Принятие христианства на Руси.
Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности.
Особенности социального строя Древней Руси.
Византийско-древнерусские связи.
Древняя Русь и кочевники.
Основные этапы становления государственности.
Проблема этногенеза восточных славян.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
Этапы становления и развития Древне-Русского государства.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Методология отечественной истории — это система принципов и методов исторического познания. До недавнего времени в историческом познании наиболее широко применялись позитивистская и марксистская ориентации.
Позитивистская ориентация отталкивалась от позитивных, т.е. положительных, знаний, которые основывались на опытах.
Марксизм снабдил историческую науку диалектическим методом, который рассматривал общество «как живой, находящийся в постоянном развитии организм» и состоял в том, чтобы учитывать объективное содержание исторического процесса. Сегодня и ту, и другую критикуют.
Теории исторического процесса определяются предметом истории. Теория представляет собой логическую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант видения исторического процесса. По предметам изучения выделяются три теории исторического процесса:
1. религиозно-историческая;
2. всемирно-историческая;
3. локально-историческая.
Предмет изучения религиозно-исторической теории — связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности.
Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других — позже. В этой теории выделяется несколько направлений:
---- материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества);
---- либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека);
----технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития).
Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель.
2.9. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв.