исправником, стоявшим во главе нижнего земского суда. Подушные подати и оброчные деньги взыскивались уездными казначеями.
Важным звеном структуры воеводского правления была сельская община, как целостная фискально-податная единица. Внутри марийских общин непосредственными исполнителями указов и распоряжений чиновников всех рангов и уровней были сотники, пятидесятники, десятники, старосты, сборщики подушных податей, рекрутские отдатчики, лесные сотники, «скаскоподатели», ведшие учёт ревизских душ, и другие выбираемые на сельских сходах выборные лица. Особо значимой являлась должность главного "мирского начальника" - сотника. Обычно на эту должность марийцы выбирали зажиточного, авторитетного человека "состояния доброго" и поведения порядочного. После принятия присяги сотник утверждался в этой должности воеводой (исправником). По первому требованию он должен был исполнять указания и распоряжения воеводы, различных гражданских и воинских чинов. Сотник обладал некоторыми правами и рассматривал небольшие дела о кражах, ссорах, драках, поимке беглых и другие вопросы, по которым выносил определенные решения. Но в первую очередь сотник отвечал за своевременный сбор и сдачу в казну подушных денег, отправку рекрутов и выполнение других казенных повинностей. Раскладка податей и повинностей внутри марийских общин производилась на сельских сходах между крестьянскими дворами, исходя из их тяглоспособности по душам. По принципу круговой поруки община обязана была платить подати за беглых, умерших, отданных в рекруты, крестившихся (в течение трех лет), малоимущих и несостоятельных, что было весьма обременительно для крестьянских хозяйств.