Условия наведения на средних и больших высотах

НА СРЕДНИХ И БОЛЬШИХ ВЫСОТАХ

НАВЕДЕНИЕ НА ВОЗДУШНЫЕ ЦЕЛИ, ЛЕТЯЩИЕ

Тема № 12

ДЛЯ НЕКОТОРЫХ УГЛОВ

ЗНАЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

sin 0°, 180°, 360°=0; sin 30°= 0,5; sin 45°≈ 0,7; sin 60°≈ 0,865; sin 90°= 1;

sin 210°=– 0,5; sin 225°≈– 0,7; sin 240°≈– 0,865; sin 270°=– 1;

cos 0°, 360°=1; cos 30°≈0,865; cos 45°≈0,7; cos 60°=0,5; cos 90°=0;

cos 120°=– 0,5; cos 135°≈– 0,7; cos 150°≈– 0,865; cos 180°=– 1;

t g= sin/ cos; с t g= cos/ sin; t g 0°, 180°, 360° =0; с t g 90°, 270°=0;

t g 90°, 270° и с t g 0°, 180°, 360° – не существует.

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Назовите эмпириче­ские формулы для расчета в уме:

- радиуса разворота при различных значениях крена?

- времени разворота на 180° в секундах при различных значениях крена?

2. Как выполнить перевод скорости из км/ч в км/мин и обратно, зная, что скорости 100 км/ч – соответствует 1,66 км/мин; 200 км/ч – 3,33 км/мин;

300 км/ч – 5 км/мин?

3. Как выполнить перевод скорости из км/ч в м/с и обратно, зная, что скорости 10 м/сек – соответствует 36 км/ч; 50 м/сек – 180 км/ч;

100 м/сек – 360 км/ч, и так далее?

4. Назовите эмпириче­ские формулы для перевода скорости, выраженной в км/час в м/сек и в м/сек в км/час?

5. Назовите эмпириче­ские формулы для расчета в уме истинной скорости полета, выраженной в км/ч:

- по числу М (из М в Vист (км/ч))?

- по заданной приборной (из Vпр в Vист (км/ч))?

6. Назовите эмпириче­ские формулы для расчета в уме дальности вывода:

- при глазомерном наведении в ЗПС или ППС цели под 0/4?

- при глазомерном наведении под ракурсом 4/4?

7. Назовите эмпириче­ские формулы для расчета в уме упрежденной дистанции разворота (Дупр) и интервала (I):

- при атаке в ЗПС под 0/4 и угле разворота истребителя на 180°?

- при атаке в ППС под 0/4 и угле разворота истребителя на 90°?

- при атаке под 4/4 и угле разворота истребителя на 90°?

8. По каким формулам выполняется определение пройденного пути летательного аппарата по скорости и времени полета?

9. Назовите значения тригонометрических функций для некоторых углов?

 

 

 

Диапазон средних (СВ) и больших высот (БВ) находится в пределах отвысоты 1000 м до 12000 м (до высоты нижней границы тропопаузы).

Тропопауза – слой воздушного пространства в средних широтах от 10500до12000метров с минимальной минусовой температурой в диапазоне от – 55° С до 65° С.

Диапазон СВ – свыше 1000 м до 4000 мвключительно, БВ–свыше 4000 м до 12000 м(до тропопаузы) включительно.

 

В ходе выполнения боевых задач истребительной авиацией ОБУ осуществляет наведение самолетов (групп) на воздушные цели, обеспечивая наиболее выгодные для своих экипажей условия завязки воздушного боя. Это требует от расчетов ПУ тщательного изучения условий и методов выполнения наведений в данном диапазоне высот.

Условия наведения зависят от обстановки, складывающейся в процессе выполнения авиационной частью поставленных боевых задач. Она определяется характеристиками воздушных целей, боевыми возможностями своих истребителей и системы управления, а также тактической и навигационной обстановкой.

Условия обстановки оказывают влияние на выбор метода наведения, программы полета и параметров наведения.

На СВ и БВ возможно наличие облачности, что усложняет работу экипажа и ОБУ в ходе наведения.

В светлое время суток, при отсутствии мощной облачности, в простых метеоусловиях (в ПМУ) наведение выполняется в разомкнутых или сомкнутых боевых порядках, а в сложных метеорологических условиях (в СМУ) и должно прекращаться при большем, остатке топлива на самолете, чем в ПМУ. Кроме того, в облаках, по условиям безопасности, ограничивается маневренность истребителя.

 

При наведении на СВ и БВ в ПМУ ОБУ имеет возможность максимально использовать маневренные и разгонные характеристики современных истребителей.

В ходе наведения, кроме маневров в горизонтальной плоскости, могут выполняться и вертикальные восходящие и нисходящие маневры, позволяющие в короткое время и внезапно вывести истребитель в исходное положение для атаки.

Например, время разгона самолета Су-27 на Н = 1000 м от 600 до 1100 км/ч составляет 15 секунд, а самолета Миг-29 13,5 с. На Н = 1000 м и V = 550÷600 км/ч угловая скорость форсированного разворота этих истребителей составляет 18÷22 град/сек.

Такие широкие возможности истребителей позволяют быстро исправлять ошибки наведения и парировать маневры цели после их выявления.

Необходимо учитывать, что на высотах 3000÷9000 м – зимой, 9000÷12000 метров – летом за самолетом остается инверсионный след, который значительно увеличивает дальность визуального обнаружения цели летчиком (до 20÷30 км). Этот же след за истребителем демаскирует его.

При наведении в СМУ необходимо учитывать:

 

- сложность построения и выдерживания боевого порядка групп истребителей;

- трудность или невозможность ведения визуальной ориентировки или визуального поиска воздушной цели;

- влияние облачности и опасных явлений погоды (ОЯП) на выбор метода наведения и программы полета;

- ограничение в использовании бортовой инфракрасной, телевизионной и лазерной аппаратуры, и в применении управляемых ракет с ТГС. В облаках основным средством поражения воздушной цели является УР с РГС;

- сложность выполнения восходящих и нисходящих маневров;

- возможность появления помех радиосвязи при наличии грозовой облачности;

- возможность обледенения самолета, ухудшение его аэродинамических качеств.