Обучение на основе организации поиска, отбора и гипертекстового структурирования информации из распределенных информационных ресурсов

Информационно-деятельностные модели обучения изобразительному искусству

Информационно-деятельностные модели обучения строятся на основе широко используемых в педагогике информационного и деятельностного подходов. Согласно этим подходам наиболее распространенным видом деятельности в процессе обучения является познавательная деятельность, которая носит преимущественно информационный характер и представляет собой совокупность информационных процессов.

Использование информационных и коммуникационных технологий при обучении изобразительному искусству позволяет построить две модели обучения.

1. Модель обучения на основе информационной деятельности, связанной с накоплением, обработкой, продуцированием информации различного вида.

2. Модель обучения на основе интерактивного взаимодействия на базе информационных систем, программных средств и глобальной сети Интернет.

 

Модель обучения на основе организации поиска и отбора информации из Интернета опирается на значительные дидактические и методические возможности глобальной информационной среды с накопленными в ней ресурсами. Специальные поисковые технологии и системы предоставляют огромные возможности для изменения традиционного учебно-воспитательном процессе. Они создают дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности, изменения отношения к процессу обучения, для формирования у учащихся навыков самопознания и саморазвития. Специфика этих технологий заключается в том, что они предоставляют ученику громадные возможности выбора и получения разнообразной информации.

Поисковые технологии реализуются в различных информационно-справочных системах, помогающих человеку найти то, что ему нужно. Примерами подобных систем могут служить тематические каталоги и поисковые системы.

Тематические каталоги – это информационно-справочные системы, подготовленные вручную редакторами этих систем на основе информации, собранной в Интернете. Для быстрого перехода к нужному разделу тематического каталога можно воспользоваться встроенной системой автоматического поиска по ключевым словам. В качестве примеров тематических каталогов можно назвать:

· Каталог детских ресурсов Рунета (http://www.kinder.ru);

· Федеральный портал «Российское образование» (http://www.portal.edu.ru);

· Школьный мир: каталог образовательных ресурсов (http://school.holm.ru).

Поисковые системы представляют собой сложные информационно-справочные системы, автоматически генерируемые на основе данных, собираемых сетевыми программами-роботами по всему Интернету, и предоставляющие в ответ на запрос человека ссылки на различные информационные ресурсы. В качестве примеров поисковых систем можно назвать:

· Google (http://www.google.com);

· Рамблер (http://www.rambler.ru);

· Яндекс (http://www.yandex.ru).

Используя возможности поисковых технологий и систем, учитель изобразительного искусства может предложить учащимся подготовить доклад, реферат, провести поиск и сравнение информации по какому-либо учебному вопросу.

Но наиболее важна работа с информационными ресурсами (умение найти необходимую информацию, грамотно ее проанализировать и использовать в познавательных целях) в исследовательской деятельности учащихся. Одним из этапов исследовательской деятельности является информационный поиск – процесс поиска неструктурированной документальной информации в распределенной информационной среде. При этом выявляются в некотором множестве документов все такие, которые посвящены указанной теме, удовлетворяют заранее определенному условию поиска (запросу) или содержат необходимые факты, сведения, данные.

Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и предоставление необходимой информации. Обычно поиск информации состоит из четырех этапов:

· определение информационной потребности и формулировка информационного запроса;

· определение источников информации;

· извлечение информации из выявленных информационных массивов;

· ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.

Для грамотной организации информационного поиска важно представлять, что ресурсы Интернета организованы в веб-сайты, веб-порталы и веб-кольца.

Веб-сайт, или просто сайт – это совокупность веб-страниц, доступных в Интернете, объединенных одной темой. Совокупность всех общедоступных веб-сайтов есть Всемирная Паутина (WWW). Веб-страница – гипертекстовый ресурс Всемирной паутины. На веб-странице кроме текста могут располагаться также изображения и ссылки для быстрого перехода на другие страницы. Веб-страница может содержать медиафайлы, например звуковые файлы и видео, апплеты, а так же скрипты, позволяющие делать содержание страницы динамическим.

Существующие в Интернете веб-сайты могут активно использоваться учителем для организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Например, учитель может предложить работу учащимся с электронной библиотекой.

Электронная библиотека – веб-сайт, предназначенный для постепенного накопления различных текстов (чаще литературных, но также и любых других, вплоть до компьютерных программ), каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Форматы размещаемых в электронных библиотеках произведений можно разделить на две категории – форматы, предназначенные для чтения текста он-лайн и форматы, предназначенные для скачивания на компьютер читателя.

