Лекция 1. Социальная информация

Прежде чем начинать разговор о социальной информации, надо остановиться на более общих понятиях, таких, например, как «информация».
.
В разных учебниках и учебных пособиях этот термин трактуется по-разному. Мы же возьмем за основу определение, данное известным ученым в области информации, а также известным журналистов.
В.Г. Афанасьевым. «Информация в самом общем смысле слова есть результат отражения многообразия действительности, сообщения, сведения о ней, т.е. такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель. Только взаимодействуя с потребителем, знания приобретают характер сообщения, сведения. И информация – это знания, находящиеся в постоянном обороте, движении, т.е. те, что собираются, хранятся, перерабатываются, передаются и используются (или могут быть использованы) системой. Причем, не любой, а только самоуправляемой системой. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления в целях сохранения качественной специфики системы, ее совершенствования и развития».

Социальная информация – это информация взаимодействий, циркулирующая в общественных системах, в социальном управлении. Она обеспечивает нахождение, хранение, передачу важной, программирующей поведение индивидов информацииот поколения к поколению (вертикальный обмен информацией), а также обмен информацией между людьми одного поколения (горизонтальный обмен информацией). Она воплощена в орудиях труда и других предметах «второй природы», в документальной (летописи, книги, архивы, газеты, журналы, магнитные диски и ленты и т.д.), художественно-образной (произведения литературы и искусства) и устной форме. Именно поэтому всякое новое поколение людей благодаря социальной информации избавлено от необходимости повторять все сначала.

Информация (информационное сообщение) поставлена учеными в один ряд с материей (пищей) и энергией (теплом) как наиболее важными факторами в жизни и развития человека и общества. Высшим видом человеческой практики является социальное управление (обществом, его сферами, человеком, человека самим собой и т.д.), которое немыслимо без социальной информации. Информация, будучи результатом отражения, познания многообразной действительности, возникает в практике и прежде всего в практике управления (орудиями труда, природными и общественными процессами) и, в конечном счете, служит практике, причем, прежде всего, практике управления.

В социуме, т.е. обществе происходит постоянный обмен сообщениями, сведениями о различных предметах, явлениях и процессах действительности. Делается это для того, чтобы люди могли успешно играть свои социальные роли, управлять бесчисленными объектами окружающего мира. Начинается этот процесс с управления человека самим собой, затем переходит к управлению сообществами людей и, наконец, общества в целом. Это, подчеркивает академик В.Г. Афанасьев, непременное условие, а также средство, фактор функционирования и развития общества, жизни и развития человека.

Социальную информацию подразделяют на три больших класса:

1) информация о прошлом (историческая);

2) информация о настоящем;

3) информация о будущем.

Первая дает представление о функционировании общества в предыдущие этапы своего развития и отражается, как правило, в исторических летописях, архивах, документах. Они служат основным материалом для изучения истории нации, страны, ее отражении в научных трудах, монографиях, учебниках, на которых учатся и воспитываются последующие поколения.

Второй класс информации дает представление о текущей жизни. Ее отражениеь занимаются прежде всего системы средств массовой информации и массовой коммуникации.

Третий класс социальной информации, которую называют еще прогностической, нацелен на выявление и определение путей развития общества в ближайшем будущем и отдаленной перспективе. Эту информацию производят социологи, футурологи, писатели, специализирующиеся на научной фантастике, предсказывая в научной или художественной форме будущее конкретных сообществ, народностей, наций и человечества в целом.

Важным основанием для классификации информации о настоящем, считают специалисты, является источник информации, причем в качестве источника выступают как объект, отражением которого является информация, так и субъект, создающий и распространяющий информацию.

Информация разделяется на фиксированную (может использоваться многократно) и нефиксированную (используется однократно, в момент ее получения).

В зависимости от необходимости и степени переработки информации различают исходную (первичная, необработанная, «сырая») информацию, промежуточную (переработанная, но еще не в той степени) и конечную (полностью переработанная, упорядоченная, систематизированная, доведена до степени ее готовности для использования).

Цель, для достижения которой информация применяется, и сфера ее применения служат основанием для членения информации на универсальную, пообъектную (для группы объектов) и функциональную (для реализации функций, форм жизнедеятельности конкретного объекта).

По форме, способу получения различают академическую, которую получают в результате фундаментальных исследований, и эвристическую, образовательную, приобретенную в процессе обучения, рабочую, специальную и т.д.

В социальном управлении исходной функцией управления является выработка и принятие решения. Информация, выполняющая эту функцию, является исходной.

При осуществлении организационной функции управления необходима организационная информация, позволяющая создать состояние упорядоченности как объекта, так и субъекта управления, сформировать прямые и обратные информационные связи между ними.

Организационная информация помогает субъекту (органу) управления упорядочить управленческий цикл (от принятия решения до его выполнения), определить последовательность операций во времени и пространстве, их направленность, выбрать и закрепить структуру субъекта и объекта управления и рационализировать взаимоотношения между ними, распределить функции между звеньями, сотрудниками, определить их права и обязанности.

