SNW-подход к анализу внутренних ресурсов
Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации – это уже упоминавшийся SWOT-подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных и слабых сторон организации. Управленческие цели традиционного SW-подхода очевидны: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить и постараться дополнительно усилить; а слабые стороны – т.е. плохой внутренний ресурс – устранить.
SNW – это аббревиатура трех английских слов, которые означают:
S – Strength – сильная позиция (сторона),
N – Neutral – нейтральная позиция,
W – Weakness – слабая позиция (сторона).
Таким образом, при SNW-подходе или стратегическом SNW-анализе все изложенное про SW-подход сохраняется, но при этом еще добавляется особая нейтральная, т.е. N-позиция.
Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. В результате: во-первых, при SNW-подходе все достоинства SW-подхода остаются в силе; во-вторых, при SNW-анализе четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции. Поэтому для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем – кроме одной – ключевым позициям или факторам находится в состоянии N (нейтральная) и только по одному фактору – в состоянии S (сильная).
В целях получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW-подхода предлагается заполнить следующую таблицу (см. таблицу 4).
В данной таблице все позиции должны быть заполнены по материалам конкретной организации. При этом, разобравшись с логикой и структурой трафарета, можно изменить и количество, и содержание его конкретных позиций в зависимости от ситуации. Вместо «t» следует поставить конкретную цифру, которая определяет исследуемую стратегическую перспективу, т.е. 2 или 3 года, 5 лет и т.д.
Техника работы с этой таблицей предельно проста. В каждой строке трафарета необходимо поставить только один крестик: или в колонке S; или в колонке N, или в колонке W. «Крестик» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций. Причем альтернатива – это интегральная качественная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды организации в данной конкретной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния.
Табл. 4. Стратегический SNW-анализ внутренней среды
________________________________________________________________
(наименование организации)
________________________________________________________________
(на период t-летней стратегии организации)
№ п/п | Наименование стратегической позиции | Качественная оценка позиций | ||
S Сильная | N Нейтральная | W Слабая | ||
Стратегия организации | ||||
Бизнес стратегии (в целом), в том числе: | ||||
Бизнес № 1 | ||||
Бизнес № 2 | ||||
… | ||||
Бизнес № m | ||||
Оргструктура | ||||
Финансы как общее финансовое положение, в том числе: | ||||
4.1 | Финансы как состояние текущего баланса | |||
4.2 | Финансы как уровень бухучета | |||
4.3 | Финансы как финструктура | |||
4.4 | Финансы как доступность инвестиционных ресурсов (кредиты, размещение ценных бумаг и т.д.) | |||
4.5 | Финансы как уровень финансового менеджмента | |||
Продукт как конкурентоспособность (в целом), в том числе: | ||||
Продукт № 1 | ||||
Продукт № 2 | ||||
… | ||||
Продукт № t | ||||
Структура затрат (уровень себестоимости) по бизнесу (в целом), в том числе: | ||||
Бизнес № 1 | ||||
Бизнес № 2 | ||||
… | ||||
Бизнес № m | ||||
Дистрибуция как система реализации продукта (в целом), в том числе: | ||||
7.1 | Как материальная структура | |||
7.2 | Как умение торговать | |||
Информационная технология | ||||
Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов | ||||
Способность к лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов), в том числе: | ||||
10.1 | Способность к лидерству первого лица организации | |||
10.2 | Способность к лидерству всего персонала | |||
10.3 | Способность к лидерству как совокупность объективных факторов | |||
Уровень производства (в целом), в том числе: | ||||
11.1 | Качество материальной базы | |||
11.2 | Квалификация инженеров (ключевых производственных специалистов) | |||
11.3 | Квалификация рабочих (основное производство) | |||
Уровень маркетинга | ||||
Уровень менеджмента (т.е. качество и способность обеспечить рыночный успех системой менеджмента в целом) | ||||
Качество торговой марки | ||||
Качество персонала (в целом) | ||||
Репутация на рынке | ||||
Репутация организации как работодателя | ||||
Отношения с органами власти (в целом), в том числе: | ||||
18.1 | С федеральным правительством | |||
18.2 | С правительством субъекта федерации | |||
18.3 | С органами местного самоуправления | |||
18.4 | С системой налогового контроля | |||
… | ||||
18.k | ||||
Отношения с профсоюзами (в целом), в том числе: | ||||
19.1 | С корпоративным | |||
19.2 | С отраслевым | |||
Отношения со смежниками (качество ключевых звеньев кооперационной сети организации) | ||||
Инновации как исследования и разработки | ||||
Послепродажное обслуживание | ||||
Степень вертикальной интегрированности | ||||
Корпоративная культура | ||||
Стратегические альянсы | ||||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) | ||||
… | ||||
n |
При анализе внутренней среды также может использоваться метод семантического дифференциала.
Система семантических дифференциалов в стратегическом анализе используется для оценки деятельности организации по однородным параметрам, которых должно быть не менее 15 в целях обеспечения более точного анализа. Оценочная шкала, как правило, варьируется от 0 до 10 баллов. При этом составляется как минимум три линии, характеризующие внутреннюю среду организации (рисунок 15):
· с точки зрения руководства;
· с точки зрения персонала;
· с точки зрения клиентов.
Точки наибольшего расхождения данных линий заслуживают наиболее пристального внимания, а точки совпадения линий представляют собой наиболее важные сильные и слабые стороны деятельности организации.
![]() |
параметры
![]() |
0 5 10
оценка (в баллах)
![]() |
Рис. 15. Пример оценки деятельности организации с помощью семантического дифференциала
Особенностью приведенных выше методов является их описательный экспертный характер, поэтому необходимо дополнить их исследованием динамики изменения основных технико-экономических показателей деятельности организации.