Тема 2. Лексикология. Слово как единица лексики. Лексико-семантическая система языка. Лексическая семантика.
План:
2.1. Особенности лексической системы языка. Аспекты изучения лексики. Разделы и отрасли лексикологии.
2.2. Слово и понятие. Признаки и функции слова.
2.3. Лексическая семантика. Лексическое значение и его структура.
2.4. Типы лексических значений. Многозначность слова.
2.5. Эпидигматика, парадигматика и синтагматика слова.
2.1. Особенности лексической системы языка. Аспекты изучения лексики. Разделы и отрасли лексикологии.
Лексикология (греч. lexicos – ‘относящийся к слову’) – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, лексику. Лексика – совокупность слов того или иного языка, а также совокупность слов, употребляемых одним человеком или представленных в определенном произведении, издании. Кроме того, под лексикой понимают особенности употребления слов того или иного функционального стиля.
Особенности лексической системы:
1) имеет исторический характер и несет лингвокультурологический и социолингвистический отпечаток;
2) состоит из подсистем: семантических полей, лексико-грамматических групп и т.д.
3) характеризуется отношениями иерархическими (гиперо-гипонимия), парадигматическими (синонимия, антонимия), синтагматическими (лексическая сочетаемость) и др.;
4) большое количество единиц;
5) тесная связь с экстралингвистическими факторами;
6) открытая система (в отличие от грамматической);
7) тесные связи с контекстом;
8) подвижность лексических единиц в словарном составе языка (наличие асистемных тенденций):
Ø возможность создания потенциальных слов;
Ø подвижность семантики слов, передача системных (словарных) и личностно значимых смыслов;
Ø влияние социальнокультурных факторов на лексическую систему и др.
Аспекты лексикологии:
1. Общая - изучает лексику разных языков, выявляет универсалии и общие закономерности. Частная - исследует словарный состав одного языка.
2. Описательная (синхроническая) - изучает лексику одновременно сосуществующую. Историческая (диахроническая) - изучает словарный состав в процессе формирования и развития. Лексикология может быть описательной, или синхронической (гр. syn - вместе + chronos - время), тогда она исследует словарный состав языка в его современном состоянии, и исторической, или диахронической (гр. dia - через + chronos - время), тогда ее предметом является развитие лексики данного языка.
3. Сопоставительная - лексика разных языков сопоставляется для выявления сходств и различий.
4. Практическая - необходима для практического овладения языком. Теоретическая - дает научное освещение понятий.
В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Объектом рассмотрения в этом разделе курса современного русского языка является слово как таковое. Следует заметить, что слово находится в поле зрения и других разделов курса. Например, фонетика изучает материальную сторону слова – его звуковую оболочку; словообразование исследует законы и типы образования слов, морфология - грамматические категории, характерные для определенных классов слов, и только лексикология исследует внутреннюю форму слова, его функционирование как единицы, несущей определенное содержание и дающей представление о предмете действительности, которое отражено в сознании носителей языка.
Задачи лексикологии:
1. Изучение понятий - единиц, структура значений и закономерности функционирования.
2. Категориальные и лексико-семантические отношения (полисемия, антонимия и др.).
3. Классификация и описание лексики (формирование, сфера употребления).
Лексикология связана с дисциплинами:
1) лингвистические - грамматика, словообразование, фонетика, семантика, историческая лексикология, стилистика, диалектология, социолингвистика и др.
2) общие - философия, логика, психология, история, культурология и др.
В курсе современного русского языка рассматривается описательная лексикология. Синхроническое изучение лексики предполагает исследование ее как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов в настоящее время.
Описательная лексикология занимается вопросами значения слова, семантикой (гр. semantikos - обозначающий), объемом, структурой словарного состава и т.п., т.е. рассматривающая разнообразные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе.
2.2. Слово и понятие. Признаки и функции слова.
Понятие - это отображенное в сознании человека представление о классе однородных предметов, признаков, действий и пр. в виде совокупности их существенных признаков. Слово диван обозначает не конкретный единичный предмет, а класс предметов, вид мебели (обычно мягкой), предназначенный для сидения и лежания.
При этом различаются наивные и научные понятия. Несовпадение наивной и научной картины мира отражены в следующем высказывании: «Прямая (линия) определяется в геометрии как 'кратчайшее расстояние между двумя точками'. Но в литературном языке это, очевидно, не так. Я думаю, что прямой мы называем в быту линию, которая не уклоняется ни вправо, ни влево (а также ни вверх, ни вниз)» (Лев Владимирович Щерба).
Научные понятия богаче лексического значения, они совпадают с лексическим значением только у терминов. Понятия – центральные компоненты лексических значений слов (бытовых понятий).
Слово является важнейшей номинативной единицей языка. Представление о слове как основной единице наименования явлений действительности складывается непосредственно в речевой практике людей. Однако дать научное определение слову значительно сложнее, так как слова многообразны по структурно-грамматическим и семантическим признакам. Наряду с «настоящими» словами есть и такие, которые представляют собой, по замечанию Дмитрия Николаевича Шмелева, «переходные формы». Для этого достаточно сравнить слова дом, говорить, так сказать, мало, с гулькин нос, из, к, ой!, и. Поэтому признаки, по которым выделяется основная масса слов, не в одинаковой степени характерны для всех языковых единиц, которые мы привыкли считать словами.