В ходе реализации функции организации осуществляется и функция самой информации, ее отбор, взаимодействие между ее различными потоками и видами, ее систематизация (установление и отработка форм информации, ее содержания и объема периодичности ее поступления).

Регулирующая информация – одна из самых важных в управлении. Ее главная составная часть – информация нормативно-правовая. Она содержится в Конституции, указах президента, законах и решениях, принятых органами власти и управления всех уровней, многочисленных нормативных документах. Их отсутствие приводит к дезорганизации, хаосу, безответственности, способствует росту преступности.

К регулирующей информации при относительной самостоятельности относятся предписывающая и осведомляющая информация.

Учетная информация делится на статистическую, бухгалтерскую. оперативно-техническую, неразрывно связана с контрольной информацией, которая отражает степень соответствия процессов и результатов функционирования системы требованиям предписывающей, заключающейся в решениях – программах, законах, нормах, стандартных правилах и т.д. Расхождения показателей служат сигналом о необходимости управляющих воздействий.

Все виды информации накладываются, переплетаются и превращаются друг в друга. Так, учетно-контрольная информация становится исходной для принятия нового управленческого решения, например при планировании деятельности редакционного коллектива.

В зависимости от направленности информации различают горизонтальную и вертикальную информацию. Последняя делится на прямую (от субъекта к объекту, директивно-нормативную) и обратную (от объекта к субъекту, контрольно-учетную), на внутреннюю (о данной системе) и внешнюю (об окружающей систему среде). Резкое преобладание первой приводит к самоизоляции системы, и она теряет функции элемента более общей системы.

«Управлять – значит предвидеть», – писал В.Г. Афанасьев. Предвидеть прежде всего, к каким социальным последствиям приведет программа, реформа, план, как они отразятся на положении человека, в какой мере отвечают его интересам и потребностям. Управлять информационными процессами – значит предвидеть, к чему могут привести те или иные сообщения, какой отклик и резонанс они вызовут у аудитории и в обществе в целом.

Информация, предвосхищающая состояние социальной системы самого разного уровня – от семьи, трудового коллектива до общества в целом, – это прогностическая и плановая информация.

Прогностическая информация выполняет три функции: ориентировочную, нормативную, предупредительную.

Ориентировочная информация позволяет субъекту, органу управления выбрать цели, наиболее перспективные, реалистические направления в развитии общества, его отдельных сфер и звеньев; установить, решению каких проблем отдать предпочтение, в какой последовательности и какими средствами решать задачи. Этого типа информация позволяет создать модель будущей системы на различные периоды времени и направить систему на реализацию модели.

Нормативная информация содержит определенные показатели, нормы, следуя которым, можно осуществить прогностическую модель. Они не носят директивного характера, а помогают очертить условия, необходимые для реализации модели.

Предупредительная информация позволяет заранее предвидеть отклонение системы от заданной цели, возможные причины отклонения, отдельные последствия того или иного решения.

Первый, самый высокий уровень обобщения являет собой информация теоретического уровня – знания о наиболее общих закономерностях становления, развития и функционирования общества. Источником этого рода информации являются общественные науки – философия, экономическая теория, социология.

Второй (средний) уровень обобщения содержит информация о социальной структуре общества на данном этапе его развития (отношения между классами, нациями, этносами, большими социальными группами, городом и деревней, различными сторонами социальной структуры, конкретизация отношений основных классов, больших социальных общностей и социальных групп и т.д.).

Третий (первичный, исходный) уровень строится на информации о малых группах, первичных и исходных трудовых коллективах, о человеке, его положении, интересах и потребностях.

В.Г. Афанасьев подчеркивал, что «...в области массовой информации деление участников информационного взаимодействия на источники информации (субъекты воздействия) и приемники информации (объекты воздействия) весьма относительно, поскольку обе стороны этого взаимодействия – субъекты и объекты одновременно».

В своих предыдущих работах в качестве первого требования он выдвигал классовый, партийный подход к анализу и оценке информации. С началом реформ В.Г. Афанасьев вынужден был если не отказаться, то существенно пересмотреть это положение. Прежде всего потому, что чрезмерная политизация, беспрекословное соблюдение принципа классовости, партийности, подбор кадров на основе этого принципа, слепая приверженность идеологическим догмам крайне отрицательно воздействовали на общественные науки (главный источник самой высокой, теоретического уровня, социальной информации), на средства массовой информации – печать, радио, телевидение (главный проводник, комментатор информации, самое мощное средство формирования общественного мнения). «Мы, жрецы информации (ученые и журналисты), постоянно искали (и продолжаем искать) «врагов», боролись (и продолжаем бороться) то с консерваторами, то с ультрарадикалами. Какая-то непримиримость, групповщина, эгоизм, сепаратизм и местничество раздирают «информационное пространство» бывшего Союза. А ведь, кажется, совсем недавно оно было если не абсолютно, то почти (исключая «диссидентов») единым… нам, служителям информации, надо объединиться под единым флагом истины. Истина – это Бог, которому призваны служить социальная информация и ее жрецы, будь то политики, ученые или журналисты».