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Например, Библиотека изобразительных искусств (www.artlib.ru) предназначена для создания авторских галерей художников и различных собраний произведений искусств. На веб-сайте размещены публикации по теории и истории искусства, о художниках, о современной художественной жизни. В электронной библиотеке Books Gid (www.booksgid.com) есть учебная литература по дизайну и графическому дизайну – Adobe Photoshop CS2 для студентов, Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий, 3ds Max 2008. Основы мастерства и др.

Большим потенциалом для проведения исследований учащимися обладает такая форма использования ресурсов Интернета как экскурсия в виртуальный музей. Виртуальный музей(веб-сайт-музей) – тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения экспонатов, легкого и быстрого доступа к ним.

Первые веб-сайт-музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Сначала это были сайты реальных музеев, но вскоре стали появляться и виртуальные музеи. Первый виртуальный музей, назвавший себя таковым, появился в 1994 году.

Не всякий набор документов и фотографий имеет право называться веб-сайт-музеем. Цифровая коллекция виртуального музея должна иметь две отличительные характеристики – виртуальную экскурсию и поисковую систему.

В Интернете существует огромное количество музеев, как электронных представительств реальных музеев, так и музеев виртуальных. Например, Государственный Эрмитаж (www.hermitagemuseum.org). На этом веб-сайте представлены шедевры коллекции, выставки, история Эрмитажа, цифровая коллекция.

Для исследовательской работы учащихся, а также для медиаобразования, могут быть использованы Интернет-издания. Это средства массовой информации, распространяющие свою продукцию через Интернет. Традиционные печатные и эфирные СМИ обычно имеют свои веб-сайты, иногда полностью повторяющие их содержание, иногда содержащие только анонсы статей или тексты прошлых номеров. Например, на веб-сайте электронных версий печатных изданий Pressa.ru (pressa.ru) можно найти номера таких журналов как «4room», «AD», «АртХроника», «Художественный Совет». Существуют и чисто Интернет-издания, которые не издаются в печатной форме и не транслируются в эфир, а публикуются исключительно на своем веб-сайте.

Другим типом организации информационных ресурсов являются веб-порталы – сайты, предоставляющие пользователю Интернета возможность дальнейшего получения информации с других сайтов, иными словами – содержащие большое количество внешних (ведущих на другие ресурсы) ссылок. Как правило, порталы также предоставляют пользователю ряд дополнительных возможностей по выбору и структурированию информации, отвечающей его интересам.

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (http://www.ict.edu.ru) входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования. Ссылки с этого портала ведут в электронную библиотеку, к коллекции книг, каталогу Интернет-ресурсов, материалам конференций. Портал имеет поисковую систему, позволяющую организовать поиск необходимых материалов по различным параметрам.

Еще одним способом организации Интернет-ресурсов является веб-кольцо – объединение веб-сайтов с похожей тематикой. При этом каждый сайт участника такого кольца размещает у себя на веб-странице ссылки на следующего и предыдущего члена кольца. Таким образом, переходя по ссылкам можно посетить сайты всех членов кольца. Веб-кольцо является способом упорядочивания сайтов в Интернете, наряду с каталогами и поисковыми системами.

Информационная деятельность учащихся, связанная с поиском и продуцированием информации различного вида, может активно использоваться при интеграции элементов медиаобразования в обучение изобразительному искусству. Медиаобразование связано с развитием творческих способностей учащихся, с возможностями реализации индивидуального творческого потенциала ребенка в сфере средств массовой информации и коммуникации. Вариантов использования элементов медиаобразования в обучении изобразительному искусству достаточно много. Это создание медиатекстов (телевизионных и радиопередач развлекательного или научно-популярного жанра, посвященных какому-либо учебному вопросу), виртуальных экскурсий, выставок и т.д.

Созданные работы анализируются учителем и другими учащимися, в них ищутся возможные ошибки. Затем эти работы уточняются и модифицируются. Можно предлагать учащимся аргументировать правильность какого-либо утверждения из созданной работы, привести аргументы, ставящие это утверждение под сомнение. Такие формы и методы учебной работы приводят к формированию как медиаграмотности – способности к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию особенностей функционирования средств массовой информации и коммуникации в современном мире, используемых ими кодовых систем, так и к развитию критического мышления, умению оценивать качество информации с целью избирательного ее потребления.