РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.
На развитие культуры XV11 в. большое влияние оказали рост городов, развитие ремесла и торговли. Расширились религиозные представления, усилились культурные связи с Украиной и Белоруссией.
Образование. Массы населения страны оставались неграмотными, но вот среди горожан грамотность распространялась быстро — к 1680-м гг. в столице почти 24% посадских людей были грамотными. Большим успехом у населения пользовался «Букварь»: в 1651 г. только за один день было продано 2400 его экземпляров. Дорогой пергамент стал теперь употребляться только для царских грамот. Московские фабрики уже не справлялись с удовлетворением спроса на бумагу, которой требовалось все больше. Ее стали ввозить из Франции и Голландии. Большое распространение получили рукописные книжные сборники. Половину продукции московского печатного двора составляли светские издания, «Соборное уложение», буквари, грамматики и другие учебники. Много книг стали переводить с иностранных языков. Большая библиотека хранилась у патриарха Никона.
Для участия в государственной и хозяйственной деятельности требовались образованные люди, владевшие знаниями в разных областях. В Москве находили убежище люди из Украины и Белоруссии, принесшие с собой западную образованность. В Москве начали открываться частные школы. В 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали братья Иоанникий и Сафроний Лихуды. Это было самое первое высшее учебное заведение в России, в котором могли учиться все без ограничения по чину, сану и возрасту. Медицина развивалась благодаря практическим опытам лечения больных. В Аптекарском приказе обучали способам лечения и приготовлению лекарств. Переведенная книга «Космография, сиречь всего света описание» содержала информацию о многих странах, жизни и деятельности населявших их народов. В XVII в. было выпушено много книг с подробным описанием Китая.
Литература XVII в. пополнилась произведениями новых жанров. Особое внимание писатели уделяют человеческой личности, ее переживаниям. Уверенно заявила о себе демократическая сатира, которую «поставляла» городская среда. Объектом для высмеивания в основном были господа, церковь и ее служители. В начале века появилось произведение «Сказание о куре и лисице», в котором обличалось лицемерие духовенства. Популярностью пользовались «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», пародировавшие ритуал церковного богослужения, высмеивавшие пьянство и обжорство монахов. В «Повести о Ерше Ершовиче» обличению подверглись несправедливость феодального суда и взяточничество. В литературе XVII в. поднимается проблема отцов и детей, когда «старые обычаи поисшаталися», а «старина и новизна перемешалися». Новым жанром в литературе стали мемуары, когда сам автор рассказывал о себе — пример тому повесть «Житие протопопа Аввакума». Откровением стала любовная лирика.
Архитектура. В XVII в. вместо монументальных храмов начинают строить небольшие посадские церкви, украшенные великолепными узорами и резьбой. Для отделки зданий широко применяется резной белый камень.
В 1637 г. был построен пятишатровый собор в Вязьме. В 1646 г.
в селе Острове начали перестройку церкви. В 1639—1642 гг.
в Москве построили декорированный шатровый храм Рождества Богородицы. Яркий след в архитектуре XVII в. оставило деревянное зодчество. Одним из выдающихся произведений этого направления стал дворец в селе Коломенском. Резные украшения выполняли мастера из Белоруссии. В конце XVII в. распространился стиль московского барокко.
Живопись. Великим художником XVII в. был С. Ушаков. В его «Спасе Нерукотворном» отчетливо видны новые реалистические черты живописи. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.
Музыка и театр. Для музыки было характерно многоголосие, которое все чаще стало проникать в церковное пение. Появилась единая линейная запись нотного текста. Связи царя с европейскими странами сподвигли к созданию придворного театра в Москве, который начал свою деятельность в 1672г. Первые пьесы были исключительно библейского содержания и на немецком языке, а все роли сначала играли только мужчины.