Главные, непреходящие требования к информации, на его взгляд, следующие.

Истинность, достоверность, соответствие информации тому, что она отражает.

Систематизированность, комплексность, сочетающая в себе различные виды и сведения, исторически и логически увязанные, поступающие в строго определенном порядке и последовательности.

– Соответствие информации компетентности, полномочиям субъекта управления, который ее использует. Компетентность – это совокупность функций, прав и ответственности органа управления или руководителя. Информация же призвана помочь рациональному выполнению функций, наиболее полной реализации прав, всей полноте ответственности за принятые решения.

Оптимальность, полнота информации – непременное требование к информации, используемой в управлении. Обеспечить оптимум информации - значит дать субъекту управления информацию, необходимую и достаточную для принятия правильного решения, для эффективного управляющего воздействия.

Точность информации – характеризует степень ее детализации, приближение к оригиналу, который она отражает.

Оптимизация информации означает возможность избежать ее недостатка и чрезмерного избытка. Недостаток – источник субъективизма, необоснованных скоропалительных решений, так как не дает субъекту управления возможности получить правильное представление о состоянии дел. Избыток информации труднее систематизировать. Много времени и сил расходуется на ее переработку, создается опасность «утонуть» в потоках бессистемной, необработанной информации, а результат такой же – необоснованность решений.

Достоверность информации неразрывно связана с точностью, объективно верным отражением состояния объекта управления и окружающей среды. Она снижается в результате субъективных (предвзятость, субъективизм в подготовке информации, недостаточная квалификация людей, работающих с информацией) и объективных факторов (помехи при передаче информации, отказ технических средств, невозможность получить требуемые данные из-за недостаточного развития науки и т.д.).

Полнота, оптимальность, новизна, полезность информации работают на управление только при соблюдении требования своевременности, оперативности. Время – враг информации. Несвоевременность делает ее бесполезной.

Критическое время – это время, по истечении которого решить поставленную задачу или невозможно, или возможно, но с большими издержками.

Лаконичность и логичность информации при максимальной смысловой нагрузке – требование к информации, особенно выраженной в документах.

– Информация призвана быть полезной, т.е. способствовать решению задач, стоящих перед системой. Полезность близка к понятию ценности информации. Ценность ее измеряется тем эффектом в управлении, который с ее помощью достигается. Ценность всегда конкретна. Ценной и полезной является информация, отличающаяся новизной, содержащая сведения еще неизвестные, но нужные потребителю.

Ключом к пониманию сущности любой информационной системы является понимание процесса труда как целостной системы, компонентами которой являются:

· сам труд как целесообразная деятельность человека, расходование человеческой рабочей силы;

· предмет труда, т.е. объект, процесс, на который направлен человеческий труд;

· средства труда, прежде всего орудия, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, преобразуя его соответственно поставленным целям.

Исходя из этого, сущность информационной системы выступает как целесообразная деятельность человека (труд), направленная на информацию (предмет труда), с тем чтобы, используя технические средства (орудия труда), преобразовать информацию в формы, необходимые для принятия решения, для совершенствования управляющего воздействия.

Главным компонентом информационной системы являются люди, коллектив, занятый в информационной системе, их труд, работа с информацией. Еще один компонент – информация, с которой работают люди. И третий компонент – орудия, средства работы с информацией.

Главная цель, сверхзадача информационной системы состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получать вторичную итоговую информацию, которая служит основой для принятия решений. При этом исходная, осведомляющая информация превращается в информацию командную.

Управление – это прежде всего информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления. И его успех во многом зависит от того, насколько адекватен, понятен и доступен и объекту, и субъекту язык этого общения.Разночтение управленческих команд, директивной, управляющей информации, равно как и информации обратной, осведомляющей, субъектом и объектом управления, приводит к нарушению управленческого процесса, к серьезным издержкам и просчетам.

Многозначность терминов затрудняет взаимопонимание управляющих и управляемых, специалистов, ученых, политиков, создание полезной нормативной методической и отчетно-контрольной документации, учебной литературы.

Одной из самых важных и сложных задач информационной системы является преодоление информационных барьеров, отсечение или снижение до минимума шумов.

Имеется несколько типов барьеров:

· • географические (пространственное разобщение источника и приемника информации);

· исторические (удаление событий во времени);

· квалификационные (степень подготовленности приемника информации);

· ведомственные (обособленность различных территорий, единиц ведомств, специфическая для данного ведомства система информации);

· режимные (предотвращение утечки секретной информации);

· языковые (различие языков источника и приемника информации);

· терминологические (различное понимание терминов);

· экономические (производитель не располагает средствами для обеспечения потребителя информацией или наоборот);

· психологические (связаны с особенностями передачи, понимания и интерпретации информации людьми, которые с ней работают);

· физический шум (помехи);

· семантический шум (информация не понята получателем);

· прагматический шум (информация понята, но признана бесполезной для решения управленческих задач, хотя объективно информация может быть ценной).

Учет всех этих особенностей социальной информации дает возможность производить и распространять ее более действенно и эффективно.