Интерактивные технологии обучения

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от interact (inter – «взаимный», act – действовать). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивные возможности ИКТ позволяют организовать обучение изобразительному искусству на основе информационного взаимодействия учащихся с информационными системами, программными средствами и глобальной сетью Интернет.

Интерактивные технологии обучения направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, выполняются творческие задания.

Возможности интерактивных технологий обучения расширяются при использовании аудиовизуальных и компьютерных средств. На уроках изобразительного искусства сам кабинет должен создавать среду для интерактивного обучения. Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.

Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).

Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.

Использование компьютерных программ, реализующих интерактивную технологию обучения, позволяет решить целый ряд дидактических и методических задач.

Во-первых, их применение значительно повышает мотивацию обучения за счет предоставления возможности учащемуся самостоятельного выбора режима работы в интерактивной среде, обеспечения разнообразных видов самостоятельной работы, компьютерной визуализации учебного материала, использования игровых ситуаций.

Во-вторых, реализация в интерактивной среде возможностей современной компьютерной графики и мультимедиа формирует и развивает наглядно-образный, наглядно-действенный виды мышления.

В-третьих, выполнение обучаемым экспериментально-исследовательской деятельности, организованной с помощью интерактивной среды, формирует у него исследовательские умения, инициирует самостоятельное приобретение знаний.

В-четвертых, реализация идей алгоритмизации обучения в интерактивной среде инициирует формирование у учащихся навыков оптимального поиска стратегии решения задач определенного класса, развивает алгоритмический, логический стиль мышления.

Информационно-коммуникационные средства по изобразительному искусству включают мультимедийные обучающие художественные программы, электронные учебники, электронные библиотеки по искусству, игровые художественные компьютерные программы.Интерактивные технологии обучения реализуются не только с помощью программных средств. Кабинеты изобразительного искусства оснащаются техническими интерактивными средствами информатизации. Примером такого средства является интерактивная доска (см. также сайт www.smartboard.ru).Белая поверхность доски играет роль экрана для вывода визуальной информации с компьютера. А датчики и блок обработки данных от них делают поверхность доски чувствительной к нажатию. Любым маркером и даже просто пальцем можно управлять используемой программной средой точно так же, как мышью. При подготовке слайдов, редактировании документов, выполнении тестовых заданий, управлении воспроизведением аудио- и видеофрагментов, редактировании графики или работе в виртуальной лабораторной среде можно, прикасаясь к поверхности доски или рисуя на ней маркером или пальцем, нажимать экранные кнопки, перетаскивать, масштабировать и поворачивать объекты, работать с любыми компонентами пользовательского интерфейса, проецируемыми на поверхность доски. Можно даже набирать текст касаниями маркера на клавишах виртуальной клавиатуры, также нарисованной на экране-доске.Использование интерактивной доски на уроках изобразительного искусства позволяет от сугубо индивидуальной работы за компьютерами перейти к коллективному обсуждению возникающих проблем. Учитель, проецируя на интерактивную доску очередное задание, может вызвать к ней одного или нескольких учеников для публичного решения задачи, в случае неправильного ответа организовать дискуссию либо, при работе в локальной сети, продемонстрировать результаты индивидуальной работы учащихся, дополняя их своими рукописными и графическими комментариями.

Информационно-деятельностные модели обучения изобразительному искусству могут быть использованы не только на уроке, но и при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.